I. ИНСТРУМЕНТЫ САМОЗВУЧНЫЕ
А) с определенной высотой звука
В) с неизвестной высотой звука
II. ИНСТРУМЕНТЫ ОБОЛОЧКОЗВУЧАЩИЕ
А) с определенной высотой звука
В) с неизвестной высотой звука
III. ИНСТРУМЕНТЫ СТРУННЫЕ
А) скользящие
1. смычковые,
2. вращающиеся
В) щипковые
1. с грифом,
2. без грифа,
3. с клавиатурой
С) ударные
1. с клавиатурой,
2. с колотушками.
IV. ИНСТРУМЕНТЫ ДУХОВЫЕ
А) лабиальные
1. поперечные,
2. продольные.
В) с тростью
1. с несложной тростью,
2. с двойной тростью
С) амбушурные (губные)
1. натуральные,
2. хроматические
а — кулисные
в — клапанные
с — вентильные
D) многоголосные
1. с клавиатурой
2. простые
Разберем эту классификацию детально. Самозвучные инструменты (идиофонические), у которых источником звука помогает материал, талантливый звучать без дополнительного натяжения (как струны либо барабанные мембраны) смогут быть не только с определенной либо неизвестной высотой звука, но и различаться по методу звукоизвлечения, как это приведено в классификации струнных инструментов. То же возможно сообщить и о мембранофонических инструментах (оболочкозвучащие).
Струнные инструменты А. Модр поделил на три группы: скользящие, щипковые и ударные. Следовало бы первую подгруппу назвать термином фрикционные, так как скольжение не всегда сопровождается трением, достаточным для возбуждения колебаний. Предстоящее подразделение группы А на смычковые и вращающиеся не выдерживают классификационного критерия. В случае если смычок — подробность инструмента, то вращение — это направленность в движении какого-либо предмета. Следовало бы назвать эту группу — колесные.
В случае если несколько А делится по принципу определения подробности конструкции инструмента, участвующей конкретно в возбуждении струны, то следовало бы так же поступить и с группой В, т.к. клавиатура и гриф относятся к совсем различным классификационным порядкам. В случае если гриф участвует в звуковысотном трансформации звучания струны, то клавиатура есть частью механики, приводящей в воздействие щипковый либо ударный механизм. С таким же успехом возможно было дробить и группу А на инструменты с грифом и без грифа.
Что касается группы С, то тут совсем нет логики, т.к. то же фортепиано имеет и клавиатуру, и колотушки (молоточки механики).
Класс духовых инструментов мы уже разбирали, в то время, когда говорили о лабиальных трубах. Введение в группы многоголосные инструменты по большому счету неуместно, поскольку многоголосными смогут быть и лабиальные трубы, и с тростью (язычком).
Так, классификация А. Модра всецело антинаучна. Такие классификации, какую представил А. Модр, смогут всецело запутать любого музыканта. Так, по его классификации инструменты самозвучные и оболочкозвучащие — вероятнее ударные, но это никак не отмечено, не смотря на то, что в струнной секции имеется ударные инструменты. Скользящие (либо фрикционные) смогут быть инструменты как струнные, так и самозвучные с оболочкозвучащими.
Классификация музыкальных инструментов, представленная в энциклопедии Британика страдает еще серьёзными недочётами. Так самозвучные инструменты (Idiophones) и мембранные (Membranophones) делятся по методу звукоизвлечения; струнные (Chordophones) — по конструкции резонаторов; воздушные (Aerophones) — вперемежку конструкция инструмента, первичного источника звука и наличие либо отсутствие резонаторов. Вообщем — полная мешанина.
Из анализа приведенных выше классификаций возможно сделать вывод — все трудности по систематизации музыкальных инструментов проистекают из-за положения, в то время, когда на первое место ставится источник первичного звука. Тогда мы видим, как в одном последовательности стоят совсем различные инструменты как по собственной конструкции, так и по музыкально-художественному содержанию. А инструменты достаточно родственные — разбросаны по разным классам. Да и то, и второе заметно осложняет изучение музыкальных инструментов.
В собственной книге А. Модр показывает, что классифицировать возможно и по вторым показателям, к примеру, звуковым, в то время, когда звук определяется либо затухающим, либо длящимся. Это достаточно значительный показатель, что серьёзен и для композитора (инструментовщика), и для исполнителя. К последнему возможно добавить, что довольно часто бытовое подразделение музыкальных инструментов достаточно четко классифицирует их по опытным и звуковым параметрам, к примеру: ударные и щипковые инструменты определяются и по опытному показателю, и по звуковому, т.к. все эти интрументы возможно назвать инструментами с затухающим звуком; а духовые и смычковые (вычисляй фрикционные) так же имеют и опытное подразделение, и звуковое, т.е. с длящимся звуком.
Духовые древесные музыкальные инструменты