Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании

Термин «интеграция» относится к числу общенаучных понятий. Активное применение этого термина в отечественной науке отмечается с 80-х годов ХХ века. Философия, а следом и педагогика неспешно продвигались к чёрту таких явлений как: слияние, сообщение, связь и т.п. Осмысление понятия «интеграция» шло от постижения категорий «сообщение», «отношения», «комплексный подход», «совокупность», «целостность». И только в 80-е годы пришли к термину «интеграция».

Сначала философы достаточно глубоко проработали понятия, входящие в категорию «интеграция». Достигнув некоего единства в понимании их смысла, подошли к определению понятия «интеграция». Определение данного понятия с каждым годом уточнялось, дополнялось и углублялось. Дабы данный процесс представить, достаточно привести как пример пара определений из философских словарей различных лет.

В 1975 году интеграция понималась как «объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» [Н.М. Кондаков, c. 203]. Как «сторона процесса развития, которая связана с объединением в целое ранее элементов и разнородных частей», определяется интеграция в первой половине 80-ых годов XX века [С.С. Аверинцев, c. 210]. И вдобавок спустя четыре года интеграция рассматривалась как понятие, «означающее связности дифференцированных функций и частей совокупности, организма в целое, и процесс, ведущий к такому состоянию» [Советский словарь, c. 495].

На данный момент философы знают интеграцию и как процесс, и как следствие разрешения каких-либо противоречий через установление связей, как высшую ступень связи, дающую таковой продукт, как целостная непротиворечивая совокупность.

В силу специфики философии ее представители прорабатывают понятие «интеграция» в глубину: выделяют ее виды, условия проявления, обосновывают ее необходимость. Философы различают:

— горизонтальную интеграцию (как комплексирование) и вертикальную (как сообщение фундаментального знания);

— внешнюю и внутреннюю интеграцию;

— онтологическую, гносеологическую и практическую;

— информационную, генеративную интеграцию;

— функциональную и организационную интеграцию [В.С. Безрукова, c. 15-16].

В педагогику это понятие пришло, само собой разумеется, из философии. Первоначально, как отмечает В.С. Безрукова, педагоги шли по пути характеристик интеграции и прямого заимствования определений из философских источников. Но это лишало отражения специфики интеграции и педагогическую теорию самостоятельности интеграции педагогических явлений, исходя из этого позднее показались собственные концепции педагогической интеграции.

Педагогическая интеграция – это установление отношений и связей педагогическими средствами и для педагогических целей. Она осуществляется в рамках педагогической теории и практики, исходя из этого употребляются педагогические правила, формы и способы интегрирования [там же, c. 19].

Интеграция как педагогический феномен имеет пара значительных черт, определяющих ее категориальный статус. Значительно чаще интеграция рассматривается как процесс и как следствие этого процесса. Но, помимо этого, часто интеграция характеризуется как принцип педагогической практики и развития педагогики. Триединая роль интеграции (принцип, процесс, итог) ведет к тому, что существует пара дефиниций этого понятия.

Педагогическая интеграция как принцип развития педагогической теории и практики имеется ведущая мысль, отражающая особенности современного этапа развития и обеспечивающая при ее реализации достижение более высоких хороших результатов в научной и практической деятельности [там же, c. 29].

Как принцип развития педагогической теории и практики, интеграция, подчеркивает В.С. Безрукова, охватывает своим влиянием достаточно широкий круг образовательных явлений. К правилам реализации интеграции как принципа относится:

— определение объектов интегрирования;

— выделение факторов, содействующих интегрированию и мешающих ему;

— прогнозирование ожидаемого результата с учетом особенностей и потребностей участников образовательного процесса [там же, c. 30].

В качестве процесса интеграция рассматривается как «яркое установление связей между объектами и создание новой целостной совокупности в соответствии с предполагаемым результатом» [там же, c. 30]. Это собственного рода процедура интегрирования объектов, что включает в себя выбор нужных и целесообразных связей из всей совокупности их типов и видов, способов установления этих связей.

Педагогическая интеграция как следствие этого процесса выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во сотрудничество между собой. В качестве формы смогут выступать интегративные программы (направления), интегративные учебные занятия, разные разработки.

Как и любая теория, педагогическая теория интеграции оперирует собственными категориями, среди которых выделяются термины, воображающие

— феноменологические описания явлений интеграции (объекты интеграции, процесс интеграции, тип процесса интеграции, итог интеграции);

— системные (общенаучные) понятия (сообщение, связь, синтез, комплекс, совокупность, часть, целое, структура и т.д.).

Термины первой группы воображают все составляющие части интеграции и чёрта ее процессов. Оперируя данными терминами, В.С. Безрукова составила феноменологическую карту процесса педагогической интеграции, в которой достаточно скрупулезно представлен анализ процесса педагогической интеграции [c. 57-58]. Данную карту (см. табл. 1) с полным основанием можно считать исходным материалом для построения любой формы педагогической интеграции. Так как процесс интегрирования, иными словами, его проектирование В.С. Безруков предлагает осуществлять в три этапа.

Первый этап интегрирования, согласно точки зрения этого автора, обязан пребывать в подготовке к процессу интегрирования, что предполагает:

— определение направления (цели) интеграции;

— подбор объектов интегрирования и их анализ;

— выбор формы процесса интеграции с ее сущностными и формально-логическими показателями;

— выяснить вид педагогической интеграции.

Итогом подготовительного этапа будет модель семь дней образования, т.е. сложившееся неспециализированное представление о том, что интегрируется и что из этого должно оказаться.

Второй этап воображает яркую разработку избранной формы интегрирования, в частности:

— выбор системного фактора;

— создание новой структуры новообразования;

— установление зависимостей и связей компонентов интегрирования;

— использование способов интегрирования;

— фиксирование нового интегративного образования.

Таблица 1

Феноменологическая карта процесса педагогической интеграции(по В.С. Безруковой)

Обратите внимание! В Каталоге готовых работ Вы имеете возможность взглянуть авторские дипломные, курсовые и рефераты по данной тематике. В случае если нужной Вам работы не выяснилось — ее возможно заказать

Элементы процесса интеграции Состав элементов процесса интеграции
Целевое назначение (направление интеграции)/td Расширение предмета познания; ликвидация многопредметности; сокращение времени изучения темы, курса; ликвидация дублирования; изменение разработки обучения; создание благоприятных условий развития личности Состав интеграционного процесса (объекты интеграции) Материальные объекты, совершенные объекты (понятия, правила, идеи концепции, теории); деятельность (приемы, способы, навыки, умения, технологии); личность (состояния, качества, свойства, мотивы)
Формы педагогической интеграции Интегративные педагогические формы Интегративные задачи, задания, уроки, экскурсии, лекции, замыслы, программы, темы, направления
Сущностные показатели форм Предметно-образная, понятийная, мировоззренческая, деятельностная, концептуальная
Формально-логические показатели форм Обобщение, комплекс, совокупность, синтез
Виды педагогической интеграции Внутрипредметная, межпредметная, локальная, глобальная, внутрицикловая, межцикловая
Уровни педагогической интеграции Уровни модернизации, новации, инновации
Механизмы педагогической интеграции Классы связей Связи происхождения, построения, управления, порождения
Виды связи Перспективные, предшествующие, сопутствующие
Типы связи Горизонтальные, вертикальные, перекрещивающиеся
Методы интегрирования Универсализация, экстраполяция, концентрация, унификация

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector