Язычество древних славян

Что же касается духовной культуры восточных славян, то направляться заявить, что религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество (сейчас чаще употребляется второй термин – политеизм, т.е. многобожие)1.

Предки почитали силы природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбогу (у некоторых славянских племен именовался Ярило, либо Хорс, либо Велес) – всевышнему Солнца, почитавшемуся как источник тепла и света. Нужно подметить, что Велес время от времени становился отдельным божеством – покровителем скота, а Хорсом именовали само Солнце.

Даждьбог по преданию каждое утро выезжал на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя и Вечерняя Заря – поочередно выводили и заводили в конюшню коней Даждьбога, помимо этого у него были две прислужницы, разгонявшие облака и посредством дождей очищавших его лицо.

Вторым ответственным божеством был Перун – молнии и бог грома. Помимо этого он был покровителем военного и дружинников дела. Славяне думали, что Перун пускает собственные стрелы – молнии из огненного лука – радуги. Время от времени его молнии изображали в виде металлических клинков. Считалось кроме этого, что Перун вооружен огромной палицей. Все эти орудия помогали ему для борьбы со злыми демонами – гигантами, повелителями туч и туманов. Перун, в итоге захватывает власть над остальными языческими всевышними. Праздник Перуна отмечался каждый год – 20 июля, и в данный сутки ему приносили в жертву быка либо петуха.

Кроме этого славяне поклонялись Сварогу – покровителю ремесленников и богу неба, Стрибогу – всевышнему ветров, Мокоши – плодородия и богиня земли, покровительнице женского рукоделия. Сварог – всевышний огня и неба небесного, по поверьям древних славян разбивал лучами – стрелами небесный покров. Когда-то Сварог кинул на землю с неба кузнечные клещи, и с того времени люди обучились ковать железо.

Изначально первое место в пантеоне восточных славян занимал Даждьбог, после этого его неспешно оттеснил Перун, которому поклонялись княжеские дружинники.

Внешний культ божеств у славян был не развит. Храмы не строились, на открытых местах ставили идолов, которым приносили жертвы, время от времени человеческие. Такие места назывались капищами. Славянские волхвы не превратились ни в жреческое сословие, как в Греции, ни в жреческую касту, как жрецы на Востоке.

Значительно большее развитие взял культ предков. В далеком прошлом погибший основатель рода обожествлялся, его так и именовали Родом. Соответственно, почитаемые прародительницы назывались рожаницами. По окончании распада родовой общины место Рода занял домовой, покровитель дома, в котором он живет. Культом предков частично разъясняется и продолжительно существовавший у славян обычай родной мести.

Славяне верили в то, что души мертвых смогут бродить по миру живых (русалки). Русалками вычисляли погибших еще до замужества девушек, в большинстве случаев утопившихся от несчастной любви либо из-за козней не добрый мачехи. В воображении предков озёра и леса населяли лешие и водяные. Леший – это дух леса, что живет в дупле ветхого дерева и наводит на людей кошмар собственными протяжными завываниями, ужасным смехом, плачем и стонами. Он обожает петь, но в его песне нет слов.

Водяной же – это дух озёр и рек. Славяне думали, что для запугивания людей он звучно смеялся, рукоплескал в ладоши, имел возможность подражать речи человека либо животных. Считалось, что водяной владеет свойством к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, то коровой, то собакой.

Кикиморами вычисляли злых духов человеческого жилища, или леса (кикиморы болотные). Они представлялись восточным славянам, как дамы – невидимки, сгорбленные, ужасные. Считалось, что они смогут выжить хозяев из дома, вредят животным, в особенности курам. Они враждебны по отношению к мужчинам, рвут у хозяина волосы, бьют посуду, тревожат ночью. Но, одновременно с этим. В случае если хозяйка им понравится, они смогут оказать помощь печь хлеб, мыть, убирать.

Дабы обезопасисть себя от бешенства божеств и злых духов, дурного глаза и недобрых сил славяне придумали разные оберги – предметы, каковые словно бы бы выручали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека неизменно при себе был талисман в виде медвежьего когтя, волчьего зуба либо кабаньего клыка. В зданиях же на известный месте ставилась вырезанная из дерева фигурка домового, что как бы оберегал покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей дам была Мокошь, исходя из этого многие славянки носили на груди и шея изображение этого божества.

Оберегами могли быть узоры и всякие знаки на предметах обихода и повседневного быта: на ложке, на гребне, на ручке ножа либо на кувшине. На одежде, покрывалах, платках и полотенцах также были обереги: особенная цветная вышивка ил прекрасный рисунок на ткани.

Громадную надежду славяне возлагали на предохранительную силу слова. Произнося заветные заклинания, каковые держались в громадном секрете, а время от времени прибегая к неотёсанным ругательствам, древние славяне стремились прогнать беду, испугать неприятеля, победить заболевание, не поддаться страху и т.д.

Дабы избавить погибших от бесприютного хождения по свету, существовали классические обряды захоронения. Мертвых сжигали, собирали пепел в сосуд, что либо закапывали, насыпая сверху курган, либо ставили на столбе, где сходились пара дорог. При погребении князя вместе с ним сжигали коня, одну из жен либо рабыню, утварь, оружие, дабы погибший ни в чем не имел недочёта в загробной судьбе.

Главные обряды и славянские праздники кроме этого были неразрывно связаны с культом предков и природы. К примеру, в последних числах Декабря отмечался праздник Коляды, позднее совпавший с Рождеством. Он был приурочен к началу прибавления дня, поворотом солнца на лето. За Колядами шли другие праздничные дни в честь солнца: проводы зимы, встреча весны (Красная горка). 24 июня отмечался праздник Ивана Купалы, земных даров и божества изобилия. Существовала легенда, что в ночь на Купалу цветет папоротник, сулящий тому, кто сумеет его отыскать, несметные достатки.

Кроме праздничных дней, связанных со сменой года, существовали и обряды, являвшиеся данью погибшим, тризны. К их числу относятся летние русалии и весенняя радуница.

Позднее многие языческие праздничные дни были приурочены к христианским: проводы зимы – к Масленице, Коляды – к Святкам и Рождеству, русалии и Купала – к Иванову дню.

Родноверие — Изначальная вера славян


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: