Эмалевая миниатюра.

Очень интересным есть особенный вид портрета: портретная миниатюра на эмали. Ее появление связано с огромным интересом общества к национальному человеку, для оценки которого принципиально важно не происхождение, а личная инициатива, преимущество, ум, энергия. Нового национального человека нужно научить, возвысить и наградить. Из этого идет потребность и желание Петра ввести награды, подобные европейским. «Ордена прикрепляют к платью, а блеск придают лицу». Вместе с сравнительно не так давно созданными орденами, таковой призом стала замечательно выполненная, радующая глаз собственной красивым сочетанием и яркостью тонов портретная миниатюра. На миниатюрах изображались императрицы и портреты императора, а в последствии кое-какие из приближенных Петра также стали заказывать подобные изображения. Миниатюрами одаривались сподвижники Петра за участие в деле преобразования России, конечно дипломаты и знатные иностранцы. По окончании смерти Петра жалованные миниатюры стали вручаться не только за заслуги, но и как символ царской милости.

В большинстве случаев такие миниатюрные портреты не превышали в размерах 3-6 сантиметров, носили их как орден, на груди, приколотыми к банту либо висящими на ленте. На многих портретах деятелей XYIII в. возможно рассмотреть такие миниатюры.

Расписные эмали известны в Киевской Руси весьма в далеком прошлом, действительно, не была известна портретная миниатюра, но броская эмаль являлась украшением церковных утвари и книг, драгоценностей, посуды, оружия и многих иных предметов. Такая техника эмалевой росписи по металлу именуется «финифть».

Особую эмалевую краску, которая выпускалась в виде брусочков, дробили в небольшой порошок, смешивали с водой либо эфирными маслами и приобретали густую массу. После этого мастер делал заготовки для миниатюр из металла – золотые либо бронзовые пластинки со легко выпуклой поверхностью. Затем пластинку грунтовали несколькими слоями белой либо светло-серой эмали, обжигая любой слой при высокой температуре. В следствии пластинка приобретала весьма ровную блестящую поверхность, на которой возможно было писать изображение. Роспись наносилась весьма мелкими мазками либо точками. Пока не высыхала одна краска, не было возможности наносить другую. В то время, когда краски высыхали, миниатюру опять и опять помещали в печь, всегда, дополняя новыми красками, подновляя места, каковые выгорели при обжиге либо были не хватает броскими. Это делали , пока краски не получали нужную яркость, блеск и глянец, другими словами до тех пор пока они совсем не сплавлялись с грунтовкой.

Создание миниатюры на эмали потребовало громадной подготовки, хорошего знания законов сочетания разных красок, их изменяемости при обжиге. Стоило легко отклониться от строгой последовательности в работе, всего лишь 60 секунд передержать изделие при обжиге, и миниатюра была безвозвратно сломана, время от времени на самом последнем этапе работы.

Первоначально портретные миниатюры создавали зарубежные мастера, например, красивый мастер Шарль Буат, но не так долго осталось ждать в Российской Федерации показались собственные живописцы-миниатюристы. Первым из них былГригорий Семенович Мусикийский (ок. 1670-ок. 1740).

О жизни и творчестве Мусикийского нам, к сожалению, известно мало, сохранилось только 16 его подписных работ. Первоначально Мусикийский трудится в Москве, в Оружейной палате, а в 1711 году переезжает в будущую столицу и зачисляется в состав Оружейной канцелярии, к которой было приписаны и живописцы-миниатюристы. Царь требует изготовления и быстрейшего налаживания работы все новых и новых «персонок», конечно, что первые работы Мусикийского — это портреты Петра. Несомненно, их было создано значительно больше, но до нас дошли лишь две работы. Это правильные копии с миниатюр зарубежных живописцев-миниатюристов.

Правильное копирование чужих работ не имело возможности удовлетворять живописца, исходя из этого последующие миниатюры Мусикийского свидетельствуют, что он очевидно тяготел к независимому творчеству. Весьма увлекательна круглая миниатюра 1716 года с парными портретами Екатерины и Петра. Это уже не жалованная «персона», а сюжетная композиция. Между громадными портретами его жены и императора живописец изображает два сросшихся сердца, увитых ветвями, над портретами Екатерины и Петра, в тучах, три мелких портрета детей царской четы – Анны, Елизаветы и сравнительно не так давно появившегося царевича Петра. Все это должно было свидетельствовать о нерушимом альянсе, верности и любви Екатерины и Петра.

Мусикийский выполнил пара групповых портретов семьи Петра I, в них явственно ощущаются уникальные, характерные черты творчества живописца. В 1717 году Мусикийский формирует “Домашний портрет Петра I. Слева в креслах сидят Екатерина и Петр, императрица левой рукой показывает на стоящих рядом детей. Старший сын Петра царевич Алексей в громадном парике и нарядном комзоле, рядом с ним Екатерины дочь и младшая Петра Елизавета и старшая, любимица Петра, Анна. Перед ними – маленькая фигурка царевича Петра в маленьком кафтанчике и с треуголкой под рукой. В глубине слева – спускающийся прекрасными складками пышный занавес, а за ним – колонны. Справа в просвете показывается кусочек голубого неба. Все это должно свидетельствовать о согласии и мире, царящих в императорской семье. ”/10/

Если судить по композиции миниатюры, Мусикийский прекрасно был знаком с европейским парадным групповым портретом, известным в Российской Федерации, в первую очередь, благодаря картине. Но для миниатюры того времени, и западно-европейской, и русской, подобные групповые портреты были новинкой. Такая работа ставила перед живописцем задачи, каковые не всегда удавалось решить. Мусикийский не силен в рисунке, исходя из этого фигуры на миниатюре непропорциональны. Особенно фигура Петра I, с тонкими ногами и большой головой. Забавны личики Анны, Елизаветы и мелкого Петра Петровича, каковые больше напоминают уменьшенные слепки с лица Екатерины. Портретов царевен и тем более царевича тогда еще не было, и Мусикийский, разумеется, писал их по памяти.

Со непростым вопросом о престолонаследии связана миниатюра Мусикийского “Конклюзия на престолонаследие”/11/, она выполнена по заказу А.Д. Меншикова – помощника и верного друга Петра I — и хранится в Эрмитаже. На первом замысле изображены знамёна и доспехи, за ними стоят Петр I и Екатерина в окружении аллегорических фигур. Слева от Петра – Правосудие с весами, справа от Екатерины – Истина с зеркалом и Вера с короной в руках, которую она протягивает Петру. А Петр скипетром показывает на мелкого царевича Петра, изображенного справа, перед фигурой Веры.

Вероятнее, миниатюра понравилась Петру, поскольку царь заказывает Мусикийскому еще три таких же «Конклюзии». Эта миниатюра выходит за рамки группового портрета и есть многофигурной, аллегорической композицией, несущей политический суть.

«Конклюзия» весьма близка по цветовому ответу и по манере выполнения к «Домашнему портрету». Обе миниатюры наивны, правдивы, декоративны и честно теплы, их отличает изумительная яркость красок, с преобладанием изумрудных, голубых и малиново-лиловых тонов.

Не только художественную, но и историческую сокровище воображают парные миниатюры Петра I и Екатерины I, каковые выполнены к двадцатилетию со дня основания Санкт-Петербурга, фоном для портрета Петра помогает панорама Петербурга и Петропавловская крепость, а Екатерины – ее загородная резиденция Екатерингоф. Портрет императора живописец написал, забрав за базу картину А. Зубова, в качестве фона использована «Панорама Санкт-Петербурга» с гравюрных страниц того же мастера. Портрет Екатерины практически без трансформаций скопирован с оригинала живописца Ж. Натье, а вид Екатерингофа – с картины А. Ростовцева.

Но, без оглядки на то, что Мусикийский применяет для собственных композиций работы вторых живописцев, цветовое ответ его миниатюр неизменно самостоятельно и уникально.

Чем же завлекают нас до сих пор произведения Мусикийского? своеобразие и Удивительное обаяние придают его работам наивность и непосредственность восприятия мира, модели изображены мало простодушно, с теплотой и очаровательной наивностью. Его миниатюры необычны по цветовой гамме, весьма красивой, свежей, со храбрым сочетанием чистых и звонких тонов. Особенно хороши эти произведения при ярком солнечном и электрическом свете, в то время, когда вспыхивают броские блики на эмалях, напоминающие россыпь многоцветных драгоценных камней.

Lo?i

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector