Исходя из гипотезы и задач изучения, и учитывая результаты констатирующего опыта, мы выяснили цель формирующего опыта: организовать у детей 2-3 лет познавательные действия в ходе экспериментирования с веществами и материалами.
методика и Содержание формирующего опыта определялась следующими задачами:
1. Содействовать проявлению поисковой активности, ориентировке в заданных условиях.
2. Вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке
3. Вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции
4. Вырабатывать умение повторять за взрослым действия по показу
5. Вырабатывать умение совершенно верно делать познавательные действия с применением оборудования и без его применения.
В формирующем опыте мы применяли следующие способы, каковые конкретизируются в зависимости от созданной особенностей и ситуации поведения ребенка: наблюдение за действиями детей с целью обнаружения неприятностей, создание проблемной обстановке, показ действий, демонстрация, называние действия словом, словесные руководства по исполнению действий, постановка поисковой задачи, поисковые вопросы по выбору оборудования и действий, помощь в исполнении заданий, внесение резиновой игрушки, включение предметов в деятельность детей, просьба-предложение, повторение действий.
Работа с детьми осуществлялась по блокам: опыты с водой, опыты с песком, опыты с камнями, опыты со всеми объектами совместно.
Работу по освоению детьми познавательных действий с детьми в каждом блоке, мы реализовывали по этапам:
1. Ребенок осваивал операции действия в совместной деятельности с педагогом. Педагог демонстрировал исполнение действия и именовал его на протяжении опыта. Ребенок делал воздействие по показу, в один момент со взрослым и также повторял слово.
На данном этапе решали задачи: 1) вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке; 2) вырабатывать умение повторять за взрослым действия по показу
2. Упражнение в верном исполнении действия в намерено созданной ситуации, с предложенным оборудованием. Взрослый формирует поисковую обстановку, в ходе ее исполнения стимулирует ребенка, поощряет, корректирует действия либо слово.
На данном этапе решались следующие задачи: 1) содействовать проявлению поисковой активности, ориентировке в заданных условиях; 2) вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке
3. Исполнение названного действия с названым оборудованием. Взрослый именует оборудование и действие, ребенок выполнят данное воздействие, взрослый оказывает помощь ребенку при трудностей. Содействовать проявлению поисковой активности, ориентировке в заданных условиях.
На данном этапе решались следующие задачи: 1) вырабатывать умение совершенно верно делать познавательные действия с применением оборудования и без его применения; 2) вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции; 3) вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции
4. Применение освоения познавательных действий для ответа поисковой задачи в ходе экспериментирования с веществами и различными материалами. Взрослый формирует проблемную обстановку, в которой ребенок применяет все предложенные необходимое оборудование и объекты, ребенок самостоятельно делает воздействие.
На данном этапе решались следующие задачи: 1) вырабатывать умение совершенно верно делать познавательные действия с применением оборудования и без его применения; 2) вырабатывать умение делать конкретные поисковые действия с веществами и материалами в заданной поисковой обстановке; 3) вырабатывать умение делать познавательные действия по словесной инструкции
Мы создали перспективный замысел работы с детьми, в котором предлагались опыты с объектами: водой, камнями и песком (таблицы 3, 4, 5, 6)
Занятия в группе детей происходили по подгруппам. Мы поделили детей на 4 подгруппы по 5 человек и занимались с каждой подгруппой по каждому блоку.
Таблица 3. Опыты с водой |
Действия | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
задания / оборудование | задания / оборудование задания / оборудование | ||
1.Переливать 2.Выливать | 1. «Налей в стаканчик» (2 прозрачные емкости) 2. «Высвободи стаканчик» (прозрачная емкость с водой, громадная емкость) | 1.«Налей всем куклам чаю» (игрушечные чашечки, куклы, емкость с водой) 2. «Вылей чай» (чашечки наполненные водой) | 1. «Нальем лимонад» (пластиковая емкость с водой, 2 прозрачные безлюдные емкости) 2. «Лимонад испортился» (пластиковая прозрачная емкость с водой) |
Размешивать в воде | «Размешай муку в воде» (прозрачная емкость с водой, ложечка, палочка) | «Посласти чай» (прозрачная емкость с водой, ложечка, палочка) | «Добавим соль» (прозрачная емкость с водой, ложечка, палочка) |
Опускать в воду предметы | «Кинь в воду» (емкость с водой, мелкий тяжелый предмет) | «Плывет либо тонет» (емкость с водой, тяжелый и легкий предмет) | «Кукла желает плавать» (емкость с водой, резиновая кукла) |
Выдавливать воду из предмета | «Надави и отпусти» (емкость с водой, игрушка с дырочкой, губка) | «Собери водичку» (емкость с водой, губка, тряпочка) | «Чем стереть со стола воду» (емкость с водой, губка, тряпочка, игрушка с дырочкой) |
Закрывать емкость крышкой | «Закрой крышечкой» (прозрачная емкость с водой) | «Чтобы не пролилось» (2 емкости с водой, крышки) | «А что если водичка убежит» (пластиковая емкость с водой) |
Делать воду мыльной | «Мылим руки» (емкость с водой) | «Намылим куклу» (емкость с водой, кукла) | «Мыльная водичка» (емкость с водой) |
В данном блоке, мы реализовывали 3 этапа. Охарактеризуем 1 этап на примере одного из заданий. Задание «Налей в стаканчик», оборудование: 2 прозрачные емкости, одна с водой, вторая безлюдная. Движение деятельности: Педагог ставит на стол 2 стаканчика, один заполнен водой, а второй безлюден. Педагог: «Перелей водичку в безлюдный стаканчик, дабы было поровну. Вот так! Повторяй за мной». Педагог демонстрирует воздействие, а ребенок повторяет за ним. «Что необходимо сделать? Перелить водичку». Задание «Высвободи стаканчик», оборудование: прозрачная емкость с водой, громадная емкость (тазик). Движение деятельности: Педагог ставит перед ребенком на стол стаканчик с водой и говорит «Вылей водичку в тазик, делай как я, вот так». Ребенок повторяет за взрослым и в один момент повторяет слово: «Вылить». Дети на данном этапе превосходно справлялись с заданием. С интересом подключался к заданиям Дима Г., он старался делать задания верно а также где то комментировать на своем языке. Дети осваивали операции действий в совместной деятельности с педагогом, что им весьма нравилось, и так превосходно усваивали данное воздействие.Так же мы обучали детей действиям: размешивать в воде, опускать в воду предметы, закрывать емкость крышкой, делать воду мыльной. Эти действия осваивались по тому же принципу, что и первые. Детям весьма понравились задания на данном этапе, в особенности прекрасно они отзывались о заданиях выдавливать воду и делать воду мыльной.
Таблица 4. Опыты с песком
Действия | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
задания / оборудование | задания / оборудование | задания / оборудование | |
Пересыпать Просеивать | 1. «Переложи в стаканчик» (прозрачная емкость, емкость с песком, лопатка, ложечка) 2. «Чистый песочек» (прозрачная емкость, емкость с песком, ситечко) | 1. «Насыпь сахар» (прозрачная емкость, емкость с песком, ложечка, лопатка) 2. «Украсим пудрой» (емкость с песком, предмет, ситечко) | 1. «Переложи в стаканчик» (прозрачная емкость, емкость с песком, лопатка, ложечка) 2. «Чистый песочек» (прозрачная емкость, емкость с песком, ситечко) |
Делать постройки из мокрого песка | «Выпечка к столу» (лопатка, формочки для песка) | «Делаем куличики» (формы для песка, лопатка) | «Выстрой дом» (лопатка) |
Прихлопывать (утрамбовывать) | «Похлопай» (емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком) | «Испечем пирожки» (емкость с мокрым песком) | «Сделай постройку жёсткой» (емкость с мокрым песком, лопатка) |
Прятать предметы | «Закопай глубоко» (емкость с песком, пуговицы, бусинки) | «Отыщи сокровища» (емкость с песком, пуговицы, бусинки) | «Спрячь клад» (емкость с песком, пуговицы, бусинки) |
Копать, выгребать песок | «Раскопай ямку» (емкость с песком, лопатка) | «Сделай норки для мышек» (емкость с песком, ложечка) | «Сделай ходы для мышей» (емкость с песком, лопатка) |
Нажимать, делать следы | «Надави по посильнее» (емкость с песком) | 1. «Идут медвежата» (емкость с песком) 2. «Прыгают зайцы» (емкость с песком) | 1. «Как медвежата топают?» (емкость с песком) 2. «Как бегают змеи?» (емкость с песком) |
В данном блоке реализовывали 3 этапа. Охарактеризуем подробнее одно из заданий на 2 этапе. Задание «Идут медвежата», оборудование: тазик с песком. Движение деятельности: Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с песком, и говорит «Давай с тобой сделаем следы на песке? Сложи ручки в кулачек, и нажимай на песочек, топай как мишка. Сделаем большое количество следов, мишка ходил по кругу». Ребенок в данном задании упражняется в исполнении действия – нажимать делать следы. Освоение действия происходит в намерено созданной ситуации. По такому же принципу реализуется задание «Сделай норки для мышек», оборудование: громадная емкость с песком (тазик) и ложечка. Движение деятельности: Педагог показывает ребенку тазик с горкой мокрого песка и говорит: «Давай с тобой сделаем норки для мышек? Мышек большое количество и им негде жить. Будем капать песочек». Потому, что дети уже пробовали делать данное воздействие на 1 этапе, они деятельно включались в поисковую обстановку. Педагог лишь стимулировал исполнение, поощрял детей и корректировал воздействие либо слово: «Что мы будем делать? Капать песочек». Особенно детям понравились задания с поиском пуговиц (и сокровищ бусинок) и копание норок и ямок для мышек. Девочкам, Соне Т. и Ане А., понравилось делать следы на песке, они пристально слушали задания и старались делать верно.
Таблица № 5. Опыты с камнями.
Действия | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
задания / оборудование | задания / оборудование | задания / оборудование | |
Перекладывать | «Поделись булочками» (емкость с камушками, безлюдная емкость) | «Положи на тарелочки» (куклы, 3 емкости, емкость с камушками) | «Поделись с воспитателем» (емкость с камушками, безлюдная емкость, лопатка) |
Складывать один на другой | «Домик для птичек» (емкость с камушками) | «Выстроим башню» (емкость с камушками) | «Сложи блинчики» (емкость с камушками, лопатка) |
Выкладывать на поверхность | «Положи на стол» (емкость с камушками) | «Пирожки для гостей» емкость с камушками) | «Сложи по кругу» (емкость с камушками) |
Стучать, кидать | «Жёсткий либо нет» (емкость с камнями) | «Попади в цель» (емкость с камнями, игрушка) | «Рассыпь камушки» (емкость с камнями) |
The Choice is Ours (2016) Official Full на данный момент
Похожие статьи:
- Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
- Организация групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды.
- Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.