Из истории синтаксических исследований

Истоки научного изучения синтаксических явлений направляться искать в древнегреческой философии, в анализе суждений. В III в. до н.э стоики стали употреблять термин «синтаксис» («выстроенное совместно») для обозначения логической структуры высказываний. Во II в. н.э. Апполоний Дискол включил в синтаксис изучение не только логических, но и языковых явлений – связей слов в предложении.

В течение многих столетий, вплоть до конца XIX в. не разграничивались логические, психотерапевтические и синтаксические категории. Синтаксис рассматривался как изучение способов выражения в языке логических отношений и единиц.

В XVII в. французские ученые А.Арно и К.Лансло, авторы «Грамматики Пор-Рояль», предприняли первую попытку создать объяснительную синтаксическую теорию. Главная мысль этого подхода пребывала в том, что языковые факты отражают определенные правила мышления.

Во второй половине XIX в. под влиянием идей В.фон Гумбольдта появился психотерапевтический подход к синтаксису (Х.Штейнталь, Г.Пауль, А.А.Потебня), в котором вместо логических понятий стали использоваться психотерапевтические понятия типа «представление».

В конце XIX в. сформировался формальный подход к изучению синтаксических явлений, сущность которого содержится в анализе предложения в фактически лингвистических, а не логических и психотерапевтических понятиях. В отечественной лингвистике данный подход разрабатывался Ф.Ф. Фортунатовым, А. М. Пешковским и др.

В ХХ в. представители структурного подхода пробовали перенести в грамматику понятия и исследовательские процедуры из фонологии. Американские дескриптивисты усовершенствовали и уточнили способы синтаксического анализа.

Под влиянием идей Ф.де уверенный в ХХ в. лингвисты (Ш.Балли) стали разграничивать в синтаксисе проявления речи и проявления языка. Язык, за Соссюром, понимается как абстрактная совокупность, лежащая в базе речевого поведения, а обращение – как актуализация, практическое осуществление данной совокупности в ходе ее применения людьми. Эта проблематика сохраняет актуальность [Тестелец 2001: 24]. Она представлена в различных подходах, ср. разграничение номинативного (“языкового”) и коммуникативного (речевого) качеств предложения в [Арутюнова 1972]; “псевдопредложения” и предложения в [Звегинцев 1976], высказывания и предложения и др.

Ответственный прогресс в изучении синтаксиса был достигнут в рамках пражского функционализма. В.Матезиус [1967 (1947)], развивая идеи А.Вейля и Г.Пауля, продемонстрировал, что в синтаксисе отражаются два различных вида деятельности говорящего, соответствующие двум видам членения предложения:

— грамматическому (к примеру, разделение на сказуемое и подлежащее);

— актуальному (членение на тему, исходный пункт сообщения и рему – информируемое).

Синтаксические теории, ориентированные на семантику, начинают разрабатываться в ХХ в. О.Есперсен предпринял описание грамматики “от значения к форме”. Данный подход он внес предложение именовать “синтаксисом”. О. Есперсен высказал в качестве догадки идею о “понятийных категориях” – универсальных значениях, каковые по-различному выражаются грамматическими средствами разных языков и воображают, так, базу для их сравнения. Эта мысль была позднее развита И.И.Мещаниновым.

О. Есперсен ввел разграничение двух типов синтаксической связи – юнкции (к примеру, выдвинутая догадка) и нексуса (к примеру, выдвинул догадку).

В конце ХХ в. широкое распространение взяли изучения семантики предложения. У истоков семантического синтаксиса стоит Л.Теньер, создатель концепции «структурного синтаксиса» [1988 (1959)]. Теньер создал универсальную модель предложения, опирающуюся на идею о наличии в предложении одного грамматического центра (глагола), сочетаемость которого определяет структуру предложения. Теньер выделил неединственность метода отображения структурного порядка (иерархии) в линейную последовательность синтаксических единиц; отметил различие участников обстановки (актантов) и ее событий (сирконстантов).

В последние десятилетия ХХ в. усилился интерес к содержательной стороне предложения. Как подмечает И.М.Кобозева [2000 : 199], выдвижение семантики на первое место в лингвистических изучениях и осознание центрального места предложения в функционировании языка как средства общения привели в конце 1960-х – 1970- х гг. к «штурму семантики предложения». Наряду с этим неприятности лексической семантики вошли в качестве составной части в комплекс вопросов, появляющихся на протяжении анализа семантики предложения.

Ключевую роль в развитии синтаксических теорий сыграли работы Н.Хомского, например, его работа «Синтаксические структуры» [1962 (1957)]. С именем Хомского связана не только определенная синтаксическая теория – порождающая (генеративная) грамматика (ГГ), но и новый взор на изучение языка – переход от в основном описательной методологии к методике объяснительной, т.е. ориентированной на теорию.

Изучения синтаксических явлений в ГГ стали причиной расширению понятия «синтаксис», к объяснению и обнаружению бессчётных новых языковых фактов. Факты, с которыми имел дело догенеративный синтаксис, по большей части касались синтагматического нюанса предложения. Новые факты относятся в первую очередь к парадигматическому нюансу предложения.

Громадное внимание на данный момент уделяется синтаксической типологии. Большая часть концепций и новых идей в области синтаксиса выдвинуто в рамках типологии. С 1980-х гг. американская генеративная лингвистика реализует теоретическую программу – изучение параметрического варьирования между языками.

§ 29 Индия: насильственное разрушение классического общества

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector