История джахмитов и их имама джахм бин сафван – муатыля

(опустошающего от смысла и отрицающего имена и сифаты Всевышнего Аллаха)

Сообщил Шахрастани, да помилует его Аллах: «Джахмиты – соратники Джахма бин Сафвана. Он из крайних джабаритов, показал собственное новшество в Тирмизе, убил его Салим бин Ахваз аль-Мазини в Мерве в конце правления Омейядов.

Джахм бин Сафван согласился с мутазилитами в полном отрицании сифатов, и добавил к этом следующие вещи:

Его слова: «Не разрешено обрисовывать Всевышнего Создателя сифатами, которыми описываются творения, потому что это ведёт к уподоблению. Он отрицал, что сущность Творца – Живой, Опытный, и утверждал что сущность его – Всемогущий, Действующий, Творящий[3]».

Он утверждал, что знания о событиях находятся у Всевышнего Создателя, вне субстрата[4]. Джахм бин Сафван сказал: «Нереально знать вещь до ее сотворения. В случае если о ней знал Создатель, а затем сотворил её, то сохранилось ли знание о ней таким, как было, либо нет?». Если оно осталось как прежде – это невежество, потому что знание о том, что существует уже не такового как прошлое знание, потому что вещь подвержена трансформациям. А изменяемое – сотворено, а не всегда».

Согласился с этим масхабом Хишам бин Хакам[5], утверждавший подобно ему. Хишам бин Хакам сказал: «В случае если мы утверждаем изменяемость знания, то вероятно следующее: или знание появляется в самой сущности Всевышнего, а это приводит к тому, что в Его сущности происходят трансформации, и она делается субстратом для изменяющихся особенностей, или знание появляется в каком-то субстрате, но тогда знанием наделяется как раз субстрат, а не Создатель. Следовательно, разумеется что знание не имеет субстрата[6]».

О способности человека к совершению деяний Джахм ибн Сафван сказал, что человек не властен над чем-либо и не может быть обрисован как имеющий возможность функционировать. Во всех собственных действиях человек принужден и не владеет ни свойством, ни волей, ни свободой выбора. Лишь Аллах творит в нем действия, совершенно верно так же, как Он творит их в других неодушевлённых предметах. И соответственно и принимать их необходимо как действия в неодушевлённых предметах, подобно как говорят: дерево плодоносит, вода течёт, движутся камни, солнце поднимается и заходит, небо покрылось тучами и отправился ливень, почва расцвела, и т.д.

наказание и Награда кроме этого являются принуждением, как и все остальные действия. Джахм бин Сафван сказал: «В случае если принуждение твердо установлено, то религиозная обязанность кроме этого имеется принуждение».

Джахм ибн Сафван утверждал, что существование жителей Рая и Ада закончится, Ад и Рай провалятся сквозь землю по окончании того, как в них войдут их жители, праведники насладятся блаженством рая, а безбожники испытают страдания в его огне. Запрещено представить себе перемещение, не имеющее финиша, совершенно верно так же, как нельзя представить перемещение, не имеющее начала.

Довольно слов Всевышнего «…они будут всегда пребывать в том месте»[7], Джахм бин Сафван сказал, что данный айат показывает на весьма долгий отрезок времени, а не на то, что Ад и Рай будут существовать всегда. В качестве доказательства прекращения существования Рая и Ада он ссылался на другие Слова Всевышнего: «… всегда пребывая в том месте, пока продолжаются земля и небеса, в случае если лишь Господь твой не захочет…»[8].

Но данный аят Корана содержит в себе исключение и условие, в то время как в отношении вечного нахождения в Раю либо Аду нет ни условия, ни исключения.

Джахм бин Сафван сказал: «Кто уверовал в Аллаха при помощи знания о Нём, но позже отрекся от веры языком, тот вследствие этого отречения не делается неверным, по причине того, что знание не исчезает из-за отречения, следовательно, таковой человек остается верующим». Потом он сказал: «Вера неразделима, другими словами она не делится на убеждение в сердце, слова и дела».

Абу Мухаммад бин Хазм, да помилует его Аллах, сообщил: «Мерзкими и позорными являются слова джахмитов о том, что знание Аллаха изменяется и сотворено, и что Всевышний не знает о вещи до тех пор пока его знание о ней не изменится в его сущности, и тогда он определит об данной вещи, и их речи о способности к действию[9]».

Кроме этого Джахм бин Сафван сообщил: «Ад и Рай сотворены, и сотворены их жители». В этом несоответствие Корану и утверждённому от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и несоответствие единогласному точке зрения мусульман.

Сообщил имам Ахмад, да помилует его Аллах: «Джахмиты – неприятели Аллаха. Они те, кто утверждают, что Коран сотворён, и что Аллах, Возвышен Он и Преславен, не сказал с Мусой, и Аллах не есть говорящим и талантливым вступать в беседу, и неспособным изрекать что-либо. И в суждениях их большое количество отвратного. Они – неверующие, зиндики, неприятели Аллаха».

Отличие между ашаритами и джахмитами

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector