История одного бюста

Двадцать пять лет тому назад, в первой половине 60-ых годов двадцатого века, в простой столичной квартире я выпивал чай в обществе… Ивана Грозного. Я встретил царя у Михаила Михайловича Герасимова, археолога, скульптора и антрополога, создавшего методику восстановления линия лица по черепу. На протяжении чаепития моим визави был царь Иван, вернее его бюст, но до того живой и точный, что казалось, царь сидит с нами за столом.

История одного бюста

Бюст Ивана IV — один из многих документальных портретов, созданных доктором наук Герасимовым. Их точность бесспорна — в свое время была устроена не одна проверка: Герасимову давали черепа современных людей, фотографии которых держались в секрете от ученого, а позже изображения сличали. За помощью к Михаилу Михайловичу обращалось кроме того такое важное учреждение, как угрозыск. Среди людей, внешний вид которых благодаря Герасимову нам известен с достоверностью, не смотря на то, что они и погибли задолго до изобретения фотографии, — Ярослав Умный и Тимур, Андрей Боголюбский и Фридрих Шиллер, великий таджикский поэт IX-Х столетий Рудаки и адмирал Ушаков…

И вот — царь Иван. В первой половине 60-ых годов двадцатого века в связи с работами по реставрации в Архангельском соборе Кремля были вскрыты четыре гробницы: Ивана Грозного, двух его сыновей (царя Ивана Федора и царевича Ивановича Ивановича) и полководца начала XVII века князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Сохранились лишь черепа Ивана IV и царя Федора, да да и то не через чур прекрасно: их уничтожили почвенные воды, насыщенные кальцием из камня саркофагов. Ниже обращение отправится только об останках Сурового.

Перед самой смертью по обычаю времени умирающий царь Иван был пострижен в схиму — высшую степень монашества. В облачении схимника он и был похоронен.

В каменном гробу лежал скелет большого мужчины ростом около 179-180 сантиметров. Как выяснилось при изучении, он перед смертью располнел, вес его должен был составлять не меньше 85-90 килограммов. Около головы покойного стоял красивый кубок из синевато-голубоватого венецианского стекла: в него при погребении было положено миро — душистая маслянистая смесь, освященная в церкви.

Поразило участников рабочей группы положение правой руки царя: она была согнута в локте и поднята прямо вверх, прижата к ключице. Совершенно верно в таком же положении пребывала правая рука Скопина-Шуйского. В чем дело? М.М. Герасимов высказал предположение, что это какой-то особенный обряд, до сих пор нам неизвестный. Но В. А. Кучкин шепетильно проанализировал все информацию о русском средневековом погребальном обряде и установил, что в Старой Руси руки покойников постоянно складывали на груди и лишь крестообразно. Из этого он сделал вывод, что Скопина царя Шуйского и руки-Ивана сдвинулись уже по окончании погребения из-за маленького наклона саркофагов. Но Герасимов предвидел эту догадку и, заблаговременно возражая, писал: Время тут не имело возможности оказать собственного влияния: погребенные были хорошо спеленуты покровом и поверх повязаны жгутом. Итак, за четверть века разгадка так и не отыскана.

В данной книге уже шла обращение об остеофитах — соляных отложениях на позвоночнике царя (см. Главу II). М. М. Герасимов, обследовавший большое количество скелетов, отмечал, что не видел таких остеофитов и у самых глубоких стариков.

Конечно, появился вопрос о обстоятельствах смерти царя (о слухах о его насильственной смерти см. с. 138). Герасимов решительно отверг версию об удушении: так как у царя прекрасно сохранились хрящи гортани. Но так как это как словно бы не противоречит удушению подушкой? Версия же об отравлении изучением скелета не подтверждена, но и не опровергнута. Количество мышьяка в костях всех четырех погребенных было приблизительно одинаково и не превышало, по словам М. М. Герасимова, естественного содержания его в людской организме. Но в противном случае обстояло дело со ртутью. В костях Ивана IV и царевича Ивана Ивановича ее количество было существенно выше нормы. Отравление? Не будем спешить. Которые содержат ртуть лекарственные препараты были обширно распространены. Использовались они, например, и для лечения венерических заболеваний. Царь Иван был развратником, а кое-какие сообщения чужестранцев дают основания заподозрить, что грозный правитель нуждался в таком лечении.

Умелый антрополог, М. М. Герасимов дал и четкую антропологическую чёрта расового вида царя: По собственному антропологическому типу он ближе всего к динарскому, другими словами типу весьма характерному для западных славян. Но в его черепе имеется черты, как-то: высокие округлые орбиты, быстро выступающий узкий шнобель. Эти черты больше соответствуют средиземноморскому типу.

Динарский тип царь Иван должен был унаследовать от мaтepи: среди ее предков по мужской линии были и белорусы и поляки. Мать же ее Анна была сербкой, а динарский тип кроме этого характерен для южных славян. Средиземноморский тип Иван IV унаследовал, должно быть, от второй бабки — византийской принцессы Софьи (Зои) Палеолог, второй жены Ивана III.

Существовало подозрение, что Иван IV не был сыном Василия III. Основания для него наподобие имелись: не смотря на то, что с первой женой Василий III развелся из-за бесплодия, у второй жены первенец появился только через четыре года. А по окончании смерти мужа Елена Глинская была, по слухам, в интимных отношениях с князем Овчиной-Телепневым-Оболенским. Не начались ли эти отношения раньше? Не был ли отцом царя князь Оболенский? Антропологическая черта черепа опровергает .эти слухи и подтверждает правомерность происхождения сурового царя: в его виде проявились гены бабки-гречанки. Да и на портрете Василия III светло виден тот же шнобель протягновен, что и у его сына.

Но, смешанность этносов у царя Ивана была еще большей. Отыщем в памяти, что его прапрадед Василий I был женат на дочери князя литовского Витовта, его дальний предок Владимир Мономах был внуком византийского императора и правнуком шведского короля… Такая генетическая мешанина — не исключение; она была характерна для любого европейского монарха: так как большая часть браков были династическими.

Документальность портрета, восстановленного по черепу, конечно, ограничивается чертами лица. Волосы, борода, усы, одежда — все это уже приходилось домысливать на основании прижизненных изображений наподобие копенгагенского портрета (древнерусский портрет царя, хранящийся в Копенгагене и воспроизведенный на обложке данной книги) и письменных источников.

История одного бюста

Сперва Герасимов вылепил лицо Сурового без волосяного покрова. Сам создатель реконструкции справедливо писал, что на этом этапе работы лицо было как бы обнажено, и в нем ничего не скрыто; спокойная брезгливость хорошо сжатого рта, мрачная бдительность глаз. Губы сжаты как бы в напряженной брезгливой мине, — отмечает Герасимов в второй статье. И подчеркивает: Эта форма рта воспроизведена не с расчетом усиления какого-либо эмоционального выражения в лице Сурового, а в строгом подчинении личным показателям черепа. Для воспроизведения волос создатель бюста воспользовался копенгагенской парсуной. Думается, справедливо, потому что достоверность подробностей этого портрета не вызывает сомнений. Так, вряд ли живописец XVI века рискнул бы придумать царю широкую лысину.

По окончании работы кости всех погребенных бережно, в анатомическом порядке были помещены в саркофаги. В гробницу царя Ивана положили кроме этого запечатанную капсулу с выполненным на пергамене подробным протоколом изучения и вскрытия гробниц с автографами всех участников рабочей группы.

Такова краткая история документального портрета царя Ивана. Благодаря М. М. Герасимову сейчас мы можем с фотографической точностью представить себе внешний вид сурового властелина России.

UЗаключение. Уроки истории.

Оглавление

Воспроизведено по изданию:
В.Б. Кобрин, Иван Грозный. М.: Изд. Столичный рабочий, 1989 г., 175 с.

Сетевая версия подготовлена учениками столичной гимназии №1543
Петром Кузиным, Дмитрием Минашкиным, Николаем Уваровым, Андреем Артуром и Ширяевым Янтуриным

История одного бюста

Самые таинственные обольстительницы XX века #красота #дама #тайна #любовь #8марта


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: