Экономический механизм природопользования — совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования

На переходном этапе экономического развития в хозяйственном механизме природопользования все громадную значимость получает его экономический блок, либо фактически экономический механизм, что охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования способами хорошей и негативной мотивации, инвестирование природоохранных мероприятий, ценообразование в природоохранной деятельности, денежное и налоговое регулирование и т.п.

Необходимо заметить, что в научной литературе и в некоторых официальных документах время от времени отождествляются понятия экономический и хозяйственный механизм. Так, в Законе Республики Беларусь Об охране внешней среды (раздел IV), принятом в конце 1992 г., в состав экономического механизма обеспечения охраны внешней среды включены планирование и финансирование природоохранных мероприятий, определение лимитов на пользование природными ресурсами, допустимые выбросы и размещение отходов (сбросы) загрязняющих веществ, и взимание других платежей и налога за природопользование, возмещение в соответствии с правилами вреда, причиненного окружающей среде. Но установление и планирование лимитов — это, как было отмечено в прошлой теме, инструменты административного, а не экономического регулирования, составляющие хозяйственного, а не экономического механизма, под которым в научных работах последних лет конкретно подразумевается совокупность экономических способов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их сотрудничества с природной средой.

Более того, уже и в официальном документе — Концепция политики Республики Беларусь в области охраны внешней среды, принятом в 1995 г., понятие экономический механизм трактуется в соответствии с вышеприведенным определением. В нем отмечено: экономический механизм, обеспечения охраны внешней среды включает в себя платность природопользования, налогообложение и льготное кредитование природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов и т.п.

В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные способы, в экономике переходного периода приоритетными становятся экономические регуляторы. Но справедливости для направляться подчернуть, что и прежде они обнаружили определенное использование в хозяйственной практике. Считалось, что природопользование в бывшем СССР было бесплатным, но в действительности элементы платности имели место, не смотря на то, что обычно носили формальный темперамент. Так, начиная с 20-х годов в лесном хозяйстве действовала по пенная плата, направленная на компенсацию затрат на лесовоспроизводство. В 30-е годы она была ликвидирована, а после этого восстановлена в 1949 г. В 70-е годы сформировался режим платного расхода запасов нужных ископаемых при их добыче. В 1982 г. была введена плата за воду для предприятий, действительно, по своим размерам символическая. В сельском же хозяйстве, потреблявшем половину всей применяемой в экономике СССР воды, платность водопользования отсутствовала. Существовал еще последовательность платежей (за отвод земель под застройку, за геологоразведочные работы и др.), но частичное их введение не оказало должного, стимулирующего ресурсосбережение, результата. Плата за ресурсы не носила рентного характера, а размеры ее были чисто символическими.

Трудность введения настоящего режима платности природопользования была обусловлена искаженной совокупностью ценообразования в народном хозяйстве в целом. Установление платежей за природные ресурсы, в базе которых должна была лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, значительно повлияло бы на рост стоимостей, соответственно, потребовало реформы ценообразования, на что управление страны пойти в то время не решалось.

Кроме платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они были мало ощутимым средством действия на природоохранную деятельность предприятия: во-первых, вследствие того что использовались по большей части по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их были через чур мелки (50—200 р., другими словами менее одной среднемесячной заработной плата) и легко компенсировались из премиальных источников. В условиях гос собственности наложение более серьезных штрафов означало бы перекладывание национальных средств из одного кармана в второй. Новые отношения собственности в экономике, само собой разумеется, должны оказать влияние на усиление действенности данной меры ответственности.

Одной из распространенных мер в совокупности эколого-экономического регулирования в СССР было возмещение ущерба, причиненного народному хозяйству загрязнением внешней среды. Оно производилось по иску потерпевшей стороны либо по инициативе органов арбитража. В 1983 г. была введена Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных оценки и мероприятий экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением внешней среды. Но громадная трудоемкость расчетов ущерба по данной методике, с одной стороны, низкая рентабельность национальных фирм, с другой, обусловливали низкую эффективность исков по возмещению убытков от загрязнения внешней среды (размеры ущерба, в большинстве случаев, занижались).

Вышеприведенные меры по экономическому регулированию природопользования (платежи, санкции, возмещение ущерба) смогут быть отнесены к способам негативной мотивации (мерам ответственности), каковые призваны как бы противодействовать нарушениям установленных законов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и способами хорошей мотивации, либо мерами заинтересованности, каковые нацелены на поощрение природолользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды. В условиях административно-командной совокупности среди мер материального поощрения практиковались налоговые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), льготное кредитование капитального строительства природоохранных сооружений, премирование по итогам экологической деятельности, оставление в распоряжении фирм и зачисление в фонды экономического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства.

Но и эти рычаги были далеко не всегда действенными. Бесплатные природоохранные фонды употреблялись чаще всего нерационально, очистные сооружения были либо перегружены, либо неисправны. Обстоятельством не меньше 25 % общего объема загрязнений атмосферного воздуха, согласно данным осуществляю контрольщих организаций, являются неисправности газоочистных сооружений. По-видимому, лучшему применению природоохранных объектов содействовало бы введение за них платы, аналогичной плате за главные производственные фонды.

С целью совершенствования хозяйственного механизма природопользования в соответствии с ответом Национальной рабочей группе Совмина СССР по экономической реформе в 1990 г. началось проведение опыта, на протяжении которого в первый раз была установлена плата за выбросы загрязняющих веществ в воздух, сбросы загрязнителей в размещение отходов и водные объекты в 49 регионах страны, в том числе и в Беларуси.

В следствии введения этих реализации и платежей связанных с ними природоохранных мероприятий имело место понижение неспециализированных выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Но движение опыта продемонстрировал недостаточную оснащенность предприятий, комитетов и организаций по охране природы контрольно-средствами наблюдения и измерительной аппаратурой за состоянием внешней среды, и несовершенство действующих форм отчётности и статистического учёта. В стране не было целостного экономического механизма природопользования. Его инструменты и отдельные звенья действовали разрозненно, бессистемно, без нужного сотрудничества между собой.

Изменение экономических взаимоотношений в обществе, именуемое переходом к рыночной экономике, обусловило появление новых выговоров в совокупности экономического стимулирования. Усиление хозяйственной самостоятельности национальных фирм, признание равноправия различных форм собственности, включая личную, развитие негосударственного сектора экономики, а также совокупности коммерческих банков, ведет к переориентации управления от в основном административных к экономическим и административно-экономическим способам. Государство перестает быть единственным субъектом управления, который под прикрытием обеспечения приоритета национальных заинтересованностей имел возможность проигнорировать интересы регионов, отдельных фирм, граждан и т.д. Расширение экономических возможностей управления и субъектов хозяйствования в переходный период формирует предпосылки создания действенного экономического механизма природопользования.

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования делается ценовое, либо налоговое, регулирование. Все инструменты ценового регулирования, применяемые у нас в хозяйственной практике, возможно условно подразделить на поощрительные(льготное налогообложение, субсидирование и льготное кредитование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по итогам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

По мере стабилизации экономики нужно кроме этого постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования методом создания рынка разрешений (лицензии) на загрязнение внешней среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Практическое внедрение этих рычагов сейчас в республике затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества внешней среды, адекватных современной ситуации, обеспечения контроля за их исполнением создания организационных структур согласно мнению сделок введению экологического аудита.

В случае если сравнить диапазон применения экономических способов регулирования природопользования в государствах с рыночной и странах с переходной экономикой (Российская Федерация, Беларусь), то нельзя сказать о каком-то значительном отечественном отставании за исключением применения чисто рыночных рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре всей экономики (табл. 15.1). А такие инструменты, как экологические платежи, у нас нашли более широкое распространение. Но о высокой эффективности используемых в Беларуси экономических способов сказать пока не приходится, потому, что на их реализации отражается неспециализированная кризисная социально-экономическая обстановка, осложненная инфляцией. Все это ослабляет и деформирует стимулы, действенные в условиях функционирования стабильной экономики. Помимо этого, применяемые у нас экономические регуляторы не хватает приспособлены к требованиям рыночных реформ. Во время перехода к рынку крайне важно оптимальное сочетание ценовой и налоговой политики. Цены на сырьё и продукцию, к примеру, в отраслях минерально-сырьевого комплекса должны быть ориентированы на выгодность их получения из отходов, что направляться подкреплять налоговыми льготами на продукцию, создаваемую из отходов, и экономией на платежах за загрязнение, в случае если максимальное их количество улавливается и утилизируется.

Принципиально важно иметь в виду, что и во время становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные способы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей вероятно только при жестко регламентируемой совокупности национальных стандартов, которая испытывает недостаток в совершенствовании. Нужно и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения внешней среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в базе установления экологических платежей, количеств природоохранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу и т.д.

Как сделать спусковой механизм для арбалета / how to make a trigger

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector