Исторические формы диалектики.

Способ – путь, метод познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Способом может стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия способов возможно выделить такие, каковые употребляются лишь одной наукой, характеризуя ее своеобразную область изучения. Эти способы именуются частнонаучными (либо конкретнонаучными). Соответственно общенаучные способы те, каковые употребляются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой общий способ, изучает самые общие закономерности мира, решает неприятности нужные для научного изучения. Любой ученый применяет философские способы изучения. Выбор способа изучения зависит от изюминок объектов изучения и отвечает потребностям, целям научного познания. Философские способы, будучи универсальными, являются нужным условием ответа разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой особых, частнонаучных способов, а конкретизируются ими.

Разглядим диалектический и метафизический способы познания:

Диалектика —философский подход, утверждающий, что существующий мир изменяем. ( Гераклит, Пифагор, Аристотель, Скептики. )

Слово «диалектика» в первый раз применил Сократ, обозначивший им мастерство вести умелый спор, (греч. разговариваю). Но ещё Гераклит (5-6 в. до н. э.) применял в собственной философии диалектический способ познания (не осознавая). Диалектика разрешает отражать очень сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Но это не простое констатирование того, что происходит в конечном итоге, а орудие преобразования мира и научного познания. Диалектика требует гибкости мышления. Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание, его возможности: неудовлетворенность достигнутым — стихия, революционная активность — ее сущность. «Революционная сторона в философии Гегеля— диалектический способ. Великая главная идея — что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а является совокупностью процессов, в которой предметы находятся в постоянном трансформации, то появляются, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном итоге прокладывает себе путь. „(Энгельс) Для диалектической философии нет ничего раз и окончательно установленного, абсолютного …“(Маркс) Диалектика — творческое учение, немыслимое без обогащения и постоянного развития. Отрыв ее от судьбы, уход в область „чистой“ теории приводит, в большинстве случаев, к метафизике как её антиподу. Дабы быть действенной теорией преобразования и познания мира, материалистическая диалектика обязана всегда перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это — условие ее жизненности.

Правила диалектического познания:1) Принцип общего развития (мир рассматривается как вечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип противоречивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей — источник развития мира); 3) Принцип общей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерминизма (сотрудничества, обусловленность), (мир — некая совокупность элементов, каковые объединяются в силу некоей закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную совокупность)

Историческое формирование диалектики: 1. Древняя диалектика (стихийная и наивная ) знания не были обоснованы научно: Сократ, Платон, Гераклит, Зенон… 2. Хорошая германская фил-я (19-19 вв.) Кант, Фихте, Гегель, Шелинг. 3. Материалестическая диалектика: Маркс, Энгельс.

Диалектический способ есть средством осмысления действительности в природе (Пр. многообразных превращений элементарных частиц в физике), в обществе и в самом мышление и разрешает распознать закономерности их развития и научно предвидеть будущее.

Метафизика.

Диалектика появилась и исторически развивалась в борьбе с метафизическим способом мышления, метафизикой. Данный термин появился в 1 в. до н. э., по окончании смерти Аристотеля, что практически свидетельствует „то, ято направляться по окончании физики “.

Метафизика — философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. В первый раз термин „Метафизика“ в смысле „антидиалектики“ употребил Гегель. В новое время появляется познание метафизики, как антидиалектического метода мышления как результата односторонности в познании, в то время, когда разглядывают вещи и явления как неизменные и свободные друг от друга, отрицают внутренние несоответствия как источник развития в обществе и природе. Изъяв некий объект из связи его с другим, мыслящий человек упускает из виду его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть что-то противоестественное, чуждое самой сущности людской познания. Так как человек не имеет возможности познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Запрещено кроме этого обойтись в познании и без невольного (а иногда и вольного) огрубления, упрощения: „Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить перемещения, не прервав постоянного, не упростив, огрубив, не поделив, не омертвив живого…“

29. ДИАЛЕКТИКА. Понятие развития

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector