Искусство полинезии и микронезии.

Полинезийцы создали в Океании самая богатую и сложную культуру, связанную с начавшимся переходом от доклассового к ранним формам классового общества. В базе ее большого материального уровня лежит заметный прогресс в разделении труда, в частности развитое ремесло. Ремесленники-тохунга — это эксперты по постройке лодок, домов, совершению обрядов, в резьбе по дереву либо камню, в татуировке. Высокая квалификация мастерства отразилась в строительных работах жилых домов, публичных сооружений — так называемых клубов и амба-ров-патака у маори Новой Зеландии. Все эти строения являются шедеврами мастерства, поражающие своим эстетическим совершенством. Пх носящие монументальный темперамент фронтоны и фасады, рамы окон и притолоки дверей, стенки и потолки, стропила и столбы покрыты превосходным резным и рисованным орнаментом. В нем образ человека переплетается с любимым маори криволинейным узором из завитков и спиралей. Входы в дома защищают полные свирепой экспрессии симметрично расположенные фигуры предков (илл. 383). Рядом с ними время от времени изображаются манаиа — демоны с головой морской птицы — фрегата, напоминающие «людей-птиц» острова Пасхи. Культ данной птицы и ее роль в мастерстве аолинезийцев понятны, в случае если отыскать в памяти, что она помогала им обнаружить новые острова, в то время, когда они в первый раз осваивали пространства Тихого океана.

Непревзойденная техника резьбы развилась на базе еще дометаллических орудий и пробралась во все сферы судьбы. Так, сквозной резьбой украшались форштевни, горделиво возвышающиеся над кормой и носом маорииских ладей (илл. 382). Изысканная резьба покрывала древесные коробки для хранения полезных перьев, палицы, топорища и другое.

Новозеландский зеленый камень — нефрит — послужил материалом не только для прочных клинков и палиц — мере, но и для резного нагрудного украшения —хеи тики — гротескной фигурки мифического предка. Изготовление для того чтобы украшения потребовало месяцев усердного труда.

У светлокожих полинезийцев, в особенности маори и обитателей Маркизских островов, было весьма развито мастерство татуировки, которая не только украшала тело, но и сказала о происхождении, личных заслугах и общественном положении данного человека. Исходя из этого в скульптурных портретах погибших людей большого ранга нужная в культовых целях портретность условно достигалась правильным воспроизведением татуировки лица.

Мастерство центральной Полинезии, простирающейся от Тонга до Туамоту, подобно маорийскому, отмечено развитием резьбы по дереву. Узкий и сложный геометрический орнамент (имеющий время от времени значение образного либо мнемонического письма) покрывает поверхность церемониальных рукоятей и вёсел священных топоров островов Кука, копии и палиц Тонга и Самоа.

Везде в Полинезии (не считая Новой Зеландии, где употреблялись плетеные гкаии) выделывалась и разными приемами покрывалась красочным геометрическим узором тана — материя из внутреннего слоя коры. Благородство красок и рисунка особенно отличало тапу и шлемы и замечательные плащи из красных, тёмных и золотистых птичьих перьев — парадную одежду людей высшего сословия Гавайских островов. Изготовление таких плащей было делом огромного труда.

Предстоящее развитие религиозных совокупностей с их бессчётным пантеоном всевышних породил много стилизованных антропоморфных изображений из дерева и камня. Так, на Таити и Маркизских островах сохранились от прошлых времен каменные платформы, уставленные изображениями всевышних с массивными головами характерного стиля — с громадными круглыми глазами, широкими крыльями носа, полуоткрытым ртом. Данный тип лица видится и на громадных каменных фигурах (тики) и на ручках плетеных вееров и других изделиях из резной кости.

Громаднейшего развития монументальная скульптура достигла на острове Пасхи, и причем в формах, практически не имеющих аналогии в другой Океании. Монументальная скульптура острова Пасхи (илл. 384), созданная пара столетий тому назад, высекалась из пористого камня в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. Многотонные скульптуры па соответствующих приспособлениях волоком доставлялись на побережье. Эти каменные изваяния (моаи) воздвигались в память племенных вождей, выдающихся людей (причем кое-какие изображали дам). Их выполнение отличается необычным мастерством. Статуи ставились на каменных платформах (аху), а на головы им водружались цилиндры из красного туфа. Чертам их лиц, в особенности твердо сжатым губам, придано выражение сдержанной силы. Глубоко сидящими глазами они напряженно всматриваются в расстилающийся перед ними океан. Островитянами создавались и маленькие древесные статуэтки (из дерева торомиро). Они были нескольких видов: фигуры с выступающими длинными ушами и рёбрами, возможно, изображения предков (моаи кавакава), плоские женские фигурки (моаи паапаа), «человек-птица», любимый храбрец местной мифологии (тангата ману) и другие.

Недавние открытия продемонстрировали, что создание произведений искусства в духе ветхих традиций длилось до последних лет. Оно проявляется в изготовлении маленьких скульптур двух типов, как древесных, так и каменных; последние сравнительно не так давно найдены экспедицией Т. Хейердала в родовых пещерах-тайниках. петроглифы и Барельефы, изображающие в основном человека-птицу с головой фрегата, возможно заметить высеченными и на горах острова.

Островитяне Пасхи создали письменность, в которой было пара сот устоявшихся знаков. Пиктография (зарождение которой относится к глубокой древности, а развитие прослеживается на вторых островах Полинезии) тут уже перерастала в более высокую форму иероглифического письма.

Пластику Микронезии если сравнивать с полинезийской отличает намного более сдержанная, менее эмоциональная манера. Трактовка тела, в большинстве случаев, носит упрощенный, схематичный темперамент.

На встровах Полинезии сохранились так именуемые циклопические постройки. К ним относятся храмовые сооружения из каменных глыб, к примеру храм-пирамида Махаиатеа, руины храма на атолле Темое. Циклопические постройки Гавайских островов (их сооружение современное население приписывает старому народу менехуне — первым насельникам островов) являются родные к сооружениям центральной Полинезии террасы с немного поднятыми площадками, обрамленные каменными столбами, и храмы, огражденные стенками, сложенными из камня. На острове Тонгатабу (на архипелаге Тонга) из обработанных плит кораллового известняка была сооружена гробница в три яруса для главных вождей.

Особенно большое количество нерешенных вопросов науки связано со известными руинами города Наиматол — «Венеции Тихого океана», воздвигнутого в Микронезии на острове Понапе. Грандиозные постройки этого города, проникнутые духом несложной и неотёсанной монументальности, довольно часто вырастающие прямо из воды, сложены из базальтовых глыб и говорят о высокой строительной технике и развитом публичном строе предков островитян Океании.

Страна райских островов | Микронезия | Странник КН

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector