Специалист-автотехник устанавливает определенные доказательства методом изучения установленных ранее доказательств. Они предоставляются специалисту следователем либо судом и являются главным материалом для выдачи и исследований заключения.
К ним относятся:
— распоряжение следователя (определение суда) о назначении экспертизы;
— протокол осмотра места ДТП;
— схема ДТП;
— проверки и протокол осмотра состояния транспортного средства;
— справка по ДТП.
Данный список возможно дополнен протоколом следственного опыта и другими материалами (справка метеослужбы, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне ДТП), протоколами допросов свидетелей.
Назначение экспертизы следователем либо судом должно быть оформлено процессуально. В случае если документ о назначении экспертизы отсутствует, она утрачивает собственный юридическое значение.
Распоряжение о назначении экспертизы складывается из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (последней).
В вводной части показывают вид экспертизы, место и дату составления распоряжения, наименование органа либо должность и фамилию лица, назначившего экспертизу, номер дела, инициалы и фамилию подозреваемого.
В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют события, которые связаны с объектом экспертизы. Особенное значение имеют технические данные, нужные для восстановления механизма ДТП:
— координаты места и время ДТП;
— черта проезжей части и ее состояние;
— техническое состояние и тип транспортных средств, уровень загрузки участников ДТП;
— скорость перемещения транспортных средств (если она установлена) и пешеходов;
— характер и длина следов торможения либо качения колес;
— размещение транспортных средств и других объектов и предметов (осколки стекла, осыпавшейся грязи, деталей автомобиля, личных вещей потерпевших и т.п.) на проезжей части;
— обзорности и характеристика видимости с места водителя в момент ДТП.
В конце описательной части распоряжения перечисляются статьи УПК, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.
В резолютивной части распоряжения показывают вид назначаемой экспертизы, учреждение либо лицо, которому она поручена.
В распоряжении показывают кроме этого о необходимости предупреждения специалистов об уголовной ответственности за дачу заведомо фальшивого заключения, за отказ либо уклонение от дачи заключения и за разглашение данных предварительного следствия.
Протокол осмотра места ДТП содержит описание и чёрта всех элементов места происшествия, каковые найдены в ходе осмотра.
По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить: сотрудники ГИБДД, следователь (в случае если пострадали люди либо причинен большой вред), специалист оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский специалист либо доктор(в то время, когда имеются погибшие), сотрудник угрозыска(в случае если шофер скрылся с места ДТП). Но в большинстве случаев нет необходимости в необходимом присутствии всех перечисленных выше. Первичное расследование ДТП и оформление документации в большинстве случаев возлагают на дежурного по подразделению ГИБДД либо инспектора ДПС, прибывшего на место ДТП.
Этапы экспертизы
Экспертные изучения являются сочетанием инженерных расчётов и логического анализа.
Как правило процесс производства судебной автотехнической экспертизы возможно поделить на следующие этапы:
— ознакомление с распоряжением, изучение дела; уяснение задачи грядущей экспертизы и оценка данных;
— построение информационной модели исследуемого ДТП;
— проведение расчетов, составление схем и графиков;
— оценка исследований, уточнение начальной модели ДТП;
— формулирование выводов;
— оформление и составление заключения специалиста.
В случае если, изучив представленные исходные материалы, специалист приходит к выводу об их противоречивости, он обязан, известить об этом орган, вынесший распоряжение, и запросить новые материалы.
В большинстве случаев, представленных данных не хватает для детального расчета, большую их часть специалист выбирает по справочно-нормативной литературе.
К ним относятся:
— конструктивные параметры автомобиля;
— показатели тяговой динамичности автомобиля;
— коэффициент сцепления колес с дорогой;
— коэффициент сопротивления качению;
— время реакции водителя и т.п.
В случае если специалист приходит к выводу о том, что настоящий механизм ДТП отличается от обрисованного следствием, то он излагает собственную версию и дает объяснение появившимся расхождениям [13, с. 24].
Лингвистическая экспертиза