Использование антонимов в речи

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств оказывает помощь верное потребление антонимов в речи. Антонимы являются наиболее значимым средством создания антитезы(гр. antithesis-противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь (Н.). По структуре антитеза возможно простой (одночленной): У сильного неизменно бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то мороз тайный, в то время, когда пламя кипит в крови (Л.). В сложную антитезу вовлечено пара антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, пребывающий в отрицании контрастных показателей у предмета: В бричке сидел господин, не красивый мужчина, но и не плохой наружности, не через чур толст, не через чур узок; нельзя сказать, дабы стар, но ж и не так, дабы через чур молод (Г). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность обрисовываемого, отсутствие у него броских качеств, четко выраженных показателей. Подобное применение антонимов позволяет указать на такие понятия, каковые в языке не имеют правильного обозначения: В случае если приятель был внезапно и не приятель и не неприятель, а так… (Выс.).

афористичность и Особую остроту придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки ветхи (Гр.); Чем ночь чернее, тем бросче звезды (Майк.); Так малопройдено дорог, так много сделано неточностей (Ес.).

Явление антонимии употребляется и в оксюмороне (гр. oxymoron остроумно-глупое). Данный прием пребывает в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необыкновенного понятия: «Нехорошей хороший человек» (наименование фильма). Одни оксюмороны строятся на настоящих антонимах (начало финиша), другие — на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп» (Л. Т.); «Оптимистическая катастрофа» (Вишн.);.. Пышное природы увяданье (П.). Слова, применяемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, поскольку они принадлежат к различным частям речи.

В ироническом контексте возможно употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? (Кр.) Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним — глупая. Потребление слова в противоположном значении именуется антифразисом (гр. anti -против + phrasis — выражение). К антифразису довольно часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку не в серьез говорят: Какой ты внимательный!, злому: Как ты хорош! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы смогут продемонстрировать широту пространственных и временных границ: С южныхгор до северных морей (Л.-К.); Армии идут ночь и день; им делается невмочь (П.), полноту отражения явлений, фактов действительности: Дремлют богатыеи бедные, и умные, и глупые, и хорошие, и лютые(Ч.). Антонимы передают смену картин, замечаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот далеко блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла(Бл.); Помиримся. И поссоримся. И опять ты не уснешь. Мы сложим отечественные бессонницы в целую белую ночь (Рожд.).

Столкновение в речи антонимов — многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Данный стилистический прием характеризуется игрой слов, появляющейся в следствии восприятия многозначных слов сходу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (Козьма Прутков); Юная была уже не молода (И. и П.).

Потребление антонимов делает обращение более ясной. Особенно обширно антонимы употребляются в фольклоре. К примеру, в поговорках и пословицах: Не в серьез сообщено, да всерьеззадумано; Летом готовь сани, а зимний период — телегу; в зачинах сказок: Близко ли, на большом растоянии ли, низко ли, высоко ли. См. у П.П. Ершова в сказке «Конек-горбунок»:… Не на небе — на земле жил старик в одном селе.

Антонимы нередки в поэзии. См., к примеру, у В. В. Маяковского: Радость ползет улиткой, у горя неистовый бег… Либо у Р. Рождественского: Нахожусь ли в далеких краях, ненавижу либо обожаю — от громадного, от главного я — четвертуйте — не отойду. В роли антонимов поэты и писатели время от времени употребляют и стилистические синонимы. К примеру: — Нет, я — артист, а не актер. Прошу различать. Актеру — пошлые рукоплескания и венки, а мне — только потрясение (А.Н.Т.). Либо: А у Ули глаза были громадные, темно-карие,— не глаза, а очи… (Фад.).

Антонимы употребляются в качестве названий произведений: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «ночи и Дни» К. Симонова и т.д.

Антонимия может служить и средством создания иронии. См. у М. Горького:…Не стану сказать, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, создающих пряники и конфеты.

Наровне с общелитературными антонимами в языке художественной литературы нередки контекстуальные (личные) противопоставления слов, каковые в простом потреблении не антонимичны. См., к примеру, у А.С. Пушкина: Они сошлись. камень и Вода, проза и стихи, пламень и лёд не столь разны меж собой. В современной лингвистике время от времени говорят о контекстуальных антонимах, т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте: «овцы и Волки». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит лично-авторский темперамент.

Антонимы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector