Изобретение элинор: мобильное устройство дюрера

После этого я полушутя заявила, что живописец — это человек, что ходит по судьбе с невидимой пластиковой сеткой, висящей перед его лицом. Одна студентка, Элинор МакКалли, отнеслась к данной шутке действительно и через неко-

Живописец в вас

Изобретение элинор: мобильное устройство дюрера

Рис. 17.4. Изобретение Элинор: мобильный визир…

Изобретение элинор: мобильное устройство дюрера

Рис. 17.5. …применяемый студентом Дэвидом Смитом

Хорошее упражнение, помогающее студентам уловить понятие плоскости изображения, было предложено Артуром Гаптилом в его книжке по рисованию.

Заберите кусок стекла размером приблизительно 20 х 30 см. Повернувшись лицом к модели (либо натюрморту, пейзажу), одной рукой держите стекло вертикально, а второй рисуйте фломастером прямо по стеклу. Завершив рисунок, положите стекло на лист бумаги и пристально изучите собственный рисунок. Позже сотрите стекло мокрой тряпкой и повторите целый процесс с другим объектом.

В то время, когда вы утомитесь от этих пара ограниченных и нетворческих упрочнений, положите стекло на стол и пропустите под него лист бумаги, что послужит фоном для линий на стекле. Положите перед собой какой-нибудь предмет в качестве модели и постарайтесь совершенно верно нанести его контур на стекло так, дабы рисунок был немного меньше самого предмета. Нарисовав главные контуры, поставьте стекло вертикально и посмотрите через него, прикрыв один глаз, дабы проверить совпадет ли рисунок с предметом. При необходимости передвигайте стекло. В случае если рисунок верный, два изображения практически совершенно верно совпадут. В случае если неверный, неточности проявятся весьма светло, и вы сможете их исправить.

Благодаря данной методике вы уясните для себя, что образ на плоскости изображения и ваш рисунок являются (либо должны быть) одним и тем же изображением. Это упражнение крайне полезно, если вы делаете упражнения, предлагаемые в данной книге, без учителя.

Аитур Л. Глптил «Самоучитель рисования*, 1933

торое время, к изумлению и моей радости, показала хитроумное устройство, продемонстрированное на рис. 17.4и 17.5.

Устройство Элинор — вправду весьма хорошая мысль и возможно добавлена к практически десяткам подобных изобретений, зарегистрированных в Патентном бюро США начиная с середины XIX века. Все запатентованные устройства визирования являются вариациями тех, что были изобретены в шестанадцатом веке теоретиком и немецким художником Альбрехтом Дюрером. Устройства Дюрера, со своей стороны, основывались на разработках живописцев раннего Восстановления Леоне Баттисты Альберти (1404-1472), Филиппо Брунеллески (1421-1469) и Леонардо да Винчи (1452—1519).

Устройство Элинор, но, в особенности комфортно тем, что сетка удерживается в фиксированном положении относительно лица и глаз живописца, неизменно оставаясь параллельной перпендикулярной линии и линии «глаз прицела», что есть главным требованием в визировании. Так, ее изобретение есть собственного рода мобильным «устройством Дюрера» и графически демонстрирует понятие плоскости изображения, мнимой двумерной прозрачной плоскости, которая находится перед глазами живописца.

Перенос образа, видимого на плоскости изображения

Следующий главный момент: то, что живописец видит «на» плоскости изображения (в нашем случае, на куске пленки), именно и должно быть нарисовано на бумаге. Образ, очевидно, видится через прозрачную пленку, но

Визирование пропорций и соотношений

Изобретение элинор: мобильное устройство дюрера

предлог «на» лучше обрисовывает обстановку. Так как живописец, рисуя данный образ, обязан вообразить данный образ уже не трехмерным, а двумерным (как фотография), «сплющенным» о заднюю поверхность пленки. После этого живописец переносит (другими словами копирует) данный плоский образ на бумагу. Эти два изображения — настоящая сцена (перевоплощённая в плоский, двумерный образ), замечаемая на плоскости изображения, и копия данной сцены на листе бумаги — являются одним и тем же изображением. Задача живописца — добиться соответствия этих двух изображений, и наряду с этим он (парадоксальным образом) старается учитывать изначальную объемность изображаемой сцены.

Помимо этого, линии сетки смогут сказать некоторые сведенья о пропорциях и соотношениях. Если вы разглядите картину Дюрера (рис. 17.6), последний момент станет ясен для вас. Дюрер разглядывает собственную модель через сетку (которая могла быть и стеклом с нанесенными линиями, но в действительности представляла собой древесную раму с натянутой проволокой). На столе перед ним лежит лист бумаги, также расчерченный линиями, соответствующими сетке, которая находится перед ним.

Обратите внимание на перпендикулярный заостренный столбик (рис. 17.7), что определяет положение визирующего глаза (второй глаз, возможно, закрыт), снабжая тем самым фиксированную точку наблюдения. (На пластиковой сетке, обрисованной выше, мелкий кружок играется ту же роль, что и данный вертикальный столбик.) Дюрер рисует на бумаге в точности то, что он видит через сетку, исходя из этого то, что он рисует, в точности соответствует тому, что он видит, как будто бы модель была вдавлена в сетку, дабы стать двумерным, а не трехмерным изображением. К примеру, глядя на модель на протяжении «линии прицела», Дюрер может заметить, где находится верхняя точка левого колена модели (точка 1 на рис. 17.8). Установив это и перенеся эту точку на бумагу, он может выяснить, где относительно точки 1 находится верхняя точка левого запястья модели (точка 2). После этого по отношению к этим двум

Рис. 17.6.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Рисовальщик, делающий рисунок дамы в возможности», 1525. Картина. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Изобретение элинор: мобильное устройство дюрера

Рис. 17.7. Перпендикулярный столбик фиксирует положение визирующего глаза Дюрера

Живописец в вас

Изобретение элинор: мобильное устройство дюрера

Рис. 17.8. Дюрер переносит визируемые точки на расчерченный лист бумаги

точкам и, очевидно, по отношению к линиям сетки, он выяснит верхнюю точку правого колена (точка 3).

Дюрер переносит эти точки одну за второй с плоскости изображения на собственный рисунок, не задавая вопросы, из-за чего тот либо другой край находится в том месте, где он находится, не удивляясь, из-за чего рука либо нога имеют столь необыкновенную форму, столь отличаясь от того, какими он их знает. Его цель несложна: изложить на бумаге — без редактирования и цензуры — собственный яркое восприятие, данные, попадающую на сетчатку глаз. Наряду с этим он парадоксальным образом сохраняет осознание объемности изображения, но удерживает это собственный знание, так сообщить, на расстоянии.

Два взаимосвязанных комплекта информации

Сетка разрешает ответить на два наиболее значимых вопроса, опять и опять появляющихся в ходе рисования:

1. Под каким углом относительно констант — вертикали и горизонтали, задаваемых рамкой и линиями сетки, расположены данный край, эта форма, это негативное пространство?

2. Как велика (широка, высока, долга) эта форма относительно размера (ширины, высоты, длины и т. д.) той формы, видимой с данной точки зрения?

При оценке этих соотношений сетка снабжает глитч — внешний источник информации, что оказывает помощь мозгу (возможно кроме того сообщить, заставляет его) принять наблюдения такими, как они имеется, не подвергая их пересмотру со стороны заблаговременно запрограммированных понятий. В противном случае говоря, в случае если линия идет под углом довольно одной из линий сетки, как раз так вы ее и рисуете, не обращая внимания на вероятные возражения со стороны концептуального рассудка (Л-режима): «Как это возможно? Это точно неправильно!» Видя, как в ракурсе рука выясняется в длину такой же, как в толщину, Л-режим может восклицать: «Да ладно тебе! Каждый знает, что протяженность руки неизменно больше ее толщины!» Эти протесты нужно

Визирование пропорций и соотношений

отклонять — проигнорировать, — и восприятие должно приниматься, даже если оно противоречит тому, что вы понимаете. Если вы видите, вы нарисуете. И тогда, парадоксальным (и чудесным) образом, форму, которую вы рисовали легко как комплект линий на плоском листе бумаги, посторонний зритель вашего рисунка заметит — другими словами интерпретирует — как «настоящую» форму в трехмерном пространстве.

Вариант устройства Дюрера

Стремительный и легкий метод испытать несложный вариант визирования — разглядеть через окно увлекательную уличную панораму: крыши, дорогу, последовательность деревьев.

1. Применяйте фломастер, которым возможно писать по стеклу. Прежде всего нарисуйте на стекле большой формат — скажем, приблизительно 45 х 60 см.

2. Станьте перед окном на расстоянии, эргономичном для рисования на стекле. Окно будет для вас «плоскостью изображения» и в один момент поверхностью, на которой вы станете рисовать то, что видите на «плоскости изображения».

3. Приблизительно в центре формата, на уровне глаз, нарисуйте мелкий кружок, что послужит фиксированной точкой (подобной вертикальному столбику Дюрера). Эта точка устанавливает «уровень глаз», именуемый кроме этого «горизонтальной линией», так как уровень глаз, вечно продолженный вперед, преобразовывается в итоге в (горизонтальную) линию горизонта.

4. Выберите в сцене, которую видите за окном, любую подходящую точку и выстройте в одну линию три точки: один ваш глаз (второй закрыт), кружочек на окне и выбранную точку. Линия, соединяющая эти три точки, образует фиксированную «точку зрения», к которой вы постоянно можете возвратиться, в случае если вам произойдёт дернуть головой при рисовании.

5. Разглядите уличную сцену так, дабы один глаз занимал зафиксированную «точку зрения», а второй закройте. Вообразите сейчас, что вся эта сцена была вдавлена в стекло и от нее остался двумерный отпечаток на наружной поверхности окна.

6. Зарисуйте замечаемую сцену прямо на стекле, удерживая глаз на одной и той же зафиксированной «мнению». Попытайтесь избавиться от мыслей. Вам не требуется думать о том, что вы делаете, в том смысле, что не требуется пробовать «осознать», из-за чего определенная линия наклонена как раз под таким углом либо из-за чего размер чего-то думается таким искривленным. Доверьтесь своим глазам; они видят верно. Ваше дело — линии, каковые соответствуют изображению, «расплющенному» на наружной поверхности окна. Не пугай-

В 1435 г. великий живописец, математик и архитектор Леоне Баггиста Альберти написал маленькой трактат «О живописи*. В этом трактате он обсуждал проблему пространства, один из центральных вопросов, на которых в значительной степени зиждется вся последующая история физики, философии, искусства и математики. Альберти атаковал проблему возможности с сугубо практической точки зрения, и его опыты, каковые он именовал «демонстрациями», были сама простота.

«Главная мысль пребывает в том, что в то время, когда человек видит что-то через окно, он может взять верное изображение, рисуя контуры на стекле, при условии, что наблюдает только одним глазом и не двигает головой».

Из книги Уильяма М. Айвинса-младшего «геометрия и Искусство: изучение пространственной интуиции», 1946

Оксана Санжарова — Альбрехт Дюрер

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector