Информационно-методические материалы по темам

М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО

Атлас

По ПСИХОЛОГИИ

Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»

Издание третье, дополненное и исправленное

Педагогическое общество России

Москва

ББК88 Г18

Гамезо М.В., Домашенко И.А.

Атлас по психологии: Информ.-способ, пособие курсу Г18 «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

ISBN 5-93134-126-9

Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Солидную часть атласа образовывает иллюстративные и схематизированные материалы, разрешающие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Любая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, и заданиями и вопросами. Заключает атлас «Психотерапевтический практикум».

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, и для всех, кто изучает курс «Психология человека».

ББК88

ISBN 5-93134-126-9

© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………..4

Введение. преобразование и Знаковое моделирование учебной информации как средство и условие овладения знаниями………………………………………………………………….5

Информационно-методические материалы по темам

I.Предмет психологии ………………………………………………. 12

II.Задачи и способы современной психологии……………………. 24

III.Развитие психики в животном мире и становление сознания человека…………………………………………………43

IV.Личность. Теория личности……………………………………..60

V. Деятельность ……………………………………………………….80

VI. общение и Речь ……………………………………………………94

VII.Внимание…………………………………………………………110

VIII.Ощущения ………………………………………………………117

IX.Восприятие ……………………………………………………….135

X. Память……………………………………………………………..158

XI.воображение и Мышление……………………………………..172

XII.Эмоции и воля ………………………………………………….190

XIII.Лично-психотерапевтические изюминки личности ..215Психотерапевтический практикум………………………………………………………….242

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга есть учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, исходя из этого, конечно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.

основные понятия и Узловые вопросы, и задания и вопросы по каждой теме определяют круг практических умений и знаний, которыми должны овладеть студенты в ходе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, иногда выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а время от времени и просто любознательности в познании себя и других людей.

Выбор формы атласа для ответа сформулированных задач разъясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, среди них и графического, обширно использованного в книге, являются очень действенным средством освоения учебной информации. Во-вторых, посредством фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психотерапевтической науки с прикладными задачами, с практикой деятельности и общения в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психотерапевтический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.

Применение на практике атласа вероятно на протяжении аудиторных занятий как конкретно, так и методом создания по данным диафильмов и атласа диапозитивов, и

при независимой работе студентов. Потому, что печатные иллюстративные материалы к курсу неспециализированной психологии отсутствуют, атлас возможно нужным пособием и для учителей психологии.

Поиски ответов на выполнение и вопросы заданий, каковые даны в пособии по каждой теме, и ответ задач психотерапевтического практикума — само по себе увлекательное занятие, но одновременно с этим это значительный элемент глубокого овладева-ния психологией.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну подробность пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особенный суть. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы отыщете собственный метод выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.

Напоследок вычисляем своим приятным долгом выразить искреннюю признательность:

кандидату психотерапевтических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей последовательности разделов книги;

Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в печати и подготовке иллюстративных материалов;

Мирону Владимировичу Сагалову за исполнение натурных фотографий и ответ режиссерских задач;

Ирине Инне и Серафимовне Климовой Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов разных эмоциональных состояний, представленных в книге.

Введение

ЗНАКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

КАК СРЕДСТВО и УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Человек с самого начала собственной жизни включается в социальный, публично-исторический мир. Его окружают, в первую очередь, люди и созданные ими предметы. Это уже сначала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как людскую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, в то время, когда он приобщается к людской речи, овладевает людской языком, несущим в себе публично-исторический опыт.

По мере овладения родным (естественным), а после этого и особыми языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности людской познания возрастают, они выходят за рамки личного опыта, Для человека раскрывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством в течении всей истории.

Естественные национальные языки, языки наук, как и другие методы передачи информации, в современной науке принято разглядывать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков содержится не только в том, Чт° они замещают явления мира и реальные предметы, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы ярких Данных восприятия.

Под знаком в современной семиотике1 понимается материальный, чувственно принимаемый предмет (явление, воздействие), выступающий в ходе общения и познания в качестве представителя (помощника) другого предмета (явлений, действий) и применяемый для получения, хранения, передачи и преобразования информации о нем.

В случае если сказать о фактически людской мышлении, исключив из него несложные, чисто рефлекторные акты, то возможно утверждать, что оно неизменно облечено в знаковую форму, что «оголенных» мыслей нет. Допущение обратного было бы чистейшим идеализмом, мистикой. Не просто так еще А.И. Герцен писал: «Что такое чистая идея? Это — привидение, это те духи бесплотные, каковые видел Данте»2. Как мы знаем, что всякой мысли в той либо другой мере характерно отвлечение, абстрагирование. А любая абстракция должна быть осуществлена, символизирована, реализована при помощи (какого-либо) символа.

Совокупность знаков (уравнений, структурных формул, графиков, таблиц, схем и т. д.), воображающую либо замещающую какой-либо объект

1 Семиотика — наука о сущности и неспециализированных законах функционирования знаковых совокупностей.

2Герцен А.И. Письма об изучении природы. Избранные философские произведения. М., 1948. С. 328.

познания и разрешающую взять о нем дополнительные эти, принято именовать знаковой моделью. Процесс анализа данных и построения модели именуют моделированием. Вторыми словами: знаковое моделирование — это воспроизведение в знаковой форме предмета изучения, причем в тех его качествах, каковые нас интересуют, каковые для нас значительно серьёзны.

По поводу роли знаков и знаковых моделей в осуществлении высших психологических функций человека узнаваемый коммунистический психолог Л.С. Выготский писал: «… в высшей структуре функциональным определяющим целым либо фокусом всего процесса есть способ и знак его потребления. Подобно тому, как использование того либо иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому темперамент употребляемого символа есть тем главным моментом, в зависимости от которого конструируется целый другой процесс»1.

Приведенное высказывание Л.С. Выготского было положено в базу особого психолого-педагогического изучения, приведшего к созданию данной книги в виде атласа. Результаты изучения в части определения роли применяемых преобразования и форм подачи учебной информации смогут быть сведены к следующим главным выводам:

1. Любой элемент учебного материала возможно выражен в более либо менее адекватной знаковой форме. Эта форма зависит от объекта информации, от задачи, в которую она включена либо ответ которой она обязана обеспечить, и, наконец, от субъекта деятельности.

2. Знаковое фиксирование процесса ответа любой задачи в

1 Выготский Л. С. Развитие высших психологических функций. М., 1960. С. 160.

принципе неизменно материально воспроизводит (моделирует) умственные действия.

3. Преобразование учебной информации методом смены модели представляет собой в высшей степени действенный прием, активизирующий и направляющий мышление обучающегося. Наряду с этим сам процесс мышления в большой мере поддается самоконтролю и внешнему контролю. Так, к примеру, переформулировка условия задачи либо преобразование алгебраического выражения разрешает обучающемуся глубже осознать задачу, преподавателю — пронаблюдать и направить метод ответа задачи обучающимся.

Исследователями было обнаружено, что ведущее звено интеллектуальной деятельности образовывает особенная форма анализа — анализ через синтез. «Эта форма,— писал С.Л. Рубинштейн,— главная форма анализа, главный нерв процесса мышления — содержится в следующем: объект в ходе мышления включается во все новые связи и поэтому выступает во все новых качествах, каковые фиксируются в новых понятиях; из объекта, так, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается любой раз второй собственной стороной, в нем выявляются все новые свойства»1.

Это «поворачивание» происходит в ходе анализа условия задачи, при соотнесении его с требованиями и, в большинстве случаев, выступает в виде п е -реформулирования исходных элементов задачи, каковые, включаясь в новые связи, выступают в новом качестве, а потому — в новой понятийной чёрте. Переформулирование свидетельствует создание новой модели и изменение понятийной характеристики объекта.

1 Рубинштейн С. Л. О путях и мышлении его изучения. М., 1958. С. 98-99.

Метод выражения учебной информации в значительной степени обусловлен спецификой предмета. И однако, думается, что последовательность гуманитарных наук, среди них и психология, далеко не исчерпали возможности «уточнения» и уплотнения вербальных выкладок по собственному предмету. Пространность изложения в форме чисто словесного описания, обычного для них, только до известного предела содействует углубленному раскрытию содержания формируемых действий и понятий. Д а -лее она выступает как излишнее за-шумление информации и «трудится» в обратном направлении — затрудняет познавательную деятельность, вычленение главного, обобщение по значительным показателям.

В атласе употребляется последовательность рациональных, в общем прекрасно известных в практике и науке способов визуальной выдачи, переработки и приёма учебной информации, значительно дополняющих текстовое изложение. Знание этих приемов и тем более практическое владение ими каждым студентом окажет помощь, на отечественный взор, более глубокому овладению предметом психологии, а самое основное — окажет помощь организовать более рациональные приемы работы с учебным материалом по большому счету, соответственно, и культивировать их, внедрять в практику работы школы.

Психологические явления характеризуются системностью, т. е. объективным единством закономерно связанных между собой элементов психики. В то время, когда мы выделяем, напри-Мер, психологические процессы, свойства и состояния личности, то это не означает, Что мы их обособляем полностью, изолируем друг от друга. Напротив, это выделение осуществлено для того, что-ы глубже, полнее вскрыть разные ст°роны единого явления, именуемо-0 Психикой и являющегося объектом 0знания целой науки — психологии.

Раскрыть сущность любого психологического процесса нереально, в случае если исключить состояния и свойства личности, осуществляющей данный процесс. То же самое происходит и при рассмотрении любого свойства личности. Так, в опыте обнаружилось, что при простом текстовом изложении эти значительные связи в большой мере ускользают от обучающегося, теряются кроме того при наличии в пособии соответствующих оговорок. Возможно, этому мешает линейная растянутость построения текстовой информации, значительно отличающаяся от «объемной», как бы мозаичной структуры мысли. Эта трудность в значительной степени преодолевается, в случае если вместо словесного описания обучающемуся т а ж е информация выдается структурно оформленной в виде таблицы, а лучше — схемы.

Заберём для примера понятие «интересы личности». Сущность заинтересованностей в общем выражена в определении: «Интересы —- это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Они высказывают побудительную силу значимых объектов деятельности». Сущность этого сложного понятия получает глубочайший суть только при условии учета вероятного содержания заинтересованностей, целей, устойчивости и меры широты, каковые порождают достаточно сложную их классификацию. Выполнить всю эту работу по тексту книжки может и обязан (при затрате и определённых усилиях времени) сам обучающийся, студент. Но фактически это делают не все. Не делают по различным обстоятельствам. Другое дело, в случае если эта работа «препарирования» составляющих и объединения в целостную структуру комплекса понятий произведена экспертом — автором пособия — и представлена в более либо менее готовом виде (см. с. 72). Либо в случае если (а чаще это кроме того луч-

Меры обеспечения информационной безопасности

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector