Эксперимент в социальных исследованиях

Перед тем как вести обращение о трудностях и проблемах экономического экспериментирования, нужно подробнее остановиться на трудностях и проблемах социального экспериментирования в целом, и на том, как проводятся опыты в разных социальных какие сложности и науках тут появляются.

Отыщем в памяти еще раз то, что мы говорили в главе 3.

Социальный опыт – это изучение какого-либо социального явления методом активного действия на него; наряду с этим или создаются какие-то новые социальные условия в соответствии с целям данного опыта и изменяется течение социального процесса в нужном направлении, или сам социальный процесс воспроизводится искусственно при помощи его моделирования.

Возможно дать и второе определение:

«Под социальным опытом в науке понимается таковой способ изучения, главной задачей которого есть проверка догадок о социальных фактах в условиях, разрешающих в вероятно более маленький срок и мельчайшими средствами найти в «чистом» виде, измерить и доказать наличие либо отсутствие соответствующих связей между явлениями»[313]313

Куприян А.М. Методологические вопросы социального опыта. М., 1971. С. 99.

Все социальные опыты возможно поделить на предметные (вещественные) и на мысленные (совершенные). Потом обращение отправится только о предметных (вещественных) опытах.

При проведении этих опытов появляются следующие неприятности (тут мы разъясняем пара подробнее то, о чем уже говорили в главе 3).

1. Данный опыт связан с действием на вторых индивидов и потому постоянно имеет определенные моральные и юридические ограничители.

В противном случае говоря, проведение социальных опытов возможно связано с нарушением прав человека. Это смогут быть, к примеру, индивидуальные права – право на судьбу, право на безопасность, право на получение медицинской помощи либо, например, экономические права – право на работу, право на страховое обеспечение при производственной травмы, право на пособие по безработице при утраты работы и т. п. Привлечение того либо иного индивида к социальным опытам не имеет возможности носить принудительный темперамент: участие данного индивида должно быть только необязательным; фактически в любых ситуациях участники социального опыта – это добровольцы (добровольцы).

Помимо этого, социальные опыты должны проводиться без норм морали и грубых нарушений закона.

Все вышесказанное относится и к экономическим опытам. Участники последних должны быть добровольцами, и проведение данных опытов не должно влечь за собой юридических либо моральных последствий как для организаторов опыта, так и для его участников[314]314

Неприятность большой части экономических опытов в СССР именно и заключалась в том, что их инициаторы всегда находились под дамокловым мечом Фемиды. А один из самых известных «социалистических экспериментаторов» 60—70-х гг. – казахстанец Иван Худенко – был кроме того приговорен к аресту.

2. Данный опыт имеет громадные сложности в собственной воспроизводимости; многие социальные опыты возможно совершить лишь один либо пара раз; все социальные опыты проводятся в конкретных социальных исторических условиях, многократное воспроизведение социальных опытов в одних и тех же условиях фактически нереально.

Социальные явления по большому счету принадлежат к числу трудновоспроизводимых феноменов. Публичная среда, в которой проводятся опыты, очень текуча и непостоянна, а также в случае если удается добиться многократного воспроизведения какого-либо социального опыта, то практически это так или иначе связано с трансформацией условий экспериментирования. Создание же лабораторной социальной среды с постоянными условиями – дело очень трудоемкое и требует больших инвестиций.

3. Кое-какие социальные опыты смогут оказать негативное действие на общество и его окружающую среду.

Последний момент нас опять возвращает к первому пункту – лишь уже в пара другом, экологическом ракурсе. Разумеется, как мы увидели ранее, социальное экспериментирование может повредить индивидам, участвующим в данном опыте; но кроме этого оно еще может неблагоприятно влиять на людей, каковые по большому счету никак в этом опыте не участвуют, и нанести ущерб природной и социальной среде, в рамках которой проводится опыт. Последствия тут смогут быть самыми непредсказуемыми – такими, что предвидеть заблаговременно легко нереально. Депрессии, психологические отклонения, социальные конфликты разного рода, загрязнения окружающей среды – это самые незначительные из вероятных последствий. Вот из-за чего любой социальный опыт должен быть строго контролируемым, дабы исключить подобные явления.

Еще одна неприятность социального опыта – это достижение «нейтральности» тех объектов, с которыми проводится опыт (в случае если, само собой разумеется, сам опыт не требует обратного). Дж. Н. Кейнс утверждал по этому предлогу:

«Испытания, предполагающие сознательную деятельность объекта, кроме этого имеют собственную не сильный сторону, пребывающую в том, что лица, являющиеся объектом опыта, смогут быть сами заинтересованы в его итогах»[315]315

Кейнс Дж. Н. метод и Предмет политической экономии. С. 141.

Такая заинтересованность возможно позвана разными факторами: идеологическими, эмоциональными, психотерапевтическими и т. п. Поиск таких факторов и их последующее исключение составляют предварительный этап проведения всякого социального опыта.

Как же используется социальный опыт в разных социальных науках, и в какой из них его применение выглядит самоё эффективным?

На удивление, большая часть социальных наук по большому счету обходится без всякого экспериментирования, потому, что в силу упоминавшихся выше обстоятельств оно в том месте либо очень сильно затруднено, либо фактически нереально. К таким наукам, к примеру, относятся философия, культурология, история, антропология, этнография, политология.

Это вовсе не означает, что такие науки по большому счету не пользуются данными социальных опытов; в том либо другом порядке они завлекают к собственному анализу экспериментальные эти вторых социальных наук – социологии, психологии, педагогики.

Социология, педагогика и психология – вот три науки, более либо менее удачно использующие экспериментирование в собственной области и, основное, добившиеся на этом пути громаднейших удач.

Социологический опыт – это изучение социального сотрудничества людей методом активного влияния на такое сотрудничество либо создания неестественных условий для него.

Большая часть социологических (и психотерапевтических и некоторых иных) опытов строятся по принципу поиска экспериментальной переменной, в то время, когда сравниваются два (либо более) социологических объекта. В большинстве случаев какой-то из этих объектов делает экспериментальную функцию, а второй – контрольную. Из сравнения обоих функций и выводится итог данного опыта. Основное для социолога – это взять значимые для собственного изучения результаты.

«Неудача изучения содержится отнюдь не в отрицательном результате, – время от времени он имеет большее значение, чем хороший, – а в получении ничего не означающих данных»[316]316

Батыгин Г.С. Лекции по методике социологических изучений. М., 1995. С. 191.

Серьёзное значение для социолога имеют косвенные наблюдения, в то время, когда ведется поиск так называемых квазиэкспериментальных показателей: такие показатели иногда смогут дать больше, чем изучение фактически экспериментальных данных.

«Вряд ли целесообразно задавать вопросы визитёров музея, нравятся ли им импрессионисты (конечно же, нравятся). Вместо этого социологи пробуют замерить степень истертости лакового покрытия полов у художественных полотен, считающихся известными. Самые популярные книжки – не те, о которых идет разговор интервьюера и респондента, а имеющие совсем затрепанный вид библиотечные экземпляры приключенческих и амурных романов»[317]317

Батыгин Г.С. Лекции по методике социологических изучений. С. 194.

Психотерапевтический опыт – это изучение психологических особенностей человека методом активного действия на его поведение либо создание определенных неестественных условий для их проявления.

Как правило при психотерапевтическом опыте исследуются следующие виды психологической динамики: 1) поведение индивидов; 2) языковое сознание индивидов; 3) экспрессивные формы эмоциональных состояний; 4) биографический путь личности.

Психотерапевтический опыт значим для психологии благодаря трем своим качествам: этичности, возможности и экономичности для исследователя показать собственную активность.

«Три серьёзных момента: громадная этичность, меньшая трудность изучения при достаточной эффективности (имеется в виду «легкость» вычленения нужных параметров. – А.О.), возможность контроля хода событий в силу возросшей активности экспериментатора – разрешили психотерапевтическому опыту развиться в многообразные формы, образовать практически невообразимое число множество современных частных методик и методов»[318]318

развития и История становления экспериментально-психотерапевтических изучений в Российской Федерации. М., 1990. С. 23–24.

И не смотря на то, что кое-какие исследователи отрицали и отрицают существование экспериментальной психологии как особенного направления в психологии[319]319

К примеру, русский психолог А.Ф. Лазурский утверждал: «Особенной «экспериментальной психологии» нет и не может быть, поскольку опыт имеется только способ, что возможно применить в любом из отделов психологии» (развития и История становления экспериментально-психотерапевтических изучений в Российской Федерации. М., 1990. С. 69).

, однако возможно утверждать, что такое направление все же существует, а его базисом есть способ психотерапевтического опыта.

Педагогический опыт – это воспитания методов и исследование обучения при помощи активного вмешательства в воспитания и процесс образования либо методом создания неестественных условий для воспитуемых либо обучаемых с целью получения новых исследовательских данных.

Педагогический опыт активно используется в современных методах обучения, и весьма многие социальные практики современного образования (к примеру, балльно-рейтинговая совокупность зачета, тестирование, дистантное образование и т. п.) развились как раз из педагогического опыта.

И наконец, особенное место среди социальных опытов должно быть отведено экономическому опыту.

Цель и задачи экономического опыта и главные типы экономических опытов

Цели экономического экспериментирования смогут быть самые различные. Как правило их возможно подразделить по целям: а) научные (исследовательские); б) производственные; в) педагогические.

Следовательно, первая типология, которую возможно установить в этом случае, – это разделение экономических опытов на исследовательские (научные), научно-производственные (производственные) и педагогические. Конечно, что исследовательский экономический опыт преследует чисто научные, исследовательские цели, научно-производственный опыт – сочетает научные и производственные (хозяйственные) цели, а педагогический опыт (к примеру, в форме рабочий игры) сочетает научные цели с педагогическими.

Следующая типология экономических опытов – это разделение их на включенные (соучаствующие) экономические опыты и невключенные (простые) экономические опыты.

Включенные (соучаствующие) экономические опыты не так распространены как подобные социологические либо психотерапевтические опыты. Возможно, это связано с тем, что по соображениям эффективности экономисту удачнее выполнять роль объективного и беспристрастного наблюдателя, чем самому лично деятельно вмешиваться в хозяйственный процесс. Кстати, этим подчеркивается и важный факт материальной незаинтересованности экономиста-исследователя в итогах данного опыта, что кроме этого возможно истолкован превратно[320]320

Отыщем в памяти снова же несчастливые судьбы «экспериментаторов от социалистической экономики», многих из которых обвиняли в «буржуазном стремлении» и «капиталистическом предпринимательстве к прибыли».

Следующая большая типология экономических опытов связана с разделением их на совершенные опыты и предметные (вещественные) эксперименты[321]321

Время от времени предметные опыты еще именуют натурными.

Совершенные экономические опыты – это опыты, проводимые абстрактным методом – без овеществления и опредмечивания экспериментального материала (не считая, очевидно, его овеществления и опредмечивания на бумаге либо в электронном виде)[322]322

Увидим, что грань между совершенными и вещественными экономическими опытами возможно условной. К примеру, деловую компьютерную игру возможно толковать и как совершенный, и как вещественный экономический опыт.

. Главными видами тут являются: 1) математический экономический эксперимент[323]323

Математический экономический опыт будет подробно рассмотрен в следующей главе.

; 2) мысленный экономический опыт; 3) виртуальная (компьютерная и т. п.) деловая игра.

Предметные экономические опыты – это такие экономические опыты, каковые проводятся в реальности и с применением материальных артефактов. Предметные экономические опыты возможно, как и экономические наблюдения, поделить на лабораторные и полевые эксперименты . Различие между ними достаточно простое: лабораторный экономический опыт проводится в особом помещении (лаборатории), полевой – вне лаборатории – на предприятии, в компании, отрасли и т. п. У каждого из этих типов опыта имеется недостатки и свои преимущества.

«Лабораторный экономический опыт разрешает, в принципе, постоянно проводить системное изучение последствий экспериментальных условий, тогда как в натурном опыте объект, помещенный в экспериментальный режим, должен взаимодействовать обычно с экономическими партнерами, действующими по-ветхому, что может исказить результаты опыта. «Лабораторные экономические опыты являются инструментом усвоения и передачи уже имеющихся (знаний. – А.О.) и (инструментом. – А.О.) формирования новых знаний (идей, представлений, суждений), приобретения качеств, умений, навыков. Употребляются для тренировки и обучения, для исследовательских целей и для принятия практических управленческих ответов»[324]324

Геронимус Ю.В. Лабораторный экономический опыт // Экономико-математический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 232.

Неспециализированную схему классификации экономических опытов по последней типологии возможно представить следующим образом:

Эксперимент в социальных исследованиях

Детальное изучение пирамиды Хеопса

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector