Элементы конфессиональной рекламы

Элементы культа не в меньшей степени, чем политические пристрастия, пронизывали материальную культуру и всю духовную античности, что соответствует религиозному мироощущению человека греко-римской эры. И тут, в контексте формирования рекламного процесса, самый занимательны разные варианты праздничных процессий.

Они посвящались разным всевышним Олимпийского пантеона и проводились каждый год в утвержденные традицией календарные сроки.

На исходе античности обитатели римской державы все дальше отступают от традиций, включая в собственный обиход поклонение новым всевышним. Апулей обрисовывает одно из бессчётных празднеств, посвященных богине плодородия. «Вот появляются первые участники величественной процессии, любой замечательно разодетый по выбору и своему вкусу. Тот с армейским поясом изображал воина, этого подобранный кверху плащ, рогатина и сандалии перевоплотили в охотника, второй в позолоченных туфлях, в шелковом платье, драгоценных уборах, с заплетенными в косы волосами, плавной походкой подражал даме. Дальше в поножах, в шлеме, со мечом и щитом кто-то выступает, словно бы на данный момент пришел с гладиаторского состязания; был и таковой, что в пурпурной одежде, сликторскими связками, играл роль должностного лица, и таковой, что изображал из себя философа в широком плаще, плетеных сандалиях, с посохом и козлиной бородой; были тут и птицелов, и рыбак — оба с тростниками: у одного они смазаны клеем, у другого — с крючками на финише. Тут же и ручную медведицу, на носилках сидевшую, несли как почтенную матрону, и мартышка в фригийском платье и матерчатом колпаке шафранового цвета, протягивая золотой кубок, изображала пастуха Тани-меда; шел и осел с приклееными крыльями рядом с дряхлым стариком: сходу сообщишь — вот Беллерофонт (мифический храбрец, победивший чудовище — Химеру на крылатом коне), а вот Пегас… Дамы, блистая белыми как снег одеждами, радуя взор разнообразными уборами, украшенные весенними венками, одни из подола цветочками усыпали путь, по которому шествовала священная процессия, у других за поясницами были повешены блестящие зеркала, дабы подвигающейся богине был виден целый священный поезд сзади нее; кое-какие, держа гребни из слоновой кости, сгибанием и движением рук пальцев делали вид, словно бы расчесывают и прибирают волосы владычице; были и такие, что дивным бальдругими благовониями и замом окропляли улицы. Тут же громадная масса людей обоего пола с фонарями, факелами, свечами и всякого рода искусственными светильниками в руках прославляла источник сияния звезд небесных. флейты и Свирели, звуча сладчайшими мелодиями, создавали очаровательную музыку. За музыкантами — прелестный хор избранных юношей в сверкающих белизной шикарных одеждах, повторял строфы красивой песни, слова и мелодию которой сочинил благоволением муз узнаваемый поэт; песнопение это заключало в себе, кстати, зачин более величественного гимна с обетами и молитвами»31.

Описание подробно передает синкретичность священного действа, сплавленность в нем разнообразных знаковых совокупностей, наработанных культурой: музыки, пения, танца, фарса, устной поэзии, скульптуры и т. п. Тут начало драматургических жанров, средневековых мистерий и карнавалов. Тут находятся и зародыши рекламных акций — целенаправленного сочетания множества знаковых средств, мобилизованных для комплексного действия на потенциального потребителя: зрителя, участника, попутчика.

Как упоминалось выше, в неспециализированный рекламный процесс вливались призывы бродячих проповедников экзотических восточных культов, а также бессчётных прорицателей, предлагавших за приемлемую плату определить будущее. Спрос на последних был очень велик, но столь же солидно было и число законченных обманщиков в данной среде. Апулей говорит: «Установив одно неспециализированное предсказание на разные случаи судьбы, таким манером дурачили они массы людей, задавав вопросыших у них совета по самым разнообразным предлогам.

Быки в запряжке пашут почву для того,

Дабы посевам впредь привольно зеленеть.

Случалось ли, что желающие вступить в брак задавали вопросы совета, они уверяли, что ответ попадает именно в цель: сопряженные супружеством создадут большое потомство; в случае если запрашивал их человек, собирающийся купить имение, то оракул сказал верно… Желал ли кто взять божественное указание, волнуясь на счет грядущего путешествия, вот уже готова ему упряжка самых смирных четвероногих, а посев сулил барыш; получал ли кто ответа, удачно ли окончится грядущее сражение либо преследование разбойничьей шайки, они утверждали, что прорицание благоприятно и знаменует полную победу, т. к. головы неприятелей склонятся под ярмо и будет захвачена обильная и богатая добыча. Этим мошенническим прорицанием вытянули они много денег32.

Мошенники рекламировали собственные оракульские услуги упорно и изобразительно, создавая образцы того, что в западноевропейском Средневековье будет названо «дутой» рекламой.

самый выразительный и полноценный рекламный текст, посвященный сакральным проблемам — постижению воли всевышних при помощи толкования снов, дошел до нас от третьего века до н. э. Это надпись, высеченная на каменной стеле и отысканная в развалинах древнеегипетского города Мемфиса. «Я, Рино, с острова Крит по воле всевышних толкую сновидения»33. Данное старейшее объявление сочетает слова и иллюстрацию, воображающую священного быка Аписа. Возможно предположить, что результативность столь фундаментальной рекламы была достаточно высока.

31 Апулей Видоизменения. В IX книгах. — М., 1959. С. 300-301.

32 Апулей Видоизменения. В IX книгах. — М.,1959. С. 250.

33 Цит. по: Феофанов О. А. США: общество и реклама. — М., 1974. С. 50.

СУПЕР Подборка рекламы для детей №61-65


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: