Искусство вьетнама.

О.Прокофьев

Первые монументы развитой художественной культуры на территории Вьетнама относятся к началу отечественной эры (зрелая культура бронзового века в северном Аннаме, в Донг-Соне). Отдельные предметы, в частности медные барабаны, богато украшенные резьбой, указывают на связи данной культуры с старой индонезийской и китайской цивилизацией. В Тань-Хоа отысканы кирпичные гробницы с разнообразной утварью, обнаруживающей громадную близость к китайскому мастерству периода семейства Хань.

Но искусства и подлинный расцвет культуры наступает в середине первого тысячелетия и связан с образованием страны чамов, правильнее, тямов, в котором, по-видимому, существовали неразвитые рабовладельческие отношения наровне с начавшими складываться феодальными. Народность тямов, первые сведения о которой относятся ко 2 — 3 вв. н. э., на данный момент практически вымершая, некогда была господствующей в центральных и южных областях Вьетнама.

Фактически вьетнамцы (аннамиты), составляющие и настоящее время главное население страны, в первом тысячелетии занимали только крайнюю се северную часть и пребывали в яркой зависимости от Китая. Но, не обращая внимания на действие китайской культуры, народ сохранял обычаи и свой язык, которые связаны с старейшими культом предков и анимистическими представлениями. Начиная с 10 в. происходит вытеснение тямов вьетнамцами, завершившееся их завоеванием в 15 в.

В древней Тямпе процветала необычная и богатая искусство и художественная культура. Самые большие, архитектурные сооружения древних тямов связаны с двумя большими центрами, находящимися около побережья неподалеку от современного Файфо. Это считавшиеся священными города Ми-Донг и Сон-Дуонг, основанные приблизительно в конце 4 в.

самые ранние архитектурные монументы тямов находятся в Ми-Соне, воображающем собой громадный архитектурный комплекс, складывающийся из девяти храмов и около шестидесяти меньших сооружений. Созданные в течении многих столетий (от 4 до 10 в.), храмы Ми-Сона дают представление о первом, самый ярком этапе развития мастерства тямов. Самым большим и хорошим примером есть храм Бхадрешвара, посвященный Шиве и созданный в начале 7 в. на месте ранее существовавшего храма 5 в.

Внутреннее помещение храма представляет собой относительно маленький зал, квадратный в плане, с двумя маленькими вестибюлями, соединяющими зал с двумя выходами, ориентированными на запад и на восток. Сумрак зала при аскетической бедности его оформления воображает резкий контраст с неисчерпаемым достатком архитектурных и декоративных форм наружного вида храма. Но и снаружи храм сохраняет все же в общем чёткость форм и известную строгость, что происходит не только от ясных соотношений главных архитектурных весов, вместе с тем от продуманного в соответствии со структурными членениями храма распределения декора. Главным архитектурным элементом являются пилястры, по пять с каждой стороны. Промежутки между ними поделены на две более узкие части, украшенные равномерно покрывающим их растительным орнаментом. Сложнее украшены база и особенно капитель с богатыми карнизами. Тут в горизонтально чередующиеся последовательности геометрического и растительного орнамента включаются скульптурные изображения небесных дев — апсар. Над главным прямоугольным количеством строения находится пирамидальное по форме покрытие, ритмично расчлененное на три уменьшающихся кверху уступа. Покрытие завершалось несохранившейся до отечественного времени восьмигранной конусообразной частью в виде бутона лотоса. Вертикали пилястр в нижней части храма противопоставляются горизонталям карнизов верхней части и уступов покрытий, благодаря чему создается четкая и несложная база для восприятия всего строения.

На протяжении храма, с южной и северной стороны, прежде размешалось по три маленьких храмика, повторяющих большой. Они вместе с храмом находились на платформе двухметровой высоты, в плане очерченной соответственно размещению строений. Целый комплекс, включая дополнительные храмовые сооружения, размешался на квадратной площади, замкнутой оградой (70 X 70 м) с, единственным входом с западной стороны.

В целом храм Бхадрешвара и поныне отличается гармоничностью и красотой наружного архитектурного ответа. В нем отыскал собственный лучшее выражение тип самый распространенного в архитектуре тямов, башнеобразного храма известного называющиеся калан.

Главным стройматериалом калана есть кирпич. Перекрытие сделано при помощи фальшивого свода. качество обжига и Совершенство кладки допускали скульптурную резьбу конкретно на кирпичной стенке, в то время как отдельные выступающие подробности делались из гранита и песчаника, а позднее из обожженной глины.

Кроме каланов типа видящихся в Ми-Соне к тому же периоду относится второй тип, так называемый кубический, более приземистый, с более широкими пилястрами, с меньшей высотой собственной центральной части. Нередки и каланы смешанного типа, к примеру каланы в Донг-Дуонге.

Искусство вьетнама.

Карта. Вьетнам.

Наровне с каланом в архитектуре тямов данного периода видится тип вытянутого строения, крытого черепицей, с громадным сквоз-ным трехнефным внутренним залом. Один из лучших образцов аналогичного тина находится в Ми-Соне. В ном особой богатством и импозантностью декора отличаются боковые фасады.

Большим архитектурным центром, процветавшим в одно время с Ми-Соном и расположенным пара южное, был Донг-Дуонг. Донг-Дуонг воображал собой громадный монастырский ансамбль, посвященный буддийскому культу. От сооружений, выстроенных в 9— 10 вв., сохранились только руины.

Реконструкция отдельных частей ансамбля Донг-Дуонга дает представление о самобытности архитектуры тямов, достигнутой к концу первого тысячелетия. Занимательна необычная композиция входного строения. Строение увенчано пирамидальным ступенчатым покрытием по типу калана и очень богато декорировано. Досятиметровые пилоны, расположенные по обоим сторонам входного строения и выдвинутые пара вперед, являются высокие легко усеченные колонны с рядом кольцеобразных утолщений, учащающихся кверху. Мотив высоких входных пилонов повторяется в ряде трехметровых колонн, расположенных на протяжении наружного края стенки. Контраст пышного и приземистого входного строения с несложными и замечательными количествами пилонов образует гармоничный и очень нарядный ансамбль.

Начиная с 10 в. государство тямов терпит важное давление от наступающих с севера аннамитов. В 11 в. центр страны тямов перемещается на юг, в район Киньона. В архитектуре и скульптуре этого второго периода проявляются черты неспешно развивающегося упадка.

Так, кроме того лучшие храмы в районе Бинь-Дипя (11 и 12 вв.), обнаруживающие необычные черты если сравнивать с храмами прошлого периода, Бронзовая башня, калан Дуонг-Лонг либо в особенности Серебряная башня, — не смотря на то, что и отличаются мощью силуэта и внушительностью пропорций, все же многими собственными архитектурными и декоративными изюминками свидельствуют об потере ясности и прежней гармоничности неспециализированного художественного плана. Высота этажей покрытия возрастает, нарушая тем самым неспециализированную его соразмерность по отношению к нижней части. Кидается в глаза большое утяжеление карнизов, рисунок пилястр и капителей делается значительно суше, темперамент декоративной резьбы измельченным.

Своеобразным в каланах данного периода есть оформление углов карнизов башенками, повторяющими в миниатюре все строение. В будущем данный чисто декоративный мотив приобретает необычное развитие. Так, в калане По Клаунг-Гарай в Фан-Ранге, на юге Вьетнама (14 в.) (илл. 201}, чрезмерно увеличенные декоративные башни отягощают углы каждого уступа покрытия, заметно нарушая гармоническое равновесие архитектурных весов, придавая им монументальный и тяжеловесный темперамент.

Скульптура тямов была неизменно связана с архитектурой. Из этого ее декоративная функция, проявляющаяся во всех ее видах: от орнаментальной резьбы до фигурных изображений. Вместе с тем скульптурно-декоративное оформление (за редкими исключениями позднего периода) в большинстве случаев строго подчинено архитектурной базе. Темперамент скульптуры в основном связан с расположением в совокупности декоративного оформления архитектурного сооружения, причем скульптура помогает часто значительным декоративным выговором в общей архитектурной композиции. Групповые сцены либо изображения отдельных фигур значительно чаще даны на боковой стенке пьедестала культового изображения. Благодаря этого рельефы тямов малы по своим размерам, очень сильно отличаясь в этом отношении от кхмерских, сплошь заполняющих долгие стенки.

Лучшие образцы скульптуры относятся к первому периоду развития мастерства тямов. самые интересные скульптуры были найдены в развалинах храмов в Тра-Кье, в Ми-Соне и Допг-Дуонге и относятся приблизительно к 7 —10 вв. самые известными являются скульптуры пьедестала из Тра-Кье (10 в.) с горельефными фигурами музыкантов и танцовщиц (музеи в Туране), полными пластического совершенства и жизни. Особенно превосходна фигура танцовщицы (илл. 2UU). По грациозности перемещений танца мало возможно отыскать равноценных примеров кроме того в индийском мастерстве. Живая передача танца выстроена на противопоставлении лёгкого положения движения и статики ног, пронизывающего всю фигуру, от легко наклоненных бедер до быстро развёрнутых вправо плеч и наклоненной головы, как будто бы удлиненной продолговатым головным убором.

В скульптуре Донг-Дуонга громаднейший интерес воображают головы отдельных фигур божеств, показывающие необычное рвение к реалистической передаче человека. Лица лишены идеализации. Их’ отличают толстые губы, пышные усы, шнобель с широкими ноздрями, частые брови. Тяжелые украшения, покрывающие сложную прическу, как бы отягощают легко опущенную голову.

Весьма занимательны изображения животных. В них проявляются высокая наблюдательность и превосходное пластическое мастерство. Характерно, что эти качества в известной мере сохраняются и во втором периоде развития тямской пластики, для которого обычны некая сухость и застылость форм. Лучшие образцы первого периода видятся в скульптуре Тра-Кье. Фигуры львов, слонов, мартышек показывают узкую наблюдательность, нисколько не уступая в этом отношении индийской скульптуре. Особенно ясны слоны, изображенные в характерном перемещении, со легко поднятой ногой. Потом самодовлеющая орнаментика как бы подчиняет себе яркие наблюдения настоящей действительности. Для второго периода характерно распространение причудливого типа декоративных животных: драконов-змей со схематизированными телами и орнаментально трактованными подробностями.

В следствии распада Танской империи аннамиты (вьетнамцы) стали независимыми и образовали в середине 10 в. независимое государство Ко-Виет. С этого времени вьетнамцы начинают собственный продвижение на юг, неспешно вытесняя тямов.

В большой мере связанное с китайским мастерством, мастерство вьетнамцев, но, по-своему трактует классические мотивы и китайские формы. самые ранними примерами вьетнамской архитектур])! являются башни-ступы, сходные с китайскими. Единственный сохранившийся пример в Бииь-Соне около Вьет-Три, на месте старой столицы аннамитов Дай ли Тхан, относится приблизительно к 10—11 вв. Низкая (всего 15 м) башня-ступа складывается из одиннадцати ярусов. Все они, и пьедестал высотой 2,5 м украшены богатой резьбой. Разнообразные декоративные орнаментальные мотивы цветов лотоса, драконов и миниатюрные изображения башни-ступы из обожженной глины полны характерной живописности и своеобразного очарования.

Практически только древесная архитектура вьетнамцев по большей части сохранилась начиная с 17 в., иногда восходя к 15 —16 вв. Архитектурные сооружения в соответствии с собственному назначению делятся на последовательность главных типов. Необычный «храм литературы», посвященный Конфуцию, Ван-Мье, в большинстве случаев представляет собой целый комплекс разных павильонов, дворов и бассейнов, продуманно расположенных и вписанных в природное окружение. Наибольшие ансамбли находятся в Ханое и Гуэ. Вторыми наиболее значимыми архитектурными сооружениями публичного назначения являются Динь, Ден и Чуа, каковые являются буддийские и таоий-ские культовые храмы. Время от времени три последних типа соединяются в одном, как, к примеру, Чуа-Кео вблизи Тай-Биня (1ак-6о). Это громадный ансамбль со известной основной башней, отличающейся стройностью и изяществом пропорций.

Совсем уникальным произведением вьетнамской архитектуры есть пагода на одном столбе в Ханое (основана в I 1 в.) (илл. 202} в виде легкого павильона, поднятого на высоком столбе и остроумно укрепленного при помощи боковых кронштейнов. ~то один из самых выдающихся монументов вьетнамской художественной культуры.

Характернейшей чертой вьетнамской архитектуры есть ее гармоническая сообщение с окружающей природой. Примером может служить пагода в Нам-Дине (илл. 203 а}. Вьетнамские мастера придавали значение выбору подходящего места для каждого строения, а тем более громадного архитектурного комплекса. Отдельные павильоны культового либо погребального ансамбля с громадной художественной продуманностью размешались на фоне зелени, живописно сочетаясь с деревьями, водоёмами и тенистыми аллеями.

Так, в пагоде в Нам-Дине кроны и водоём пышных деревьев помогают нужной частью в создании умиротворённости и общего состояния покоя, которым’ полон целый архитектурный ансамбль, слитый с природой. Второй изюминкой вьетнамской архитектуры есть необычная склонность подчеркивать горизонтальные направления в композиции как всего комплекса, так и отдельного строения. Таков простой тип павильона с характерными загнутыми углами повторяющихся пологих покрытий, в целом подчеркивающих горизонтальную базу строения.

Образцы круглой скульптуры во вьетнамском мастерстве достаточно редки.В данной связи особенно весьма интересно отмстить портретную скульптуру из погребальной ступы в Тань-Хоа в северном Аннаме (17 в.). Статуя из дерева, покрытая лаком, изображающая бонзу Минь-Хань, отличается не только правильным следованием натуре, но и некоторыми элементами психотерапевтической характеристики. По большей части же скульптура средневекового Вьетнама имеет только декоративное назначение, отличаясь от китайской собственной сочностью и беспокойной динамикой. Примером декоративно-пышного оформления архитектуры может служить украшение четырех входных пилонов Ван-Мье в Ханое (илл. 203 6), придающих особенную нарядность всему ансамблю.

Боевые искусства Вьетнама / Приемы самозащиты вовинам вьет во дао

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector