Экспериментальная работа по формированию у детей 2-3 лет познавательных действий в процессе экспериментирования с материалами и веществами.

Исходя из гипотезы и задач изучения, и учитывая результаты констатирующего опыта, мы выяснили цель формирующего опыта: организовать у детей 2-3 лет познавательные действия в ходе экспериментирования с веществами и материалами.

методика и Содержание формирующего опыта определялась следующими задачами:

1. Содействовать проявлению поисковой активности, ориентировке в заданных условиях.

2. Вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке

3. Вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции

4. Вырабатывать умение повторять за взрослым действия по показу

5. Вырабатывать умение совершенно верно делать познавательные действия с применением оборудования и без его применения.

В формирующем опыте мы применяли следующие способы, каковые конкретизируются в зависимости от созданной особенностей и ситуации поведения ребенка: наблюдение за действиями детей с целью обнаружения неприятностей, создание проблемной обстановке, показ действий, демонстрация, называние действия словом, словесные руководства по исполнению действий, постановка поисковой задачи, поисковые вопросы по выбору оборудования и действий, помощь в исполнении заданий, внесение резиновой игрушки, включение предметов в деятельность детей, просьба-предложение, повторение действий.

Работа с детьми осуществлялась по блокам: опыты с водой, опыты с песком, опыты с камнями, опыты со всеми объектами совместно.

Работу по освоению детьми познавательных действий с детьми в каждом блоке, мы реализовывали по этапам:

1. Ребенок осваивал операции действия в совместной деятельности с педагогом. Педагог демонстрировал исполнение действия и именовал его на протяжении опыта. Ребенок делал воздействие по показу, в один момент со взрослым и также повторял слово.

На данном этапе решали задачи: 1) вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке; 2) вырабатывать умение повторять за взрослым действия по показу

2. Упражнение в верном исполнении действия в намерено созданной ситуации, с предложенным оборудованием. Взрослый формирует поисковую обстановку, в ходе ее исполнения стимулирует ребенка, поощряет, корректирует действия либо слово.

На данном этапе решались следующие задачи: 1) содействовать проявлению поисковой активности, ориентировке в заданных условиях; 2) вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке

3. Исполнение названного действия с названым оборудованием. Взрослый именует оборудование и действие, ребенок выполнят данное воздействие, взрослый оказывает помощь ребенку при трудностей. Содействовать проявлению поисковой активности, ориентировке в заданных условиях.

На данном этапе решались следующие задачи: 1) вырабатывать умение совершенно верно делать познавательные действия с применением оборудования и без его применения; 2) вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции; 3) вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции

4. Применение освоения познавательных действий для ответа поисковой задачи в ходе экспериментирования с веществами и различными материалами. Взрослый формирует проблемную обстановку, в которой ребенок применяет все предложенные необходимое оборудование и объекты, ребенок самостоятельно делает воздействие.

На данном этапе решались следующие задачи: 1) вырабатывать умение совершенно верно делать познавательные действия с применением оборудования и без его применения; 2) вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке; 3) вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции

Мы создали перспективный замысел работы с детьми, в котором предлагались опыты с объектами: водой, камнями и песком (таблицы 3, 4, 5, 6)

Занятия в группе детей происходили по подгруппам. Мы поделили детей на 4 подгруппы по 5 человек и занимались с каждой подгруппой по каждому блоку.

Таблица 3. Опыты с водой
Действия 1 этап 2 этап 3 этап
задания / оборудование задания / оборудование задания / оборудование
1.Переливать 2.Выливать 1. «Налей в стаканчик» (2 прозрачные емкости) 2. «Высвободи стаканчик» (прозрачная емкость с водой, громадная емкость) 1.«Налей всем куклам чаю» (игрушечные чашечки, куклы, емкость с водой) 2. «Вылей чай» (чашечки наполненные водой) 1. «Нальем лимонад» (пластиковая емкость с водой, 2 прозрачные безлюдные емкости) 2. «Лимонад испортился» (пластиковая прозрачная емкость с водой)
Размешивать в воде «Размешай муку в воде» (прозрачная емкость с водой, ложечка, палочка) «Посласти чай» (прозрачная емкость с водой, ложечка, палочка) «Добавим соль» (прозрачная емкость с водой, ложечка, палочка)
Опускать в воду предметы «Кинь в воду» (емкость с водой, мелкий тяжелый предмет) «Плывет либо тонет» (емкость с водой, тяжелый и легкий предмет) «Кукла желает плавать» (емкость с водой, резиновая кукла)
Выдавливать воду из предмета «Надави и отпусти» (емкость с водой, игрушка с дырочкой, губка) «Собери водичку» (емкость с водой, губка, тряпочка) «Чем стереть со стола воду» (емкость с водой, губка, тряпочка, игрушка с дырочкой)
Закрывать емкость крышкой «Закрой крышечкой» (прозрачная емкость с водой) «Чтобы не пролилось» (2 емкости с водой, крышки) «А что если водичка убежит» (пластиковая емкость с водой)
Делать воду мыльной «Мылим руки» (емкость с водой) «Намылим куклу» (емкость с водой, кукла) «Мыльная водичка» (емкость с водой)

В данном блоке, мы реализовывали 3 этапа. Охарактеризуем 1 этап на примере одного из заданий. Задание «Налей в стаканчик», оборудование: 2 прозрачные емкости, одна с водой, вторая безлюдная. Движение деятельности: Педагог ставит на стол 2 стаканчика, один заполнен водой, а второй безлюден. Педагог: «Перелей водичку в безлюдный стаканчик, дабы было поровну. Вот так! Повторяй за мной». Педагог демонстрирует воздействие, а ребенок повторяет за ним. «Что необходимо сделать? Перелить водичку». Задание «Высвободи стаканчик», оборудование: прозрачная емкость с водой, громадная емкость (тазик). Движение деятельности: Педагог ставит перед ребенком на стол стаканчик с водой и говорит «Вылей водичку в тазик, делай как я, вот так». Ребенок повторяет за взрослым и в один момент повторяет слово: «Вылить». Дети на данном этапе превосходно справлялись с заданием. С интересом подключался к заданиям Дима Г., он старался делать задания верно а также где то комментировать на своем языке. Дети осваивали операции действий в совместной деятельности с педагогом, что им весьма нравилось, и так превосходно усваивали данное воздействие.Так же мы обучали детей действиям: размешивать в воде, опускать в воду предметы, закрывать емкость крышкой, делать воду мыльной. Эти действия осваивались по тому же принципу, что и первые. Детям весьма понравились задания на данном этапе, в особенности прекрасно они отзывались о заданиях выдавливать воду и делать воду мыльной.

Таблица 4. Опыты с песком

Действия 1 этап 2 этап 3 этап
задания / оборудование задания / оборудование задания / оборудование
Пересыпать Просеивать 1. «Переложи в стаканчик» (прозрачная емкость, емкость с песком, лопатка, ложечка) 2. «Чистый песочек» (прозрачная емкость, емкость с песком, ситечко) 1. «Насыпь сахар» (прозрачная емкость, емкость с песком, ложечка, лопатка) 2. «Украсим пудрой» (емкость с песком, предмет, ситечко) 1. «Переложи в стаканчик» (прозрачная емкость, емкость с песком, лопатка, ложечка) 2. «Чистый песочек» (прозрачная емкость, емкость с песком, ситечко)
Делать постройки из мокрого песка «Выпечка к столу» (лопатка, формочки для песка) «Делаем куличики» (формы для песка, лопатка) «Выстрой дом» (лопатка)
Прихлопывать (утрамбовывать) «Похлопай» (емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком) «Испечем пирожки» (емкость с мокрым песком) «Сделай постройку жёсткой» (емкость с мокрым песком, лопатка)
Прятать предметы «Закопай глубоко» (емкость с песком, пуговицы, бусинки) «Отыщи сокровища» (емкость с песком, пуговицы, бусинки) «Спрячь клад» (емкость с песком, пуговицы, бусинки)
Копать, выгребать песок «Раскопай ямку» (емкость с песком, лопатка) «Сделай норки для мышек» (емкость с песком, ложечка) «Сделай ходы для мышей» (емкость с песком, лопатка)
Нажимать, делать следы «Надави по посильнее» (емкость с песком) 1. «Идут медвежата» (емкость с песком) 2. «Прыгают зайцы» (емкость с песком) 1. «Как медвежата топают?» (емкость с песком) 2. «Как бегают змеи?» (емкость с песком)

В данном блоке реализовывали 3 этапа. Охарактеризуем подробнее одно из заданий на 2 этапе. Задание «Идут медвежата», оборудование: тазик с песком. Движение деятельности: Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с песком, и говорит «Давай с тобой сделаем следы на песке? Сложи ручки в кулачек, и нажимай на песочек, топай как мишка. Сделаем большое количество следов, мишка ходил по кругу». Ребенок в данном задании упражняется в исполнении действия – нажимать делать следы. Освоение действия происходит в намерено созданной ситуации. По такому же принципу реализуется задание «Сделай норки для мышек», оборудование: громадная емкость с песком (тазик) и ложечка. Движение деятельности: Педагог показывает ребенку тазик с горкой мокрого песка и говорит: «Давай с тобой сделаем норки для мышек? Мышек большое количество и им негде жить. Будем капать песочек». Потому, что дети уже пробовали делать данное воздействие на 1 этапе, они деятельно включались в поисковую обстановку. Педагог лишь стимулировал исполнение, поощрял детей и корректировал воздействие либо слово: «Что мы будем делать? Капать песочек». Особенно детям понравились задания с поиском пуговиц (и сокровищ бусинок) и копание норок и ямок для мышек. Девочкам, Соне Т. и Ане А., понравилось делать следы на песке, они пристально слушали задания и старались делать верно.

Таблица № 5. Опыты с камнями.

Действия 1 этап 2 этап 3 этап
задания / оборудование задания / оборудование задания / оборудование
Перекладывать «Поделись булочками» (емкость с камушками, безлюдная емкость) «Положи на тарелочки» (куклы, 3 емкости, емкость с камушками) «Поделись с воспитателем» (емкость с камушками, безлюдная емкость, лопатка)
Складывать один на другой «Домик для птичек» (емкость с камушками) «Выстроим башню» (емкость с камушками) «Сложи блинчики» (емкость с камушками, лопатка)
Выкладывать на поверхность «Положи на стол» (емкость с камушками) «Пирожки для гостей» емкость с камушками) «Сложи по кругу» (емкость с камушками)
Стучать, кидать «Жёсткий либо нет» (емкость с камнями) «Попади в цель» (емкость с камнями, игрушка) «Рассыпь камушки» (емкость с камнями)

The Choice is Ours (2016) Official Full на данный момент


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: