Аллитерация — стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особенную интонационную ясность. На аллитерации выстроены многие каламбуры, и русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. ассонанс и Аллитерация являются главными приёмами звукописи в литературе.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла похитила кларнет (повторение согласных звуков к, л, р).
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам тёмный чёлн…
(К. Бальмонт)
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от кошмара стал уже —
Ужа ужица съест на ужин.
Аллюзия — намёк при помощи похоже звучащего слова либо упоминания общеизвестного настоящего факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата», «демьянова уха»).
Алогизм – сочетание противоречивых понятий, создающее определённый стилистический эффект:
Причешите мне уши.
(В. Маяковский)
Амплификация — стилистический приём; нагнетание эмоциональной напряженности посредством однородных элементов речи — определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Нагромождение в произведении излишних выражений и фраз, не необходимых для содержания, ведет к обратному эффекту, в то время, когда А. теряет собственную ясную силу и придаёт произведению «блеск фольги» (Белинский). Аббревиация – приём противоположный амплификации.
Но дыханием моим,
сердцебиеньем,
голосом,
каждым остриём вздыбленного в кошмар волоса,
дырами ноздрей,
гвоздями глаз,
зубом, искрежещенным в звериный лязг,
ёжью кожи,
бешенства брови сборами,
триллионом пор,
дословно –
всеми порами…
в осень,
в зиму,
в весну,
в лето
в сутки,
в сон
не приемлю,
ненавижу это
всё.
(В. Маяковский)
Амфиболия — неясность; фраза либо предложение, которое вследсвие некорректного построения возможно осознано неверно либо двояко. Когда с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез глава.
Стык, подхват (анадиплосис) — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что отрезок речи (стиха) начинается словами, которыми кончается прошлый. Стык является соединением эпифоры с анафорой, фигуру обратную по собственному строению кольцу
(эписиналефа).
Голова болит, мало можется,
Мало можется, нездоровится…
Стык возможно чисто звуковым:
Я знаю, ласкового Юноши
Перо не модно Сейчас.
(А.Пушкин)
И складывающимся из группы слов:
О весна, без финиша и без края,
Без финиша и без края грезы.
(А. Блок)
Кольцо (эписиналефа) — звуковой либо лексический повтор в конце и начале какой-либо речевой конструкции.
Зря!
Куда не посмотрю я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе радуюсь, а внутренне горько я плачу,
Зря!
(А. Фет)
Анаколуф — синтаксическая несогласованность участников предложения, допущенная автором по небрежности, или задуманная как стилистический (довольно часто — комический) приём. Мне совестно, как честный офицер, Ни совести ни грамма, «Соглашусь, удивился, как «обухом по голове»…
Апострофа — стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу либо к чему-то неодушевлённому.
Прощай, Баку! Тебя я не замечу.
Сейчас в душе скорбь, сейчас в душе испуг.
И сердце под рукой сейчас больней и ближе,
И ощущаю сильней простое слово: приятель.
(С. Есенин)
Антиметабола – повторение во втором предложении слов части первого, но в обратном порядке.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Тщетный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Финала нет.
Погибнешь – начнёшь снова сперва,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А. Блок)
Антитеза — стилистическая фигура; сопоставление либо противопоставление контрастных понятий либо образов.
Ты богат, я весьма беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и худ и бледен.
(А. Пушкин)
Мнимая антитеза — окончательное противопоставление, выясняющееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимым. «У Ерёмы мошна безлюдна, а у Фомы ничего». Противопоставление Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича в повести Гоголя. Приём мнимой антитезы, воображающий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору.
Антономазия (прономинация) – потребление собственного имени вместо нарицательного и напротив: Крёз, вместо богач; Плюшкин, вместо скряга.
Ассонанс – повторение в стихотворной речи однообразных гласных звуков. Неточная рифма, в которой созвучны только кое-какие звуки, значительно чаще ударные гласные: «прекрасная–неугасимая», «сообщил–глаза», «орлами–парламент». А. довольно часто видятся в народной поэзии: «кума-куда».
У отечественных ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса светло синий вершины –
Французы тут как тут
(М. Лермонтов)
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зелёной садовой скамьи.
(Б. Пастерник)
Антифраз — потребление слова в противоположном смысле, довольно часто с иронией либо насмешкой («храбрец», «орёл», «мудрец»…).
…Вот первый.
Талант! У него всё по замыслу.
Он опусы весь день крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что необходимо народу и стране:
Сейчас в цене — вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
Второй.
Самородок. Мыслей гигант.
Он создатель всего: от романов до песенок;
Его голова как громадный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим обладая бесплатно,
Из различных книжонок стругает салаты
И жадно вычисляет собственные платы…
(В. Невский)
Апокопа — неестественное укорачивание слова без утраты его значения.
Внезапно слышу крик и конский топ…
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
(А. Пушкин)
Архаизм – устарелое слово либо фраза, вышедшие из потребления. Архаизмы (в русском языке — славянизмы) употребляются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).
Вечор, ты не забываешь, метель злилась
На мутном небе мгла носилась…
(А. Пушкин)
Астеизм – одно из средств выражения иронии. Стилистический приём в художественной литературе:
Отколе, умная, идёшь ты, голова?
(И Крылов)
Тут речь заходит об осле.
Изобразительно ясные средства в литературе