Искусство тибета.

Тибет, расположенный на юго-западе Китая и являющийся его неотъемлемым элементом, является областью совсем необычную по своим природным условиям. Он расположен на одном из величайших нагорий земного шара, средняя высота которого 4500 м над уровнем моря. Отсутствие в прошлом путей сообщения, долгие запреты на въезд в недоступность и страну многих районов обусловили малую исследованность Тибета по сравнению с другими частями Китая. До сих пор среди ученых ведутся споры по поводу времени становления феодализма в Тибете, датировка которого колеблется между 7 и 12 вв. н. э.

самые последовательные исторические сведения о Тибете сохранились начиная с 7 в. н. э., в то время, когда между ним и Китаем установились прочные политические и культурные связи. К этому же времени относится и проникновение в Тибет буддизма, и создание письменности, бумаги изготовления и начало шёлка. Тибет воспринял от Китая кое-какие формы национального управления, переши многие ремесла. Буддийские монастыри купили большую власть. Ветхая местная религия Бон, которая связана с почитанием духов и шаманством, была оттеснена новой религией.

Начиная с 13 в., в то время, когда Тибет был включен в состав Китайского страны, в стране вводится власть жрецов-царей, в особенности укрепившаяся в 15 в. Сейчас монах Цзонкаба объединил все разрозненные буддийские секты и начал буддийское учение — ламаизму. Ламаизм, утвердившийся очень прочно на территории Тибета, воображал собой соединение буддизма с местными верами, усложненными культом шиваизма в его тантрической форме( Тантризм — культ божества Шивы и учение о сакральной магии, выросшее еще на базе добуддийских волшебных обрядов. Его внедрение позвало в буддийском пантеоне появление многих новых божеств. Главным положением тантризма есть достижение единения с высшим божеством методом заклинаний и магических формул.). Ламаизм проповедовал, что люди, исповедующие его учение, смогут спастись в небесном раю методом соблюдения всех почитания божеств и религиозных законов и духов, которых местная религия насчитывает огромное количество. Культ бодисатв в Тибете преобладал над культом всех других всевышних. Спецификой ламаизма явилась разработка ритуалов и обрядов, другими словами дорог спасения для человечества. Начиная с 16 в. ламайская церковь пользовалась в Тибете неограниченной политической и духовной властью. Практически половину населения страны составляли монахи, жившие в монастырях, воображающих собой целые города с достаточно большим населением. правителем страны и Верховным жрецом являлся далай-лама.

Практически все виды средневекового мастерства Тибета связаны с буддийской религией. Долгая стабилизация феодальных устойчивых форм, выработка сложнейших религиозных канонов и ритуалов обусловили известную консервативность тибетского мастерства.

С громаднейшей яркостью изюминки тибетского мастерства выявляются в архитектуре, воображающей одновременно с этим очень самобытный и уникальный вид творчества. Материалом тибетской архитектуры является главным образом камень — гранит, в изобилии видящийся в Тибете, и высушенный на солнце кирпич и существенно реже дерево. Муниципальные богатые дома возводились из большого тесаного камня и имеют крепостной вид. Стенки строений очень прочны, поскольку книзу они существенно утолщаются, образуя крутой скат; крыши плоские. Муниципальные дома в большинстве случаев двух- и трехэтажные, с громадным числом окон прямоугольной формы, расположенных высоко над почвой. В центре строения помещается двор, невидимый снаружи и образующий сквозной колодец. Подобные строения, располагаясь в горной местности амфитеатром, создают эстетическое чувство не только каждое в отдельности, но и определенным ритмом повторения однообразных, восходящих ярусами несложных и строгих геометрических форм. Красочное и орнаментальное оформление строений кроме этого весьма легко. Дома белятся, а контуры окон подчас обводятся тёмной краской. Главное внимание сосредоточивается неизменно на верхней части строения, где под самой крышей проходит обычный для Тибета расписной фриз, покрытый розовой, красной и коричневыми красками, по мягкости тона напоминающими бархат. В культовых строениях подобные фризы украшаются золотом и драгоценными камнями, бирюзой и кораллом. Огромную роль в декоративном оформлении архитектуры Тибета играются ткани, укрепленные на фасаде и предохраняющие помещение от непогоды и солнца. Эти пестрые ткани создают необычный декоративный эффект, внося громадное разнообразие и динамику в неспециализированный вид ансамбля муниципальных построек.

Главным городом — центром всей политической и культурной жизни — есть Лхаса (Жилище всевышнего), где сосредоточено много культовых и дворцовых светских сооружений. Лхаса, по историческим данным, основана в 7 в. н. э. царем Сронцзангамбо, выстроившим, по преданиям, главные храмовые и дворцовые строения, на месте которых возведены сейчас существующие. Самым большим архитектурным сооружением есть находящийся в километре от города дворец-крепость, резиденция далай-ламы Потала (Дворец второго кормчего). Это огромное строение, начавшее строиться с 7 в. и возведенное в его современном виде в 10—17 вв., как бы обобщает и концентрирует в себе самые типические черты средневековой архитектуры Тибета (илл. 288). Громадный массив строений, как будто бы вырастающий из вершины скалистой обнажённой горы, занимает в длину около 430 м и представляет собой целый город. Окружающие дворец стенки и широкие разветвленные лестницы создают к нему подход и как бы соединяют архитектурный ансамбль с окружающей природой, увеличивая и делая еще более грандиозными его размеры. Но сам принцип охвата возведения здания и широкого пространства среди природы, столь характерный для Китая, Тут применен совсем по-особенному. Эстстическос чувство тут формирует поразительный по цельности, могуществу, суровости и простоте форм архитектурный ансамбль, как бы организующий горную вершину, на которой он возведен. формы и Размеры строения как будто бы вычислены на гигантов, соответствуя окружающему ландшафту огромных и неприступных гор. Ансамбль заключает в себе пара разных построек. Белое строение, растянувшееся по всей горе, окружает красный дворец Побран Марпо, вырастающий из него и высящийся над ним, венчая все сооружение. Это строение перекрыто вызолоченными крышами китайского типа, каковые, но, тут играются иную, чем в Китае, более декоративную роль. В дворца — бесчисленное количество помещений, тронных комнат и галлерсй, украшенных стенными росписями. Самое громадное святилище занимает в высоту весь обьем строения. Интерьер помещения оформлен с поразительной роскошью. Тут бессчётные резные колотил, расписанные броскими красками, литые из золота статуи, инкрустированные бирюзой и кораллом, урны и ступы, кроме этого сделанные из золота, картины и росписи-свитки, украшающие стенки строения. Другие дворцовые постройки Тибета, меньшие по размерам, к примеру Храм медицины в Лхасе, кроме этого выстроены очень живописно на высоких и острых горных вершинах либо прижаты к горам наподобие ласточкиных гнезд.

Культовые постройки Тибета, обрастая бессчётными сооружениями, образуют подчас города с населением до тысячи человек. Монастыри обведены в оборонных целях несколькими кольцами замкнутых стен. Между кольцами стен находятся в строго иерархическом порядке жилища монахов. Самые храмы находятся в центре, на вершине горы. Окружающие их бессчётные одно-Этажные постройки с плоскими крышами, тесно прижатые друг к другу, образуют очень красивую картину. В богатых монастырях таких храмов пара. При постройке монастырей использовались строжайшие канонические правила. Основная часть храма обращена на север — место пребывания Будды. Перед храмом находится громадная мощеная площадь, где происходят представления и религиозные танцы. Вход в храм обрамляли два каменных пилона. Крыша украшена буддийскими символами (газелями, наблюдающими на колесо закона, и т. д.). Нижний этаж между пилонами раскрывается лестницей и рядом колонн, верхний Этаж украшен рядом более нередких и небольших колонн, образующих арочки. В храмов расположены высокие помещения, поделённые колоннадой на три нефа. Прямоугольные столбы украшены богатыми резными древесными капителями в виде китайских доу-гунов. Степы и потолки расписаны весьма броскими белыми, красными, светло синий, желтыми и зелеными красками. В глубине строения в узком помещении размешалось святилище, где в полутьме перед нишами, завешенными свитками и тканями живописи, находятся статуи буддийских святых, окруженные бесчисленным числом ритуальных предметов. В целом внутренняя и внешняя храмов и помещений декоративная отделка монастырей отличается громадной нарядностью, пышностью и богатством.

К культовым сооружениям Тибета относятся так именуемые субурганы — бутылеобразные каменные либо кирпичные башни, время от времени облицованные золотом и медью, воображающие собой что-то среднее между пагодами и индийскими ступами. Эти монументы являлись мемориальными буддийскими сооружениями, мавзолеями, и были местом хранения реликвий. Сама архитектура субурганов от подножия до вершины заключала в себе глубоко символический суть (форма их изображала сосуд для священной воды, диски наверху — тринадцать небес, где размешались бодисатвы). Многообразные по формам башни красиво вписываются в холмистый либо пустынный ландшафт Тибета. Самым большим субурганом есть Чодэн-Гоман, либо многодверный субурган, выстроенный на прямом пути из Лхасы в Индию.

Величественная и лаконизм и неприступная суровость тибетского зодчества органично сочетаются с дикой и пустынной горной природой страны.

Живопись Тибета, полностью связанная с буддийской догматикой, требует для ознакомления с ее содержанием знания преданий и разнообразных культов. Живописцами были монахи — ламы. Само написание картины-иконы производилось как религиозное воздействие. Для этого выбирались часы и благоприятные дни, а но время работы читались молитвы. Имена живописцев малоизвестны, так же как и даты многих созданных ими произведении. В живописи Тибета необычно переплетаются индийские, непальские, китайские и цептралыюазиатские черты, как бы сплавившиеся вместе с фактически тибетским стилем. чёткость линий и Великолепная гибкость, колористическое чутьё и виртуозность исполнения характёр’и’-зуют необычайные по интенсивности колорита иконы и тибетские росписи.

Исследователи, занимающиеся тибетской живописью, в большинстве случаев выделяют северо-восточную школу с центром в монастыре Дергэ, в которой проявились китайские традиции, и юго-западную, где сказались Индии и традиции Непала. Из Непала в Тибет перешли многие иконографические правила. Живопись Лхасы, где складываются более независимые тенденции, рассматривается очень.

В целом возможно заявить, что как фрески, так и живопись на бумаге, шелке, и самый распространенный вид живописи па холсте — таи-ка отличаются строгой каноничностью. Главными и характерными показателями являются: линейный контур, строгая симметрия построения композиции, броские контрастные краски, Заполняющие контуры без полутонов. В центре красивой композиции постоянно помещается буддийское божество, фигура которого не связывается с фоном (илл. 289 6). По бокам строго симметричная дробная повествовательная композиция, читающаяся посвященными как книга. сочность и яркость тонов настенной живописи, рассчитанной на полутемное помещение, в большинстве случаев усиливаются введением золота п серебра. Живописец, связанный бесчисленными канонами в изображении центральной композиции, проявлял собственную индивидуальность в основном в изображении фонов. Так, в росписях дворца Потала, относящихся к 17 —18 вв., появляются написанные сочной ярко-зеленой краской китаизированного типа пейзажи, но намного более плоские, более броские и четкие по силуэту. Живописец изображает постройку дворца, строения и горы, цветы и деревья (илл. 289а). Собственную композицию он сооружает как нарядный ковер, где красочные пятна и чёткие контуры создают весёлые и очень броские декоративные эффекты, которым содействуют частые, гуашиого типа краски. В этих фонах громадных росписей как будто бы смешиваются правила китайского миниатюры и декоративного пейзажа.

Красивые произведения на холсте, висящие в храмах па столбах в виде хоругвей либо в простенках между окнами, в основном исполнялись по трафарету. Холст для написания готовился очень, грунтовался клеем и мелом, а после этого полировался. Довольно часто роспись выполняли два живописца. Один наносил контур по трафарету, второй покрывал его краской. При известной сухости композиции тибетских икон живописец н тут проявляет собственную фантазию в подчас микроскопических подробностях, которыми он в нескончаемых вариантах окружает главное воздействие. -Это изображения нищих, просящих подаяния, танцующих апсар. Колорит икон глубочайший и броский — зеленый, светло синий, золотой и красный, объединяющий всю композицию.

В Хара-Хото найдены самые ранние из тибетских икон 11 —13 вв., очень хороших от китайских и во многом родных индийской живописи. Лица божеств па этих изображениях удлиненные, веки полуприкрыты, а брови, как в индийских росписях, изображены высоко поднятыми и пересекающими целый лоб. Начиная с 17 в. вводится китаизированный пейзаж с ласковыми выписанными розовой краской лотосами н топко прорисованными деревьями, и родные Китаю декоративные элементы. Особенно существенно проявляется влияние Китая в красивых произведениях 18 в. В живописи этого времени появляется интерес к прострапственности и возможности, малоизвестным до тех пор.

Скульптура Тибета, так же как и живопись, связана с буддийским культом. В разных местах видятся высеченные в горах и раскрашенные броскими красками рельефы с изображением буддийских святых. Но намного больший интерес воображают глиняные полихромные скульптуры, помешенные в храмах и воображающие собой портреты царя Сронцзангамбо и его жен, и бессчётных божеств. Эти броские скульптуры с характерными и тонко вылепленными лицами находились на возвышениях. Одетые в драгоценные одежды и покрытые прекрасными ювелирными украшениями, они воображают красивое зрелище.

Большое распространение имеет как небольшая, так и большая медная и бронзовая пластика, богато инкрустированная драгоценными камнями. Маленькие литые медные статуэтки, выполненные в «технике потерянного воска», в большой мере связаны с тантрийскими шиваистскими культами и выполнены непальскими и тибетскими мастерами. р)ти статуэтки, изображающие ужасных духов, демопоз и всевышних, отличаются крайней экспрессией, необузданностью фантазии и повышенной динамикой. Среди культовой скульптуры видятся и более реалистические изображения царей и монахов, выполненные уже в другой —спокойной и мягкой пластической манере.

Громадной экспрессией отличаются и ритуальные маски, употреблявшиеся при представлениях храмовых мистерий.

Прикладное мастерство Тибета кроме этого связано с культовыми и бытовыми потребностями. Узкие изделия из металла, изготовленные в Лхасе, проходили службу в основном ритуальным целям. Сосуды из меди и латуни отличаются громадной ювелирной тонкостью. Железный орнамент, как будто бы кружево, покрывает выпуклую округлую поверхность сосудов, курильниц и шкатулок. Довольно часто на витой растительный мотив орнамента напаиваются узорные выпуклые орнаментальные медальоны, ручки и крышки имеют форму фантастических зверей. Предметы из металла инкрустируются кроме этого драгоценными камнями. большое совершенство и Изощрённая фантазия характеризует кроме этого бессчётные ворсовые ковры и ювелирные предметы.

В целом средневековое мастерство Тибета отличается громадным многообразием форм и видов, большой художестиенной фантастикой.

Мастерство населений украины. Тибет

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector