1. Вступительное слово учителя.
— Вспомните, что называется стихотворением?
— Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение — небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе — тоже произведение лирическое, но форма его — прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка — рифмы, определенный ритмический строй, т. е. такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.)
Учитель. «Стихотворение в прозе» Тургенева как новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.
Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом, И сейчас постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. «Стихотворение в прозе» и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!
2. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык».
Задание: прочитать наизусть стихотворение «Русский язык».
— Как вы понимаете начало? (Читал первые строки стихотворения, мы чувствуем сомнения автора, которые не оставляют его незадолго до смерти. Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины. Автор обращается к русскому языку, как к живому, и признает, и верит, что язык «поддержка его и опора», и далее (как и всегда), удивительно емкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый». Величие, силу русского языка подчеркивает междометие «о» — «о великий». И если язык велик, могуч, то и народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев. Стихотворение «Русский язык» — это разговор писателя с русским языком, обращение к нему, призыв, мольба быть «поддержкой» и опорой и чтобы родной язык всегда был верен художнику, как заклинание: «о великий, могучий, правдивый и свободный».)
— Отметьте в стихотворении черты лирического произведения. (Написано 2-стопным ямбом. Звукопись в этом стихотворении весьма характерна: соседствуют 2 гласных звука твердый (о, а) и мягкий (и, е), кроме того, все три предложения, входящие в это произведение, эмоционально окрашены (1-е, 3-е) или содержат вопрос (2-е).
3. Работа по учебнику.
1) Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».
— Каковы темы стихотворений в прозе? (Работа по учебнику, «Близнецы».)
— Каких близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению, по поступкам, по желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень похожи. И если они начнут выяснять, кто из них лучше, кто хуже, то лучше вспомнить строчки из басни И. А. Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»)
2) Чтение и анализ стихотворения «Два богача».
— Зачем написал Тургенев эти полстранички о богаче Ротшильде с его щедростью и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (Ответ в заглавии. Богач, по словам Тургенева, — это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь. Ротшильд тоже выделяет тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на признание старых, но он не отдает последнее, не становится нищим, он по-прежнему купается в роскоши.)
4. 3накомство учащихся со стихотворением «Воробей».
Учитель. Гимн беззаветной любви звучит в стихотворении в прозе «Воробей», где автор, используя глагольную стилистику (глаголы), заканчивает произведение самой сильной фразой: «…Он (Воробей) ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…»
1) Анализ стихотворения по схеме.
Стихотворение проецируется на экран.
— Проанализируйте по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».
1) Тема. Основной сюжет.
2) Главная мысль.
3) Главный герой.
4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?
5) Средства художественной выразительности, использованные писателем.
WordPress 4.1 и новая тема Twenty Fifteen