Изобразительно-выразительные средства. тропы и стилистические фигуры — iii

Аллитерация — стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особенную интонационную ясность. На аллитерации выстроены многие каламбуры, и русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. ассонанс и Аллитерация являются главными приёмами звукописи в литературе.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла похитила кларнет (повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам тёмный чёлн…
(К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от кошмара стал уже —
Ужа ужица съест на ужин.

Аллюзия — намёк при помощи похоже звучащего слова либо упоминания общеизвестного настоящего факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата», «демьянова уха»).

Алогизм – сочетание противоречивых понятий, создающее определённый стилистический эффект:

Причешите мне уши.
(В. Маяковский)

Амплификация — стилистический приём; нагнетание эмоциональной напряженности посредством однородных элементов речи — определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Нагромождение в произведении излишних выражений и фраз, не необходимых для содержания, ведет к обратному эффекту, в то время, когда А. теряет собственную ясную силу и придаёт произведению «блеск фольги» (Белинский). Аббревиация – приём противоположный амплификации.

Но дыханием моим,
сердцебиеньем,
голосом,
каждым остриём вздыбленного в кошмар волоса,
дырами ноздрей,
гвоздями глаз,
зубом, искрежещенным в звериный лязг,
ёжью кожи,
бешенства брови сборами,
триллионом пор,
дословно –
всеми порами…
в осень,
в зиму,
в весну,
в лето
в сутки,
в сон
не приемлю,
ненавижу это
всё.
(В. Маяковский)

Амфиболия — неясность; фраза либо предложение, которое вследсвие некорректного построения возможно осознано неверно либо двояко. Когда с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез глава.

Стык, подхват (анадиплосис) — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что отрезок речи (стиха) начинается словами, которыми кончается прошлый. Стык является соединением эпифоры с анафорой, фигуру обратную по собственному строению кольцу
(эписиналефа).

Голова болит, мало можется,
Мало можется, нездоровится…

Стык возможно чисто звуковым:

Я знаю, ласкового Юноши
Перо не модно Сейчас.
(А.Пушкин)

И складывающимся из группы слов:

О весна, без финиша и без края,
Без финиша и без края грезы.
(А. Блок)

Кольцо (эписиналефа) — звуковой либо лексический повтор в конце и начале какой-либо речевой конструкции.

Зря!
Куда не посмотрю я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе радуюсь, а внутренне горько я плачу,
Зря!
(А. Фет)

Анаколуф — синтаксическая несогласованность участников предложения, допущенная автором по небрежности, или задуманная как стилистический (довольно часто — комический) приём. Мне совестно, как честный офицер, Ни совести ни грамма, «Соглашусь, удивился, как «обухом по голове»…

Апострофа — стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу либо к чему-то неодушевлённому.

Прощай, Баку! Тебя я не замечу.
Сейчас в душе скорбь, сейчас в душе испуг.
И сердце под рукой сейчас больней и ближе,
И ощущаю сильней простое слово: приятель.
(С. Есенин)

Антиметабола – повторение во втором предложении слов части первого, но в обратном порядке.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Тщетный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Финала нет.

Погибнешь – начнёшь снова сперва,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А. Блок)

Антитеза — стилистическая фигура; сопоставление либо противопоставление контрастных понятий либо образов.

Ты богат, я весьма беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и худ и бледен.
(А. Пушкин)

Мнимая антитеза — окончательное противопоставление, выясняющееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимым. «У Ерёмы мошна безлюдна, а у Фомы ничего». Противопоставление Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича в повести Гоголя. Приём мнимой антитезы, воображающий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору.

Антономазия (прономинация) – потребление собственного имени вместо нарицательного и напротив: Крёз, вместо богач; Плюшкин, вместо скряга.

Ассонанс – повторение в стихотворной речи однообразных гласных звуков. Неточная рифма, в которой созвучны только кое-какие звуки, значительно чаще ударные гласные: «прекрасная–неугасимая», «сообщил–глаза», «орлами–парламент». А. довольно часто видятся в народной поэзии: «кума-куда».

У отечественных ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса светло синий вершины –
Французы тут как тут
(М. Лермонтов)

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зелёной садовой скамьи.
(Б. Пастерник)

Антифраз — потребление слова в противоположном смысле, довольно часто с иронией либо насмешкой («храбрец», «орёл», «мудрец»…).

…Вот первый.
Талант! У него всё по замыслу.
Он опусы весь день крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что необходимо народу и стране:
Сейчас в цене — вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
Второй.
Самородок. Мыслей гигант.
Он создатель всего: от романов до песенок;
Его голова как громадный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим обладая бесплатно,
Из различных книжонок стругает салаты
И жадно вычисляет собственные платы…
(В. Невский)

Апокопа — неестественное укорачивание слова без утраты его значения.

Внезапно слышу крик и конский топ…
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
(А. Пушкин)

Архаизм – устарелое слово либо фраза, вышедшие из потребления. Архаизмы (в русском языке — славянизмы) употребляются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

Вечор, ты не забываешь, метель злилась
На мутном небе мгла носилась…
(А. Пушкин)

Астеизм – одно из средств выражения иронии. Стилистический приём в художественной литературе:

Отколе, умная, идёшь ты, голова?
(И Крылов)

Тут речь заходит об осле.

Изобразительно ясные средства в литературе

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector