Термин «интеграция» относится к числу общенаучных понятий. Активное применение этого термина в отечественной науке отмечается с 80-х годов ХХ века. Философия, а следом и педагогика неспешно продвигались к чёрту таких явлений как: слияние, сообщение, связь и т.п. Осмысление понятия «интеграция» шло от постижения категорий «сообщение», «отношения», «комплексный подход», «совокупность», «целостность». И только в 80-е годы пришли к термину «интеграция».
Сначала философы достаточно глубоко проработали понятия, входящие в категорию «интеграция». Достигнув некоего единства в понимании их смысла, подошли к определению понятия «интеграция». Определение данного понятия с каждым годом уточнялось, дополнялось и углублялось. Дабы данный процесс представить, достаточно привести как пример пара определений из философских словарей различных лет.
В 1975 году интеграция понималась как «объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» [Н.М. Кондаков, c. 203]. Как «сторона процесса развития, которая связана с объединением в целое ранее элементов и разнородных частей», определяется интеграция в первой половине 80-ых годов XX века [С.С. Аверинцев, c. 210]. И вдобавок спустя четыре года интеграция рассматривалась как понятие, «означающее связности дифференцированных функций и частей совокупности, организма в целое, и процесс, ведущий к такому состоянию» [Советский словарь, c. 495].
На данный момент философы знают интеграцию и как процесс, и как следствие разрешения каких-либо противоречий через установление связей, как высшую ступень связи, дающую таковой продукт, как целостная непротиворечивая совокупность.
В силу специфики философии ее представители прорабатывают понятие «интеграция» в глубину: выделяют ее виды, условия проявления, обосновывают ее необходимость. Философы различают:
— горизонтальную интеграцию (как комплексирование) и вертикальную (как сообщение фундаментального знания);
— внешнюю и внутреннюю интеграцию;
— онтологическую, гносеологическую и практическую;
— информационную, генеративную интеграцию;
— функциональную и организационную интеграцию [В.С. Безрукова, c. 15-16].
В педагогику это понятие пришло, само собой разумеется, из философии. Первоначально, как отмечает В.С. Безрукова, педагоги шли по пути характеристик интеграции и прямого заимствования определений из философских источников. Но это лишало отражения специфики интеграции и педагогическую теорию самостоятельности интеграции педагогических явлений, исходя из этого позднее показались собственные концепции педагогической интеграции.
Педагогическая интеграция – это установление отношений и связей педагогическими средствами и для педагогических целей. Она осуществляется в рамках педагогической теории и практики, исходя из этого употребляются педагогические правила, формы и способы интегрирования [там же, c. 19].
Интеграция как педагогический феномен имеет пара значительных черт, определяющих ее категориальный статус. Значительно чаще интеграция рассматривается как процесс и как следствие этого процесса. Но, помимо этого, часто интеграция характеризуется как принцип педагогической практики и развития педагогики. Триединая роль интеграции (принцип, процесс, итог) ведет к тому, что существует пара дефиниций этого понятия.
Педагогическая интеграция как принцип развития педагогической теории и практики имеется ведущая мысль, отражающая особенности современного этапа развития и обеспечивающая при ее реализации достижение более высоких хороших результатов в научной и практической деятельности [там же, c. 29].
Как принцип развития педагогической теории и практики, интеграция, подчеркивает В.С. Безрукова, охватывает своим влиянием достаточно широкий круг образовательных явлений. К правилам реализации интеграции как принципа относится:
— определение объектов интегрирования;
— выделение факторов, содействующих интегрированию и мешающих ему;
— прогнозирование ожидаемого результата с учетом особенностей и потребностей участников образовательного процесса [там же, c. 30].
В качестве процесса интеграция рассматривается как «яркое установление связей между объектами и создание новой целостной совокупности в соответствии с предполагаемым результатом» [там же, c. 30]. Это собственного рода процедура интегрирования объектов, что включает в себя выбор нужных и целесообразных связей из всей совокупности их типов и видов, способов установления этих связей.
Педагогическая интеграция как следствие этого процесса выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во сотрудничество между собой. В качестве формы смогут выступать интегративные программы (направления), интегративные учебные занятия, разные разработки.
Как и любая теория, педагогическая теория интеграции оперирует собственными категориями, среди которых выделяются термины, воображающие
— феноменологические описания явлений интеграции (объекты интеграции, процесс интеграции, тип процесса интеграции, итог интеграции);
— системные (общенаучные) понятия (сообщение, связь, синтез, комплекс, совокупность, часть, целое, структура и т.д.).
Термины первой группы воображают все составляющие части интеграции и чёрта ее процессов. Оперируя данными терминами, В.С. Безрукова составила феноменологическую карту процесса педагогической интеграции, в которой достаточно скрупулезно представлен анализ процесса педагогической интеграции [c. 57-58]. Данную карту (см. табл. 1) с полным основанием можно считать исходным материалом для построения любой формы педагогической интеграции. Так как процесс интегрирования, иными словами, его проектирование В.С. Безруков предлагает осуществлять в три этапа.
Первый этап интегрирования, согласно точки зрения этого автора, обязан пребывать в подготовке к процессу интегрирования, что предполагает:
— определение направления (цели) интеграции;
— подбор объектов интегрирования и их анализ;
— выбор формы процесса интеграции с ее сущностными и формально-логическими показателями;
— выяснить вид педагогической интеграции.
Итогом подготовительного этапа будет модель семь дней образования, т.е. сложившееся неспециализированное представление о том, что интегрируется и что из этого должно оказаться.
Второй этап воображает яркую разработку избранной формы интегрирования, в частности:
— выбор системного фактора;
— создание новой структуры новообразования;
— установление зависимостей и связей компонентов интегрирования;
— использование способов интегрирования;
— фиксирование нового интегративного образования.
Таблица 1
Феноменологическая карта процесса педагогической интеграции(по В.С. Безруковой)
Обратите внимание! В Каталоге готовых работ Вы имеете возможность взглянуть авторские дипломные, курсовые и рефераты по данной тематике. В случае если нужной Вам работы не выяснилось — ее возможно заказать
Элементы процесса интеграции | Состав элементов процесса интеграции | |
Целевое назначение (направление интеграции)/td | Расширение предмета познания; ликвидация многопредметности; сокращение времени изучения темы, курса; ликвидация дублирования; изменение разработки обучения; создание благоприятных условий развития личности Состав интеграционного процесса (объекты интеграции) | Материальные объекты, совершенные объекты (понятия, правила, идеи концепции, теории); деятельность (приемы, способы, навыки, умения, технологии); личность (состояния, качества, свойства, мотивы) |
Формы педагогической интеграции | Интегративные педагогические формы | Интегративные задачи, задания, уроки, экскурсии, лекции, замыслы, программы, темы, направления |
Сущностные показатели форм | Предметно-образная, понятийная, мировоззренческая, деятельностная, концептуальная | |
Формально-логические показатели форм | Обобщение, комплекс, совокупность, синтез | |
Виды педагогической интеграции | Внутрипредметная, межпредметная, локальная, глобальная, внутрицикловая, межцикловая | |
Уровни педагогической интеграции | Уровни модернизации, новации, инновации | |
Механизмы педагогической интеграции | Классы связей | Связи происхождения, построения, управления, порождения |
Виды связи | Перспективные, предшествующие, сопутствующие | |
Типы связи | Горизонтальные, вертикальные, перекрещивающиеся | |
Методы интегрирования | Универсализация, экстраполяция, концентрация, унификация |