Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб

Социальная работа — это совокупность социальных мер, а также реализующих их национальных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных помощи и услуг в преодолении сложной жизненной обстановки и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении.

Правовой базой, регламентирующей деятельность учреждений, фирм социальных работ, есть федеральный закон «Об базах социального обслуживания населения в РФ», вступивший в воздействие в декабре 1995 г.

Социальное обслуживаниепонимается как деятельность социальных работ по социально-экономической помощи, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых одолжений, осуществлению социальреабилитации и ной адаптации семей и отдельного человека, находящихся в тяжёлой жизненной обстановке.

В совокупность работ, осуществляющих социальное обслуживание, входят:

— национальные (федеральные, региональные);

— муниципальные (местные);

— смешанные (национально-публичные);

— службы и частные вторых форм собственности.

К главным видам социального обслуживания относятся:

— материальная помощь (финансовая и продуктово-товарная);

— социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому либо в группах дневного нахождения ЦСО;

— предоставление временного приюта;

— консультативная помощь по разным направлениям;

— реабилитационные услуги и т.д.

Не обращая внимания на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, всех их мс условно подразделить на две группы: общепрофильные и специальные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания обитателей определенного территориального формирования либо любой территориально-административной единицы (района, поселка, муниципалитета и т.п.)- Пребывав максимально близко к месту жительства людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, обратившимся с просьбой о помощи»

Преобладающей моделью общепрофильных социальных работ на данный момент являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, в большинстве случаев, имеются отделения социальной помощи на дому, дневного нахождения, срочной социальной помощи.

Помимо этого, к общепрофильным учреждениям возможно нести территориальные центры социальной помощи семье детям, дома милосердия, комплексные центры социально обслуживания и др.

К специальным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (паям люди, одинокие, калеки, мигранты и т.п.) либо оказывающие своеобразные услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера. К ним относятся:

— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

— центры помощи детям, оставшимся без попечения своих родителей;

— социальные приюты для детей и подростков;

— центры экстренной социальной помощи по телефону;

— центры (отделения) социальной помощи на дому;

— дома ночного нахождения;

— особые дома для одиноких старых;

— стационарные учреждения социального обслуживания;

— геронтологические центры и др.

Ключевую роль играются стационарные учреждения социального обслуживания: дома-дома престарелых , психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты; детей с физическими недочётами.

Одной из новых организационных форм социального обслуживания есть развитие сети особых жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом работ социально-бытового назначения. В соответствии с примерным положением о особом доме для одиноких пожилых людей данный дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, и супружеских пар, каковые сохранили полную либо частичную методность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации собственных главных жизненных потребностей. В большинстве случаев, жильцами таких домов становятся те, кто заключил контракт на передачу собственного жилья государству.

Главная цель создания таких домов — обеспечение благосамообслуживания и приятных условий проживания; предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа судьбы, а также посильной трудовой деятельности.

На базе действующего законодательства гражданам, живущим в таких зданиях, пенсия выплачивается в полном размере. Они есть в праве на первостепенное направление в стационарные учреждения органов соцзащиты населения.

Особые жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар — это один из дорог ответа непростой задачи по оказанию социальной помощи, и целого комплекса социальных неприятностей старых граждан.

Общепрофильные и специальные социальные службы и учреждения, в большинстве случаев, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятельность регламентируется уставом, разрабатываемым с учетом типовых положений. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами аккуратной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения, а их структурные подразделения — решением директора центра.

Структуру таких центров возможно представить в виде отдельных модулей, комплект которых зависит от конкретных обстоятельств, места, времени, ресурсов. Модули смогут заменяться либо дополняться новыми по мере необходимости, изменения потребностей в социальных одолжениях их клиентов.

Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: финансирование и планирование, кадровую политику, организацию и зарплату работни» ков.

Источниками финансирования социальных работ являются:

— нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

— поступления из Фонда социальной помощи населения за счет выделения части средств на цели социальной помощи семей с детьми;

— средства из бюджета на исполнение уставных целевых программ и задач;

— финансирование в следствии перераспределения средств между отделами служб и комитетами разного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;

— дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту цены судьбы;

— доходы от реализации платных услуг и предприятий службы и хозяйственной деятельности учреждений;

— доходы от приватизации национальной собственности, и особых источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и другой досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, личной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за почву и другие природные ресурсы и т.п.;

— взносы и благотворительные пожертвования предприятий, частных лиц и общественных организаций, поступившие от благотворительных акций.

Работы смогут трудиться всецело на бюджетном финансировании, на деньги полученные от благотворителей, на деньги от с: ей коммерческой деятельности либо быть на смешанном финансировании.

Экономические функции работ определяются положением об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г.) в территориальных центрах социальной помощи семье и детям предусмотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:

— содействие в получении льгот, пособий, компенсаций вторых выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;

— организация мероприятий по привлечению средств для помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж, вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

— консультирование по вопросам самообеспечения семей, домашнего предпринимательства, надомных промыслов;

— содействие в вопросах занятости, устройства на направления переподготовки;

— социально-экономический патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, экономическая поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе независимой судьбе до успехи ими материальной независимости и совершеннолетия и т.п.

Замысел работы — это необходимый для выполнения адресный документ, что предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям выполнения работ, относящихся к сфере социального обслуживания и социальной помощи населения.

Замысел работы возможно комплексным либо целевым по отдельным проблемам, в зависимости от сроков выполнения — перспективным (на один год и более долгий срок) и текущим (на месяц, квартал).

Изюминкой замысла работы социальной работы (центра) есть то, что границы его действия совпадают с границами административно-территориального деления да и то, что орган управления (районные, муниципальные отделы либо управления соцзащиты населения) есть организационным звеном в структуре местной администрации.

Исходя из этого замысел работы социальной работы (центра) имеет независимое значение, но одновременно с этим есть составной частью местной программы соцзащиты населения и направлен на ее реализацию.

Разработка замысла начинается с анализа социально-экономических и демографических процессов, происходящих на территории (район, город, село и др.). На этом этапе выявляются тенденции, диспропорции, узкие места в экономическом и социальном положении населения, определяются приоритетные направления на грядущий плановый период.

На основании данного анализа формируется концепция (главные направления) долговременного развития социальной работы (центра) и ее. работы. После этого разрабатываются цели и задачи, производится предварительная оценка ресурсных затрат, разрабатывается структура перспективного, текущего ее подразделений и планов службы.

Затем определяются программные мероприятия, исполнители, уточняются нужные ресурсы. Мероприятия, включенные в замысел работы, должны быть увязаны с требованиями Положения (Устава) о работе (центре) социального обслуживания населения. Созданный проект замысла согласовывается с вышестоящими органами, предприятиями и заинтересованными службами. Замысел может рассматриваться на попечительском совете, собрании трудового коллектива либо расширенном производственном заседании. Утверждается замысел директором работы (центра), по окончании чего делается документом, необходимым для выполнения. Замысел должен быть доведен до каждого исполнителя.

Наиболее значимым условием успешной реализации замысла является действенная совокупность контроля. Начальнику работы необходимо систематически разбирать и подводить итоги выполнения замысла, его отдельных разделов на сове и планёркахщаниях, оценивать результативность мероприятий на базе вопросов, анкетирования, социологического изучения и т.д.

Структура перспективного замысла работы центра социального обслуживания населения на год возможно приблизительно следующей:

I. Организационная работа.

II. Главные виды социального обслуживания.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания.

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию,

К замыслу смогут прилагаться мероприятия всех структурных подразделений центра, отдельных рабочих групп, целевые программы. На базе перспективного формируется замысел-сетка на ежемесячно, квартал либо полугодие, что есть одной из форм контроля. Так, рациональная деятельность по разработке, контролю и осуществлению за выполнением замысла будет являться залогом увеличения эффективности социального обслуживания и содействовать успешному ответу задач, стоящих перед социальной работой.

Самый подробно структура перспективного замысла работы возможно представлена на примере деятельности центра социального обслуживания населения.

I. Организационная работа:

1) принятие и разработка нормативных актов и других документов, связанных с работой центра и его структурных подразделений: положений о работе ЦСО, комплексных социальных программ и др.;

2) управление центром: делопроизводство, формирование банка данных по всем категориям населения, собрания, планерки, семинары; применение достижений науки и практики.

П. Развитие главных видов социального обслуживания:

1) предоставление материальной помощи: финансовой, натуральной; предоставление особых технических средств для калек;

2) организация социального патронажа на дому: выявление и учет клиентуры, определение списка платных и бесплатных социально-бытовых одолжений и расширение их ассортиареала и мента;

3) предоставление временного проживания;

4) организация дневного нахождения для одиноких пожилых людей. Предоставление социально-бытового, медицинского, культурного и иного обслуживания в отделении дневного нахождения;

5) консультативная помощь: телефон доверия, психолого-педагогическая, социально-экономическая, правовая, медико-социальная и др.;

6) реабилитационные услуги в мастерских, помещениях психологических разгрузок и т.п.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания:

1) имущественное обеспечение центра: создание подсобного хозяйства; приобретение нужного оборудования, транспорта, техники; строительство, ремонт, реконструкция и т.д.;

2) денежное обеспечение: составление смет затрат бюджетных поступлений; привлечение внебюджетных поступлений от проведения благотворительных мероприятий; обращение за материальной помощью к фирмам, организациям, фондам и т.д.;

3) хозяйственная деятельность: создание и функционирование собственных либо совместных фирм и производственных работ; организация внутрихозяйственной деятельности;

4) кадровое обеспечение: комплектование кадрами в соответствии со штатным расписанием; проведение учебы и аттестации, конкурсов на лучшего по профессии, реализация и разработка форм морального и материального стимулирования работников; реализация материальных и других льгот для работников, конкретно оказывающих эти услуги и организующих эту деятельность;

5) льготы по налогообложению в сфере социального обслуживания: внесение предложений в местные органы самоуправления.-

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию:

1) контроль за предоставлением социальной помощи и одолжений;

2) контроль за деятельностью работников центра (заслушивание отчетов, проведение опроса мнения клиентов, рейдов-испытаний и т.д.);

3) контроль за исполнением замыслов работ центра и его структурных подразделений;

4) подготовка письменного и других отчетов, цифровых данных других документов и анализа о деятельности центра; изучение предложений, заявлений, жалоб граждан.

Общепрофильные и предприятия и специализированные учреждения социального обслуживания становятся ответственнеешим элементом организационно-экономического механизма социальной помощи самые уязвимых категорий граждан в совокупности соцзащиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

Одновременно с этим экономическая эффективность деятельности социальных работ в решающей степени зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального стимулирования трудящихся.

«Экономика социальной сферы» и «Экономика здравоохранения»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector