Модели корпоративного управления.
Обширно применяемый сейчас термин корпорация есть относительно новым для русского правовой совокупности. Он не имеет легального закрепления и не образует независимого юридического понятия. Он происходит от латинского corporatio (объединение, сообщество) и понимается как общество, альянс, несколько лиц, объединяемая общность опытных и сословных заинтересованностей.
Небольшой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет корпорацию как неспециализированное наименование для многих видов альянсов, владеющих внутренней организацией, сплачивающей участников альянса в одно целое, являющихся субъектом прав и обязанностей, юридическим лицом.
Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и разными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; практически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества.
Не обращая внимания на то, что положения совокупности управления смогут быть различными у разных акционерных обществ, многие факторы де-факто и де-юре оказывают на них фактически однообразное влияние. Исходя из этого, вероятно сформулировать определение типовой модели управления акционерным обществом в разных государствах.
Критерии различения моделей КУ
ПО ПРИНЦИПУ КОНТРОЛЯ
•Аутсайдерская модель
•Инсайдерская модель
ПО ГОСУДАРСТВАМ ПРИМЕНЕНИЯ
•Англо-американская(аутсайдерская)
•Европейская(инсайдерская)
•Японская(инсайдерская)
ГЛАВЕНСТВО В УПРАВЛЕНИИ
• Управляемая корпорация
• Направляемая корпорация
Аутсайдерская модель
(АМ) Аутсайдерская модель предполагает «рыночный тип контроля»: массовый акционер при недовольства менеджментом «голосует ногами»-приобретает ценные бумаги.
Следствие: цена акций падает, стратегический акционер поглощает компанию с неудачным менеджментом. Концентрация собственности растет.
Стратегический акционер меняет управление, цена акций растет и стратег приобретает ценные бумаги по повышенной цене, получая премию
АМ имеет стратегические и преемственные возможности
Инсайдерская модель(ИМ)
3формы:
Неотёсанный менеджерский инсайд: менеджеры реально осуществляют контроль компанию методом перекрестного владения акциями.
Настоящий обладатель запрятан
Цивилизованный Менеджерский инсайд: обладатели контрольного пакета занимают должности в менеджменте
Владельческий инсайд: обладатели контрольного пакета занимают места в совете директоров
Англо-американская модель характеризуется наличием личных акционеров и всевозрастающим числом свободных акционеров (они именуются внешние акционеры либо аутсайдеры), и четко созданной законодательной базой, определяющей права и обязанности трех главных участников: управляющих, акционеров и директоров и относительно несложным механизмом сотрудничества между акционерами и корпорацией, и между акционерами как на ежегодных неспециализированных собраниях, так и в промежутках между ними.
Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (по большей части, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые компании, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и / либо акционерам по вопросам голосования и корпоративного управления по доверенности.
Японская модель характеризуется большим процентом банков и разных корпораций в составе акционеров; финансовая система отличается прочными связями банк корпорация; законодательство, промышленные структуры и общественное мнение поддерживают кейрецу, (т. е. группы корпораций, объединенных совместным владением собственным капиталом и заёмными средствами); Рекомендации директоров таких групп состоят в основном из внутренних участников; процент свободных участников очень низок (а в некоторых корпорациях они по большому счету не присутствуют), что связано с существующими сложностями голосования.
Главными участниками японской модели являются: основной банк (главной внутренний акционер), связанная с корпорацией (аффилированная) корпорация либо кейрецу (еще один главный внутренний акционер), правительство и правление. направляться обратить внимание на то, что сотрудничество между участниками направлено на установление деловых контактов, а не на установление баланса сил, как в англоамериканской модели.
В отличие от англо-американской модели, свободные акционеры фактически не в состоянии оказать влияние на дела корпорации. В следствии этого вправду свободных акционеров, т. е. директоров, воображающих свободных (внешних) инвесторов, мало.
Схема японской модели выглядит как разомкнутый шестиугольник.
инсайдерская информация и Интересы