Исторические этапы менеджмента.

Одним из первых создателей целостной системы капиталистического рыночного управления предприятием был американский инженер Фридерик Тейлор. Система Тейлора закладывает систему научной организации труда, что предполагает выработку правил, законов, формул, направленных, прежде всего, на проблему заработной платы.

— заработная плата платится человеку, а не месту; установление расценок должно опираться на знания, а не на догадки; расценки должны быть единообразными; это позволяет удешевить товары и повышать зарплату работникам; зарплата побуждает интерес рабочих к работе и сотрудничеству с предпринимателями. Тейлору принадлежит идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы и необходимость обучать рабочих для лучшего их выполнения. Он перешел от линейной (военной) организации к функциональной.

Реализация и развитие идей Тейлора получили на предприятиях Генри Форда. Он внес в управление следующие элементы; управление из одного центра; массовое производство автомобилей и удовлетворение массового спроса; стандартизация при базовой модели; он ввел конвейер, расчленив производство на мелкие операции; совершенствовал управление производством.

Эпоха массового производства в 30-50 гг. ХХ столетия сменилась концепцией «человеческих отношений», суть которой заключалась в том, что организация превращается для человека в инструмент повышения его производительности труда. Экономический рационализм учитывал не только человеческий фактор, но и взаимодействие человека с внутренней средой, где неформальные отношения воздействуют значительно эффективнее на труд, чем это понималось в начале ХХ века.

В 50-70 гг. эпоха массового производства меняет свои координаты и индустриальное рыночное общество называется эпохой не только производства, но и потребления. Организация рассматривается как «технико-социальная система», в которой мотивация начинает играть значительную роль. Постиндустриальной общество провозглашает знания основой своего развития, в котором работник рассматривается как социальный партнер, а не наемный работник эпохи индустриального общества. Менеджмент становится не просто социально ориентированным, но и этически направленным по отношению к работнику.

Так, появилась наука о рыночном управлении – научный менеджмент. Появилась кибернетика – наука управлять. В основе её лежал принцип неразрывной связи управления и обработки информации. Появилось множество теорий оторванных от практики. Практика опережала и ставила новые проблемы, поэтому менеджеры шли методом проб и ошибок. Возник эмпирический менеджмент или эмпирическая школа со следующими функциями: целевое планирование; организация труда (создание организационной структуры управления); стимулирования труда (выявление побудительных мотивов); анализ деятельности (оценка работы людей); обеспечение профессионального роста.

В рамках эмпирической школы менеджмента возник ситуативный подход к менеджменту. К ситуации надо применять следующие этапы в работе; постановка диагноза ситуации, изучение факторов, влияющих на ситуацию; разработка альтернативных решений; оценка альтернатив и выбор наилучшей.; выработка плана действия в соответствии с выбранной альтернативой.

В конце второй мировой войны возник экономико-математический подход. Распределение ресурсов и количественные показатели развития предприятия.

Развитие социологии и психологии дало возможность менеджменту использовать социально-психологический подход, в основе которого находится теория человеческих отношений. Значение революции З. Фрейда. Положено изучению мотивов человека труда, участие в принятие решений рабочих, изучение стилей руководства.

На основе изучения научных знаний и эмпирической практики возникли принципы менеджмента:

Принцип научности – обоснованности применяемых методов с учетом условий функционирования организации;

Принцип системного подхода – руководители должны рассматривать организацию в системе взаимообусловленных элементов и процессов;

Принцип оптимальности управления – достижение целей с минимальными затратами;

Принцип ориентации на потребителя – организация зависит от потребителей, принимать во внимание текущие и будущие потребности, и стремиться превзойти их ожидания;

Принцип лидерства руководителя – руководитель определяет цели, приоритеты и содержание работы, создает условия для реализации потенциала работников;

Принцип развития – успешной может быть та организация, которая ориентирована на развитие, улучшение, процветание;

Принцип вовлечения персонала в управление — использовать способности работников с взаимовыгодой;

Принцип взаимовыгодных отношений с партнерами – организация и партнеры взаимозависимы и выгоды необходимы всем;

Принцип принятия решений на основе фактов – эффективные решения могут быть на основе достоверной информации.

Французский ученый основоположник административной школы управления Анри Файоль, которого называют отцом классического менеджмента, писал, что управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Он разработал 5 основных функций менеджмента.

Прогнозирование и планирование. Прогнозирование предшествует планированию. Прогнозирование связано со стратегией развития организации. Миссия, видение, политика. На основе определяются цели организации. Для достижения целей составляются планы, которые определяют конкретные задачи, мероприятия, ожидаемые результаты и средства. Современной формой плановой работы является программно-целевое планирование. Система планов: перспективные планы на 2-3 года; целевые программы развития по актуальным проблемам организации; годовые планы; месячные (календарные планы); оперативные планы.

Организация и руководство. Организация руководства – это работа руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур в соответствии с целями организации. Схема организации, штатное расписание, должностные инструкции.

Активизация, мотивация, стимулирование. Изучение мотивов для эффективной работы и стимулов к труду.

Координация и регулирование. Координация – это согласование деятельности организации с ёё планом. Создание условий включенности в дела организации. Регулирование — коррекция деятельности организации, изменения её состояния путем принятия необходимых поправок.

Учет, контроль, анализ. Учет статистический, экономический,

организационный и т. д. Контроль предварительный, текущий и итоговый.

Лекция 1: Этапы развития менеджмента

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector