Искусство туниса, алжира, марокко и мавританской испании.

Б.Веймарн, Т.Каптерева

7 — 8 столетиях страны Северной Африки — Тунис, Алжир и Марокко — и южная Испания были включены в состав Арабского халифата. Мастерство этих народов стало называться «магрибского» ( Магриб — по-арабски запад; так народы Среднего и Ближнего Востока именовали области, расположенные западнее Египта.) либо, чаще,—«мавританского». История терминов «мавры», «мавританский», происходящих от греческого слова «чёрный», восходит к древней Эре, в то время, когда маврами именовали коренное берберское население старого расположенного в северо-западной части Африки страны — Мавретании. По окончании вторжения арабо-берберских армий в 8 в. на Пиренейский полуостров наименование «мавры» распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки, и арабов и берберов. Так, данный термин устарел и носит условный темперамент.

Мавританское мастерство не было единым. Известными изюминками владела художественная культура каждого из народов Северной Африки и мастерство южной Испании времени арабского владычества.

Первые большие монументы арабо-берберской архитектуры были созданы в Северной Африке еще в конце 7 в. Среди них самым большим есть величественная мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис), центре паломничества в Северной Африке, основанная как соборная мечеть города, считавшегося «священным городом ислама». Первоначально весьма скромное строение мечети много раз перестраивалось заново; современный вид его, согласно мнению ученых, совсем сложился к концу 9 столетия.

Во внешнем виде кайруанской мечети сильны черты крепостной архитектуры. Строение окружено глухими массивными стенками, укрепленными контрфорсами, с минаретом в виде высокой и замечательной квадратной башни (илл. 21 а). Оно думается целым городом, что появляется из плоского пустынного ландшафта и господствует над низкой жилой застройкой окружающих улиц. Главное композиционное ядро — громадный внутренний двор — окружено мраморными и гранитными колоннами, поддерживающими подковообразные арки (илл. 21 6). Изюминкой мечети есть широкий Т-образный трансепт, пересекающий глубочайший колонный молитвенный зал перед михрабом. Эта черта стала характерной для мечетей Магриба. Неф перед михрабом мечети увенчан двумя сферическими, снаружи ребристыми куполами, опирающимися на богато украшенные тромпы.

Арка михраба и стенки около нее покрыты необычной инкрустацией из ромбовидных изразцов со яркой люстровой росписью, по-видимому, привезенных из Багдада на протяжении ремонта мечети в 863 г. Михраб отделан кроме этого плитками мрамора с резьбой из стилизованных растительных мотивов.

Превосходным монументом декоративного мастерства есть изготовленный из платанового дерева минбар, датированный 863 г. Он украшен резными панелями, узор которых говорит об изощренной творческой фантазии и о высоком мастерстве создавших его художииков-орнаменталистов. Геометрические мотивы и тонко моделированная затейливая растительная вязь выполнены с громадным пластическим эмоцией. Резной орнамент минбара соответствует с пышным убранством михраба и расположенного над ним купола.

К мечети Сиди-Укба по характеру декора и типу планировки близки громадная мечеть в городе Тунисе, сооруженная еще при Омейядах в 732 г., но перестроенная в 9 в., и относящиеся к 9 столетию мечети в Сусе и Сфаксе.

Сохранились крепостные постройки, снаружи схожие с громадными культовыми строениями той эры. Таков, к примеру, рабат в Сусе, имевший замечательные стенки с полукруглыми выступами и высокой сторожевой башней, аналогичной минарету.

Искусство туниса, алжира, марокко и мавританской испании.

Рабат — упрочнение, в Сусе. Реконструкция.

В 711 г. арабо-берберские армии омейядских халифов под предводительством полководца Тарика ибн Зияда через пролив, взявший потом наименование Гибралтара (другими словами горы Тарика), вторглись на Пиренейский полуостров из Северной Африки. Королевство вестготов, ослабленное внутренними распрями, было разгромлено. Арабы захватили солидную часть страны, за исключением малодоступных горных областей севера. Испания стала провинцией Дамаскского халифата.

Первоначально владычество арабов в Испании переживало сложный период внутренних борьбы и смут племенных группировок. Новая страница в истории страны начинается с того времени, в то время, когда Абд ар-Рахман I — один из немногих Омейядов, спасшихся от аббасидской резни,— подчинил в 756 г. собственной власти практически все мусульманские владения в Испании и основал свободный от Багдадского халифата Кордовский эмират. В 10 столетии омейядские правители Испании приняли титул халифов. Кордовская держава, представлявшая собой сильное феодальное государство, вступила в эру собственного расцвета. Испания стала одной из самых богатых государств Европы. Особенно развилось сельское хозяйство; арабы вводили новые, малоизвестные европейцам культуры — рис, сахарный тростник, шелковицу и разные восточные плодовые деревья. Большой подъем переживали и горнорудный промысел, металлургия, производство дорогих шелковых и шерстяных тканей. В городах расцветали ремесла: широкой славой пользовались изделия из кожи, стекла, слоновой кости, керамика и особенно оружие — броня и сабли с узкой резной отделкой ножен и эфеса.

Искусство туниса, алжира, марокко и мавританской испании.

Карта. Испания и Северная Африка.

В 10 столетии арабская Испания превратилась в культурный центр не только Востока, но и Европы. В столицу халифата, цветущую Кордову, взявшую гордое наименование «обиталища наук», приезжали обучаться из Франции, Германии, Англии. Среди бессчётных учебных заведений особой известностью пользовался Кордовский университет, в котором наровне с мусульманским богословием и Кораном изучались и светские науки. Громадные удачи были достигнуты в философии и области медицины. Богатейшие библиотеки Кордовы славились по всему свету. Библиофильство стало настоящей страстью в мусульманской Испании. Спрос на книги был так велик, что в Кордове множество людей жило перепиской редких и полезных исходников. броским свидетельством культурного расцвета страны была грамотность большинства населения в противоположность другой Европе.

Художественная культура мавританской Испании полнее всего проявилась в области поэзии, музыки и особенно архитектуры.

10 столетие было временем расцвета андалузской поэзии, охватывавшей все жанры, от элегии до сатиры, от смелого эпоса до амурной лирики. Поэзия, принесенная арабами в Испанию, имела у;ке сложившуюся литературную традицию, ее образный строй был канонизирован. Вместе с тем арабская поэтическая совокупность в Испании существенно усложнилась и обогатилась. Уже в 9 —10 вв. тут зародились новые формы народной поэзии. Через всю жизнь арабской Испании, как и государств Ближнего Востока, проходит необычный культ художественного слова, поэтического творчества, начиная от научных трактатов, написанных в стихотворной форме, и изощренных придворных панегириков до взявшей широкое распространение свободной импровизации безвестных народных поэтов.

С поэзией была тесно связана музыка. Арабская музыка, с очень развитой мелодической линией и весьма богатая по ритму, органично входила в быт страны. Не только разнообразные празднества, но и характерные для просвещенных кругов общества философские и литературные собеседования сопровождались музыкой и пением.

Ярко расцвела и Испании архитектура и связанное с нею декоративное мастерство. Иноземные путешественники восхищались красотой Кордовы. Данный город с полумиллионным населением насчитывал тысячи домов, много мечетей, библиотек, публичных бань и т. д. Прекрасные мосты были перекинуты через Гвадалквивир, улицы были замощены, бессчётные муниципальные фонтаны, питаемые водопроводом, освежали воздушное пространство. Окруженные тенистыми садами знати и дворцы халифа поражали собственной роскошью.

Искусство туниса, алжира, марокко и мавританской испании.

Мечеть в Кордове. Замысел. 1 — начальное строение (785 г.), 2 — расширение в 848 г., 3 — в 961 г., 4 — в 987 г.

Архитектурных памятников Кордовского халифата дошло до наших дней мало. Самым превосходным произведением арабского зодчества в Испании, заслужившим мировую славу, есть столичная соборная мечеть. Строение было заложено в Кордове в 785 г. и потом много раз перестраивалось и расширялось. самые важные достройки, придавшие мечети ее современный вид, относятся к 10 в. Кордовская мечеть — совсем особенный вариант ставшей к тому времени уже классической в культовом зодчестве Ближнего Востока колонной мечети. Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена только часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением. Фактически мечеть воображает большой зал, в котором располо5кено более чем 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными последовательностями заполняют пространство интерьера; кроме того неф, ведущий к главному михрабу, только немногим шире остальных. В отличие от византийской базилики размещение колонн в Кордовской мечети не направляет перемещение молящихся к святилищу, скорее напротив — визитёр, войдя под своды мечети, обязан остановиться, дабы охватить взором уходящие от него во все стороны последовательности колонн. В архитектуре строения, так, нет центральной оси, что повлияло и на фасаде: стенки, окружающая мечеть, имеет пара одинаково оформленных входов — порталов.

В молитвенном зале мечети применено особенное ответ внутреннего пространства. Последнее делится на большое число ячеек, каждую из которых образуют однообразные конструктивные и архитектурные элементы: две ко-ло.чны с аркой между ними. Своеобразие архитектуры мечети содержится в том, что данный основной и практически единственный архитектурный мотив выступает в многообразных качествах. Помимо этого (и в этом особенность Кор-довской мечети), он как бы опять находит отклик в верхнем ярусе арок. Все это порождает законченности и впечатление единства архитектурного целого.

Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом (илл. 22—23). Вправду, круглые, не имеющие баз, как будто бы выросшие из пола, тела низких колонн из многоцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев, от которых, как будто бы переплетенные между собой ветви, отходят в стороны подковообразные и полуциркульные арки. Пересечение множества колонн и двухъярусных арок, видимых в возможности, и клинчатая кладка из красных и белых камней образуют богатый игрой и линиями светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом.

Лес колонн теряется в темноте, в глубине мерцает резьба затененных стен, пространство думается огромным и рождает чувство бесконечности, вызывает мысли о необъятности вселенной. Где-то в дальнем финише зала находятся богато украшенный михраб и максура — место для халифа. Эта часть мечети выделена особенными, многолопастными арками, причем в верхнем ярусе арки причудливо переплетаются. Декоративность аналогичного мотива выделена и тем, что любая арка сложена из чередующихся по цвету клинчатых, покрытых резным орнаментом камней. Красивые нервюры сводов, вторящие линиям аркатуры, образуют восьмиугольные звезды.

Художественный образ мечети в Кордове весьма сложен. По окончании залитой солнцем шумной улицы человек, попав в полумрак колоннады, которая освещалась мерцающим светом тысячи висящие серебряных лампад, чувствовал себя как бы в нереальной, фантастической обстановке. Но архитектура мечети подчинена строгой, практически математически четкой логике. светло читается структурная связ ь колонн, граненых опор арок и верхнего ряда, образующих совершенно верно созданную конструктивную совокупность. Применяя, возможно, древние местные традиции и опираясь на правила, к тому времени уже выработанные в зодчестве государств Ближнего Востока, строители Кордовской мечети создали неповторимо уникальное произведение архитектуры, образ которого проникнут огромной жизненной силой.

* * *

Расцвет Кордовского халифата, продолжавшийся в течение столетия, сменяется в конце 10 в. экономическим и политическим упадком. Мусульманские владения в Испании распались на множество небольших враждовавших между собой феодальных стран — эмиратов. Страна, достигшая столь большого экономического подъема, испытывала кризис. Положение широких весов быстро ухудшилось. Ослаблению халифата содействовало шедшее с севера наступление испанцев-христиан. В 11 в. борьба за освобождение страны, так называемая реконкиста (см. т. II, кн. 1), возглавляемая кастильскими королями, достигла собственного решающего этапа. В это время заметно увеличивалось значение государств Магриба. Опасность испанского вторжения побудила арабских эмиров обратиться с просьбой о помощи к сложившемуся в Северной Африке берберскому стране Альморавидов (1061 —1140). Высадившиеся в Испании войска Альморавидов, энергично отразив натиск европейских рыцарей, привлеченные достатком страны, подчинили себе владения испанских мусульман. В середине 12 в. новая волна кочевых племен Северной Африки под водительством Альмохадов (1121 —1269) обрушилась на Пиренейский полуостров.

Но, не обращая внимания на распад халифата, открывший долгую полосу междоусобиц и войн, культура Магриба и мусульманской Испании, пережившая в недавнем прошлом столь большой подъем, развивалась . На западе арабского мира создаются выдающиеся труды по философии, медицине, математике, химии, естественным наукам. В 12 в. жил великий философ Ибн Рушд (Аверроэс), учение которого сильно повлияло на развитие философской мысли средневековой Европы.

О значении архитектуры Магриба в 10 в. свидетельствуют остатки дворца и мечети Фа-тимидов в Махдии, дворец в Кала Бени Хам-мад и другие монументы.

Самой грандиозной постройкой 12 в. была мечеть Хасана в Рабате (Марокко): по размерам она превосходила Кордовскую, имела три внутренних двора и более 400 колонн .

Искусство туниса, алжира, марокко и мавританской испании.

Мечеть Хасана в Рабате. Замысел.

Выдающимся и вместе с тем характерным монументом монументальной архитектуры этого времени есть мечеть Кутубийя в Мар-ракеше (12 в.). В молитвенном зале мечети сто пятьдесят столбов образуют семнадцать продольных нефов, завершенных собственного рода трансептом, идущим на протяжении стенки с михрабом. Массивные, пара приземистые по пропорциям столбы несут высокие подковообразные преломленные в замке арки. В возможности арки образуют анфиладу, проникнутую ритмом величественного и спокойного перемещения (илл. 26). Но, как и в Кордовской мечети, в мечетях Магриба архитектурное пространство имеет множество качеств. Анфилады арок пересекают маленькие продольные нефы, перекрытые плоским либо двускатным древесным потолком. Кое-какие нефы завершаются маленькими куполками, возвышающимися над трансептом у михрабной стенки. Наконец, арки и сами столбы, довольно часто неодинаковые по форме, воспринимаются в различных ракурсах. Все это вносит в интерьер сложный ритм и богатый чередования архитектурных форм.

Снаружи мечеть Кутубийя воображает низкий архитектурный блок, покрытый узкими двускатными черепичными крышами, возведенными над каждым из продольных нефов. Волнистую поверхность кровли оживляют маленькие павильоны, отмечающие пять куполов трансепта, а над всем строением горделиво высится башня минарета, одного из самых громадных в Магрибе, Строгая по форме монолитная призматическая башня имеет три декоративных арок и яруса окон и украшена сверху зубцами. Минарет венчает надстройка, несущая мелкий купол.. Как в интерьере, так и во наружности мечети сказался узкий художественный вкус мастеров, отыскавших гармоничные пропорции для башни минарета и ожививших красивым декором ровную поверхность его каменных стен. Весьма занимательным монументом этого рода есть кроме этого минарет не дошедшей до отечественного времени се-вильской мечети (1171—1172 гг.). В 15 столетии на ее месте был выстроен готический собор, а сам минарет, взявший позднее наименование Ла Хиральда (илл. 25), был в 16 в. украшен новым покрытием. Строителю минарета — арабскому мастеру Джеберу — удалось создать архитектурный образ, выполненный мощи и вместе с тем изящества. Монолитная призматическая башня с ее строгими формами и ясными объёмами высоко вздымается над городом. Ярко выражен массив ровных сложенных из кирпича стен. Только на большой высоте мастер облегчает поверхность сооружения шепетильно и тонко продуманной во всех подробностях декоративной отделкой, ритм которой как бы усложняется от яруса к ярусу. Все элементы декора подчинены принципу строгой плоскостности. Так, слепые арки, по существу, поддерживающие лишь узкую сетку резного орнамента, выделены маленьким углублением в толще стенки. В целом убранство имеет форму узорчатой вставки в простои каменный массив. Характерно, что углы башни покинуты ровными, они лишены украшений. Как будто бы края огромного монолита, четко очерчены на светло синий небе эти устремленные ввысь грани Хиральды. Примененный тут прием контраста ровной поверхности стенки и введенного в нее декоративного пятна — противопоставление, в особенности ясное при южном освещении,— был распространен в арабском мастерстве и потом оказал действие на развитие характерных изюминок испанской архитектуры. Большой, стройных пропорций, нарядный минарет стал настоящей достопримечательностью Севильи.

Величественный монумент монументального стиля воображает и минарет мечети Хасана в Рабате, кроме этого имеющий форму призматической башни. Мастер — быть может, тот же Джебер,— строивший минарет мечети Хасана, как и в Севилье, умело применяв контраст глади стенки с узким декором из орнамента и арок, придал строгим формам башни громадную художественную ясность.

Среди светских построек Альмохадов особенно бессчётны крепостные сооружения. Замечательные, укрепленные башнями стенки сохранились в Марракеше, Рабате, Тазе, Тлемсене и др. Муниципальные ворота, воображавшие, в большинстве случаев, сверхсложное оборонительное сооружение, снаружи в большинстве случаев украшены порталом с подковообразной аркой (йлл. 20). Концентрически расположенный около арки большой рельефный орнамент декоративно выделяет проем ворот.

В конце 13 в., по окончании распада державы Альмохадов, в Марокко, Алжире и Тунисе появились феодальные страны во главе с местными семействами. В это время в государствах Магриба длится культуры и значительный подъём экономики.

Архитектура государств Магриба в 13—15 вв. занимательна не только солидным числом выстроенных светских и культовых строений, но и возникновением тенденций, характеризующих новую стадию в развитии средневековой художественной культуры арабского запада. В зодчестве, как и в других видах мастерства, начало превалировать декоративное начало, отодвинувшее на второй план тектоническую ясность конструкций и форм строения.

Произведение архитектуры в это время не мыслилось без богатого, в большинстве случаев многоцветного орнаментального убора. Узкий арабесковый узор покрывает каждую архитектурную подробность строения, любой участок поверхности стенки. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы, своды, арки, образуя декоративно насыщенные динамичные композиции, только в неспециализированных собственных контурах подчиненные главным линиям архитектуры строения, говорят об утонченной, изысканной роскоши. Интерьер, а время от времени и фасады поражают тонкостью, изобилием, подчас кажущейся кроме того избыточной щедростью орнаментально-декоративного убора.

Красивый пример нового стиля в архитектуре Магриба воображает интерьер громадной мечети в городе Таза, в конце 13 в. украшенной богато орнаментированным куполом перед михрабом (илл. 24).

Искусство туниса, алжира, марокко и мавританской испании.

Медресе Бу Анания в Фесе. Замысел.

Характерными монументами 14 в. являются бессчётные марокканские медресе, сохранившиеся в Фесе, Марракеше, других городах и Мекнесе. Строения эти являются относительно маленькие постройки, складывающиеся из внутреннего двора, окруженного кельями учеников и учителей, и примыкающего с одной стороны помещения мечети . Сходные по типу строения марокканских медресе в художественном отношении решены весьма разнообразно. Особенно увлекательны внутренние дворики, являющиеся не только композиционно-планировочными центрами построек, но и средоточием их художественного убранства. В ответе аркады (значительно чаще двухъярусной), в выборе декоративных материалов — цветных и монохромных, в характере и композиции мотивов орнамента художники и зодчие, украшавшие эти постройки, показали огромное мастерство, узкий вкус и практически бесконечную художественную фантазию.

В марокканских медресе пластическая ясность архитектурной формы основана на сочетании света и тени, на применении разномасштабных арок и опор, то массивных и тяжелых, то легких и хрупких. Вместе с тем архитектура строений не мыслится без богатейшего орнаментального убора, под цветным ковром которого совсем провалилась сквозь землю гладь стен. Резьба мраморных капителей собственной пышностью спорит с цветной инкрустацией панелей, белым и синим рисунком мозаик, узким рельефным узором потемневших древесных подробностей (илл. 27). Геометрические и растительные арабески перемежаются с паутиной лепных сталактитов и полосами арабских надписей. Орнамент, то медлительно и медлено скользящий по поверхности стенки, то сконцентрированный в тимпанах арок в звучные аккорды, то в сильном перемещении устремленный вверх по сводам, информирует архитектурному образу необычное музыкальное начало.

Декоративный стиль отыскал броское выражение и в последних по времени архитектурных сооружениях мавританской Испании.

В течение 13 и 14 столетий политическая ситуация Испании очень сильно изменилась. В следствии реконкисты испанцы оттеснили арабов в южную часть полуострова, к Гранаде. В данной области, отделенной от другой территории горными хребтами, в 1238 г. появился Гранадский эмират. Успешное расположение малодоступной Гранады, и умелая политика правителей помогли мелкому Эмирату просуществовать еще более двух столетий. Только в 1492 г. войска Кастилии и Арагона овладели этим последним прибежищем арабов на Пиренейском полуострове.

Столица эмирата — Гранада находится в предгорьях Сьерры-Невады, на склоне холмов, спускающихся в равнину реки Хениль. Данный окруженный башнями и высокими стенами, украшенный мечетями и великолепными дворцами город с учебными заведениями и многочисленными библиотеками арабы именовали земным эдемом, поэты прославляли его как «светлую звезду неба».

В 13 и 14 вв. Гранадский эмират был самым богатым страной в Испании. Вместе с тем это было время, в то время, когда крушение политического и экономического господства арабов на Пиренейском полуострове стало очевидным фактом. При всех показателях внешнего процветания Гранадский эмират был пронизан ожесточёнными внутренними несоответствиями. Непомерная роскошь правящей вершины приводила к расточению накопленных достатков, .к резкому обнищанию народа. Историческая эра, в то время, когда арабское владычество в Испании переживало собственную последнюю фазу, наложила неизгладимый отпечаток на всю культуру Гра-надского эмирата. И в научных трактатах и особенно в поэзии зазвучали мотивы пессимизма, обреченности, рвения отгородиться от окружающей судьбы. Одновременно с этим увеличивались тенденции к особой утонченности стиля, что самый ярко сказалось в главном архитектурном ансамбле Гранады — известном дворце Альгамбре. Не просто так в поэтическом представлении арабов Гранада и Альгамбра— «жилище удовольствия», поменявшее величавый образ Кордовы—«обиталища наук».

Дворец Альгамбра появился на месте ветхого упрочнения, существовавшего уже в 11 в. Его сооружение было начато в 13 в. и закончено в начале 15 в.; главная часть построек относится к 14 в. В ансамбль дворца входили помещения, залы и павильоны для парадных приемов, мечеть (уничтоженная при позднейших перестройках), бессчётные интимные апартаменты (гарем, баня и др.)(В 1526 г. художественное единство ансамбля Альгамбры быю нарушено постройкой дворца Карла V, которое не было закончено.).

Художественный образ дворца в значительной степени выстроен на контрастах. Дворец расположен на высоком бугре, господствующем над городом. Замечательная крепостная стенки красного цвета (от которого дворец стал называться «ал-хамра», по-арабски — красная) отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. Действительно, еще с далека видны живописно расположенные башни и крыши дворцовых строений и поднимающиеся между ними деревья, но это только мало оживляет крепостной вид ансамбля.

Искусство туниса, алжира, марокко и мавританской испании.

Дворец Альгамбра в Гранаде. Замысел.

Другой темперамент имеет дворец в. Его планировка лишь частично возможно растолкована разновременностью сооружений и рельефом местности. Легко установить, что мастера, строившие Альгамбру, применяли классический для Ближнего Востока принцип группировки помещений около открытого двора. Но в планировке Альгамбры нет ничего напоминающего совокупность размещения дворов и комнат в омейядских и аббасидских дворцах 7—10 вв. Два главных двора Альгамбры — Миртовый и Львиный — помещены под углом один к второму и соединяются узким малоприметным проходом. Миртовый двор (илл. 28), окруженный парадными покоями, есть превосходным примером сочетания садово-архитектуры и паркового искусства. Середину двора практически во всю его длину занимают боскеты и зеркальная гладь водоёма, над которыми поднимаются кроны миртовых деревьев. По торцам двор украшен аркадами на стройных низких колоннах; с северной стороны возвышается башня Комарес, в которой помещается Зал послов, являвшийся тронным залом. Пара меньший по размерам Львиный двор был центром жилой части дворца (илл. 29). Со всех сторон он окружен портиками с колоннами и украшен фонтаном, чашу которого поддерживают двенадцать скульптурных львов. По маленьким сторонам двора расположены павильоны, увенчанные куполами. Часть помещений раскрывается во дворы широкими арками.

Задача мастера Альгамбры заключалась в применении всех дешёвых ему средств для шикарного, поражающего достатком собственных интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов и для интимной судьбы восточного властителя. Как и в Кордовской мечети, художественный образ Альгамбры весьма многогранен. Не смотря на то, что любой элемент декоративного убранства и архитектоники создан на базе правильного математического расчета, в архитектуре дворца господствует иррациональное декоративное начало, как бы подавляющее конструктивные базы. Дворы Альгамбры заполнены колоннами, каковые несут полуциркульные и стрельчатые арки либо поддерживают сталактитовые своды. Думается, что данный лес колонн не имеет регулярной планировки, что колонны расставлены произвольно, время от времени они сдвоены, время от времени соединены по три.

В архитектуру Альгамбры органично включены зелень и вода. Идущая древними подземными водопроводами холодная и чистая вода снабжает целый дворец, его фонтаны и бассейны, пробегает яркими ручейками в особых желобках, устроенных в мраморных плитах пола, и, выходя в город и сад, наполняет его улицы немолчным журчанием. Во дворце бьющие из фонтанов сверкающие струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает хрупкости и впечатление лёгкости архитектурных форм. Но природа, становящаяся тут неотъемлемым элементом строения, по успешному выражению одного исследователя, «художественно усмирена»: вода заполняет бассейн верной геометрической формы, падение ее струй совершенно верно вычислено; кусты и деревья подрезаны. Узнаваемый контраст с искусственно скованной живой природой составляют стены и своды дворца. Они покрыты огромным числом красочных декоративных украшений, мерцающих в лучах проникающего в помещения дворца света. Сталактиты, как будто бы огромные соты, спускаются со сводов; на стенах, карнизах и арках (в отделке которых применены камень и разноцветный мрамор, раскрашенный алебастр, мозаики и люстровые керамические облицовки) развертываются, как ковры, сложные, виртуозно выполненные арабески из многоугольных фигур , причудливого переплетения стилизованных растительных тончайшей вязи и мотивов арабских надписей. Плоскостной, только легко рельефный, вечно меняющий собственные формы орнамент, в котором преобладают светло синий и красный золото и цвета, игра света и тени в ячейках сталактитов, на множестве колонок, полуколонок, карнизов и арок придают интерьеру дворца сказочный, фантастический вид. Любой зал не похож на остальные, но в целом декор и архитектура дворца подчинены «ритму повторения» одних и тех же элементов в различных масштабах и любой раз в особенном сочетании. Эта художественная закономерность средневекового арабского зодчества характерна и для Альгамбры и для архитектуры Кордовы, что, но, не исключает коренных различий между названными монументами. Архитектура Альгамбры лишена могучей строгой логичности и жизненной силы Кордовской мечети — в ней господствует отвлеченное, доведенное до изощренности декоративное начало. Не просто так Альгамбру в большинстве случаев вычисляют примером восточной роскоши в архитектуре.

Архитектура Альгамбры — высокое произведение мавританского мастерства — вместе с тем содержит измельчания и зародыши ущербности художественного образа и не имела возможности уже открыть новые пути в рамках средневековой художественной культуры. В Испании традиции мавританского зодчества породили так называемый стиль мудехар (см. том II, кн. 1).

В Марокко, Тунисе и Алжире традиции средневекового зодчества были органично использованы в ходе формирования национальных художественных культур. В Марокко еще в 17 а также в начале 18 в. возводились большие богато декорированные постройки в классическом стиле. В Тунисе и Алжире по окончании захвата их Турцией, не обращая внимания на распространение в культовом зодчестве османских архитектурных канонов, также не провалились сквозь землю вековые художественные традиции. Порожденные творчеством народа, они до сих пор сохраняют собственный значение в декоративном искусстве и зодчестве.

О средневековой живописи Северной мусульманской Испании и Африки известно мало. Сохранились рукописи 12 и последующих столетий, украшенные отличным, очень изысканным геометризированным орнаментом, в расцветке которого преобладают золото и интенсивный светло синий тон.

Прикладное мастерство, которое стало называться «испано-мавританского», достигло большого совершенства. В ремесленных мастерских вырабатывались парча, драгоценные шелковые ткани, изделия из слоновой кости, фаянсовая посуда и великолепно украшенное оружие красивой закалки. Во времена раннего средневековья страны Европы приобретали драгоценные ткани практически только из арабских государств Северной Ближнего и Африки Востока, из мавританской Испании и Сицилии. В прикладном мастерстве Испании сотрудничество арабских и испанских художественных традиций прошло разные этапы. В более ранние периоды господствовали фактически арабские декоративные мотивы. Позднее они необычно и ярко сочетались с элементами европейского декора, каковые неспешно становились ведущими. Сохранились самый древние фрагменты тканей 9 в. и в основном 10 —12 столетий (илл. 31). Виртуозной изощренностью геометрического орнамента отличаются ткани так именуемого типа альгамбра 14—15 вв.

Самые ранние из дошедших до нас произведений испано-мавританской керамики относятся ко второй половине 14 столетия. —Это так именуемые альгамбр-ские вазы. Среди них к числу самые совершенных в собственности ваза Фортуни(Ножки, на которых на данный момент установлена ваза, изготовлены по заказу испанского художника Мариано Фортуни, что отыскал вазу недалеко от Гранады в 1871 г., из этого и ее наименование.) (илл. 30). При больших размерах ваза отличается необыкновенным изяществом формы — классической, выработанной в течение продолжительного времени. Ваза имеет яйцевидный корпус и стройную высокую шейку, по сторонам которой поднимаются плоские ручки. Весьма необычна роспись: выполненный по светло-желтому фону узор имеет несколько фризов и медальонов, в которых преобладают куфические надписи и растительные мотивы. Зеленоватый с ласковейшим перламутровым оттенком люстр придает керамическому изделию изысканную и добропорядочную красочность, чувство сокровища.

В средние века одним из центров керамического производства Испании была Малага. Современные арабские путешественники отмечали, что создаваемые недалеко от Малаги прекрасные украшенные золотистым люстром глиняные изделия вывозились в различные государства. Альгамбрские вазы, по всем данным, также были созданы в Малаге и, по-видимому, предназначались для альгамбрского дворца, в близи от которого они были все отысканы. украшения и Художественная завершённость формы альгамбрских ваз говорят о том, что в средневековой мавританской Испании керамическое мастерство достигло необычайного расцвета. В 15 столетии широкую славу купили известные валенсийские фаянсы: вазы, блюда, цилиндрические сосуды, так именуемые альбарелли и др. Они экспортировались в Западную Европу и в государства Востока. Колорит гваленсийской керамики выстроен на контрасте больших звучных темно-светло синий пятен узора и люстра, переливающегося всеми оттенками золота.

Эти изделия отличаются чёткостью и лаконичностью рисунка, праздничной звучностью цвета.

По окончании падения Гранады большинство мусульман бежала в Северную Африку. Но арабская культура с ее прочными вековыми традициями покинула глубочайший след в культуре и быту Испании. Особенно долговечны были традиции мавританского мастерства в области архитектуры, в других отраслях и керамике художественного ремесла.

Для Европы значение арабской культуры не ограничивается лишь пределами Испании. Как раз через западный очаг арабской культуры Европа в первый раз восприняла традиции древней философии, познакомилась с трудами средневековых восточных ученых, достижениями художников и зодчих Ближнего Востока. Средневековый Магриб и арабская Испания были, так, одним из тех мостов, каковые соединили духовную жизнь Запада и Востока.

Сборная Испании в товарищеском матче победила команду Туниса — Российская Федерация 24

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector