Истоки разума и труда

Подзабытые сейчас классики марксизма-ленинизма писали, что труд перевоплотил мартышку в человека. использование и Труд орудий… Многие до сих пор уверены в том, что труд, и в особенности применение орудий труда, имеется тот фактор, что кардинально отличает человека от животных. Это неточность.

Больше того, как раз в орудийной деятельности животных лежат истоки орудийной деятельности человека. Применение орудий труда — не чисто человеческое изобретение, оно употребляется многими видами. Значительно чаще орудием выступает камень. Его легко отыскать. Это самый несложный жёсткий предмет для разрушения чего-либо, поскольку в базе орудийной деятельности лежит, в большинстве случаев, разрушение. Нет, мы и насозидали, само собой разумеется, кучу всего, никто не спорит, но дело в том, что прежде, чем что-либо насозидать, необходимо чуть-чуть больше в природе уничтожить. Но, не будем отвлекаться на общефизические следствия Второго начала термодинамики, мы к нему ещё возвратимся… Итак, камень.

Кое-какие хищные птицы, зажав в клюве камень, быстро бросают его на панцирь черепахи либо на страусиное яйцо, дабы расколоть его и добраться до вкусненького. Другие птицы применяют вместо для того чтобы камня всю Почву: они поднимают черепаху в небеса и кидают вниз, сохраняя надежду так раскрыть эту живую консерву. Калан, положив на грудь раковину и зажав в ластах камень, начинает довольно часто колотить по моллюску, дабы расколоть его. Морская выдра острым краем камня открывает раковины. Осьминог применяет камень ещё более хитро: подкравшись к полураскрытому моллюску, он скоро сует камушек между створками раковины, дабы моллюск не смог до конца захлопнуться. По окончании чего съедает его. Дельфин, дабы выгнать из убежища угря, с опаской хватает колючую рыбу скорпену и посредством её колючек выгоняет угря из расщелины. Галапагосский вьюрок, дабы дотянуться червячков, применяет острый древесный шип, что держит в клюве. Лисицы время от времени ловят ястребов на приманку: кладут рыбьи головы на видное место, а сами скрываются в засаде. Птица пикирует на рыбу… и делается жертвой умной лисицы. Кроме того насекомые иногда применяют орудия: одинокие осы, живущие в почве, по окончании того, как выроют норку, берут в челюсти камушек и начинают, постукивая им, уплотнять грунт около входа в жилище. Ну в противном случае, что палками и камнями пользуются мартышки, ни у кого не приводит к. Больше того, животные не только применяют отысканные предметы в качестве орудий труда, они смогут и изготавливать их из подручных материалов. К примеру, сойки додумались изготовить жгуты из полос бумаги, дабы дотянуться корм, что экспериментаторы положили вне клетки. Соорудив бумажные жгутики-палочки, сойки просунули их через прутья клетки и дотянулись до зёрнышек. Кое-какие виды мартышек обучились делать из пальмовых листьев кулёчки. Эти конусообразные кулёчки они применяют в качестве одноразовых стаканчиков, в то время, когда желают напиться воды у реки. У каждого шимпанзе в национальных парках Таи (Кот-д’Ивуар) и Боссоу (Гвинея) имеется собственные любимые каменные орудия — наковальня и молоток. Потому, что карманов у шимпанзе нет, мартышки прячут собственные любимые орудия в определённых местах, причём места эти хорошенько запоминают. Кое-какие мартышки, кроме наковальни и молотка, кроме того применяют третий камень — клин, дабы поддерживать наковальню в горизонтальном положении. Но разумная деятельность — это не только орудийная активность, это ещё и абстрактное мышление – оперирование непредметными категориями, умение вычислять… Могут ли животные вычислять?

Выясняется, умение вычислять так же распространено в животном мире, как и язык. Исследователь Реми Шовен обрисовывал опыты с сойками, которых обучили вычислять. Эти птицы удачно справлялись с таким, к примеру, сложным заданием. В ряд находились коробочки с тёмными, зелёными крышками и белыми. Необходимо было снять крышку и из тёмной коробочки съесть два зерна, из зелёной — 3, из красной — 4, из белой — 5. Сойка шла, сдвигала крышечки, вычисляла и ела. В другом опыте с сойками, совершённом в Германии, сойке необходимо было съесть из коробочки столько зерен, сколько тёмных пятен было нарисовано на продемонстрированной ей карточке. Причём пятна на карточках имели различный размер, разное расположение и разную форму. Неспециализированным на карточках было лишь одно — количество пятен. И в случае если сойка насчитывала четыре пятна, она выклёвывала из кормушки-коробочки ровно четыре зёрнышка. Ну разве не прелесть?!…

Обученный счёту шимпанзе вынимает из коробки и даёт экспериментатору столько палочек, сколько тот требует. В коробке осталось 4 палочки. Экспериментатор попросил 5. Поразмыслив некое время, шимпанзе разламывает одну палочку пополам и протягивает человеку 5 палочек. Конгениально! Попугай приучен съедать из кормушки столько зёрнышек, сколько загорается лампочек. Позже исследователи гасят лампочки, и вместо них внезапно раздается три звука флейты. Это полная неожиданность для попугая, но по окончании непродолжительного раздумья попка соображает, что к чему и забирает из кормушки ровно три зерна — по числу гудков, заменивших число ламп. Позже зёрна из кормушки по большому счету убирают.

Вместо них ставят в ряд карточки с нарисованными чёрными точками. Флейта звучит пять раз. Попугай проходит мимо карточек и клюёт в ту, где нарисовано пять точек. Никто не учил его этому. Он сам додумался отыскать соответствие между точками и звуками, совершив числительную аналогию. Вот Вам пример абстрактного мышления в чистом виде… Кроме того муравьи смогут количественно обрисовывать окружающую реальность. Исследователи положили три неравных кусочка пищи в различных местах. Муравей-разведчик, что нашёл все три кусочка, возвратился в муравейник и поведал о них рабочим муравьям. Причём поведал так, что за самым мелким кусочком отправились 25 муравьев, за средним 44, а за громадным 89. Эти числа достаточно совершенно верно соответствовали размерам кусочков пищи. Но интеллект — это не только умение вычислять. Как мы знаем, крысы — самые умные грызуны. Скажем, в случае если крысе необходимо извлечь содержимое из закрытой стеклянной банки, крыса может поступить следующим образом: она валит банку набок, по окончании чего катит её по полу, разгоняя, до тех пор до тех пор пока банка не разобьётся о стенку. У писателя Акимушкина обрисован потрясающий случай. Один механизатор, лежа на печи, замечал такую сцену: крыса подбежала к стоящей на полу бутылке с топлёным сливочным маслом, повалила её, зубами извлекла бумажную затычку. Мужичок желал было бросить в неё валенок, но ему стало весьма интересно — что будет делать крыса дальше, поскольку горлышко узкое, а масло застыло и вытечь не имеет возможности. То, что случилось дальше, произвело на деревенского обитателя неизгладимое чувство и запомнилось на всегда. Крыса всунула в горлышко хвост, измазала его в масле, извлекла и облизала. Так она проделала пара раз, пока не наелась. По окончании чего ушла.

До тех пор пока механизатор приходил в себя от замеченного, крыса возвратилась. Лишь сейчас за ней шёл целый крысиный выводок — пара мелких крысят. Мама-крыса подошла к лежащей бутылке и продемонстрировала детям, как необходимо верно питаться в таких обстановках. Пристально пронаблюдав за манипуляциями мамаши, дети стали повторять. Сперва один крысёнок, подойдя к бутылке, предпринял ряд попыток ввести в том направлении хвост, позже второй. Неспешно обучась проделывать эту процедуру и насытившись маслом, семейка удалилась обратно в подвал.

А сейчас возвратимся ненадолго к птицам. Маленькие головёнки, прямые потомки динозавров, а как соображают! сойки и Вороны, живущие рядом от человека, обучились размачивать отысканные сухари в лужах. Больше того, ворона, размачивавшая сухарик в ручье, случайно потеряла его. Сухарь поплыл по течению и скрылся вместе с ручьём в трубе под дорогой. Ворона посмотрела в трубу, прикинула что-то, перелетела через дорогу и села иначе трубы в ожидании сухарика. Дождалась. Подобные действия по-второму именуют экстраполяцией — моделирование развития обстановки во времени. Этологи уверены в том, что не только у высших стайных млекопитающих, но кроме того у ворон существуют личные позывные. Пара подружившихся ворон (о дружбе в животном мире ниже) подзывает друг друга звуками. Больше ни в какой ситуации эти звуки в свора не видятся. Это как раз выделенный позывной, относящийся к конкретной птице. Кличка. Имя. Подобные личные позывные найдены у малабарской сорочьей славки (также, кстати, семейство врановых).

В то время, когда открылся долгий альпийский туннель между Италией и Францией, его стали использовать птицы, летящие в осеннюю пору в тёплые края. В действительности, для чего продолжительно лететь над Альпами, в случае если возможно срезать по туннелю? Больше того, к чему по большому счету уродоваться, махать крыльями, в случае если возможно сесть на крышу рефрижератора, и он перевезёт тебя по туннелю? Так сейчас перелётные птицы и делают. Пересекают франко-итальянскую границу, сидя на крышах проезжающих грузовиков. Автор Александр Горбовский обрисовывает случай, которому сам был свидетелем: Как-то, будучи на Кубани, я замечал следующую сцену. Подошел автобус, в него вошли люди, и вошла собака. Автобус ехал, останавливался, кто-то входил, кто-то выходил. На одной из остановок никто из пассажиров не вышел, вышла лишь собака. Оказывается, она по большому счету ехала одна по своим собачьим делам. Читатель и сам точно замечал похожие случаи.

Вселенский разум руководит телом человека. Тайны сознания.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector