Экономно и точно отбирать полезное и нужное из потока воспринимаемой информации.

Мы привели тут пример составления доминанты многих текстов всей отечественной книги. Необходимо обучиться при чтении текста постоянно формировать собственную доминанту. Как показывают изучения психологов, при чтении текста мозг формирует «собственную трактовку содержания» того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет «ядерное», сущностное значение из текста. Но не всегда эта программа употребляется нами действенно. Вместе с тем лишь при осмысленном, внимательном чтении текст понимается глубоко и полно. Следовательно, при обучении способам стремительного чтения необходимо обучиться применять эту очень важную программу работы мозга.

умелое применение и Знание некоторых упражнений позволяют извлекать «ядерное» значение из текста скоро и надежно. Упражнения основаны на применении дифференциального метода чтения.

Сделаем отечественное первое «открытие»: что это такое?

Открытие, обсуждаемое тут, пребывает в том, что, оказывается, хорошие читатели просматривают для понимания смысла, охватывают с одного взора большое количество слов сходу, тогда как нехорошие читатели просматривают мелкими кусками, охватывая всего одно, два либо три слова за одну остановку (фиксацию) глаз. , пока кто-то просматривает вот этим последним дробным методом, он не преуспеет в повышении скорости чтения; более «долгие», чем, скажем, в одно предложение, мысли оказываются рассеченными на много маленьких кусков, что затрудняет формирование единого, правильного понимания смысла фрагмента текста.

Как мы уже знаем, интегральный метод чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого абзаца и отдельного предложения подобную программу, само собой разумеется, составить запрещено. Но для активизации чтения необходимо заблаговременно знать, что в первую очередь направляться отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и создан дифференциальный метод

чтения.

С его помощью возможно разбивать любой формально независимый фрагмент текста на логические отдельные элементы (потому метод и накликан дифференциальным). Под отдельным логическим отрезком текста в данном случае мы понимаем любой смысловой его абзац. направляться не забывать, что печатный и смысловой абзацы смогут не совпадать. Для облегчения по окончаниидующей работы разглядим любой из блоков метода раздельно (см.

рис. 13).

Главные слова несут главную смысловую нагрузку. Они обозначают показатель предмета, состояние либо воздействие. К главным словам не относятся предлоги, альянсы, междометия. Весьма редко выступают в данной местоимения и роли, каковые только замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (главное) слово. Частенько смысловой абзац текста в целом является запасным и по большому счету не содержит главных слов.

Смысловые последовательности. Это пары слов, они складываются из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их запасных слов, каковые оказывают помощь в сжатом виде осознать подлинное содержание абзаца. Как раз смысловые последовательности являются базой «золотого ядра» содержания текста.

Так, при чтении любого текста сознание соединяет главные слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых последовательностей, несущие базной план автора. Текст как бы мгновенно сжимается, в мыслях конспектируется. В нем остаются лишь зерна мысли, «золотое ядро» на уровне непрерывных цепочек пар слов.

Но это лишь промежуточный этап. смысловые ряды и Ключевые слова выявляются в самом тексте, что до тех пор пока претерпевает как бы количественные преобразования—сжимается, прессуется. Но, не считая количественного анализа, сообщение постоянно подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку метода — обнаружению доминанты.

Увидено, что содержание прочтённого при пересказе люди практически нив то время, когда не излагают слово в слово. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом ходе чтения. Этим именно и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической

зубрежки.

На базе смысловых последовательностей мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, самая удобную и понятную форму. Так, третий блок метода отражает последний процесс перекодирования—обнаружение ядерного значения содержания текста. Решить эту задачу — значит сформулировать и усвоить настоящее значение того, что желал сообщить создатель в конкретном отрывке. Обнаружение подлинного значения (доминанты), так, и есть главной задачей чтения.

PLANET1


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: