Продолжая следовать принципу анализа деятельности, бизнес структуры от более широкого («внешнего») к более узкому («внутреннему») контексту, перейдем от рассмотрения вопросов публичной судьбе к вопросам человека — как главного «рабочего элемента» бизнес структуры.
Мы полагаем, что довольно «внутреннее» в бизнес психологии пространство анализа—это что-то «исходно человеческое», лично-личностное, присутствующее в каждом предпринимателе.
Для описания этого пространства постараемся выяснить основания для вероятных психотерапевтических типологий предпринимателей и обрисовать выделенные по этим основаниям типы с позиций индивидных, лично-психотерапевтических, личностных и неспециализированных культур антропологических изюминок человека как субъекта деятельности. Для обозначения места, оснований и роли лично-типологического подхода в бизнес психологии дополним ее базу, о которой шла обращение в первой и второй главах, некоторыми новыми понятиями и базовыми положениями.
1. Бизнес-психология, как научно-практическая дисциплина, ориентирована в основном на коллегиально консультативный уровень работы со знаниями, в базе которого лежит так называемый каузальный подход (причинно-следственная парадигма), предполагающий проведение таких операций, как: анализ, верификация, типологизация, планирование, проведение эмпирических изучений и их психотерапевтическая интерпретация, прогноз и моделирование поведения людей либо организаций в условиях рыночной экономики.
2. Это отличает бизнес-психологию от психологии бизнеса, ориентированной в основном на житейский уровень работы со знаниями и имеющей своим предметом психотерапевтические закономерности, зафиксированные на уровне здравого смысла, а в качестве способа применяющей бессчётные и разнообразные рекомендации либо советы (декларативно-дидактическая парадигма).
3. Соответственно предметом бизнес-психологии мы условились вычислять психотерапевтические обстоятельства, последствия и закономерности активности людей как сотрудников компании, и самой компании (организации) в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических изучений, технологий и принципов деятельности в настоящих либо предполагаемых условиях рыночной экономики.
4. Объекты бизнес-психологии — это бизнес процессы, другими словами динамические проявления обстоятельств, последствий и закономерностей активности людей как самой фирмы и сотрудников фирмы (организации) в целом.
5. Субъекты бизнес-психологш (в состав которой входит бизнес-практика) — это бизнес структуры, активность которых возможно изучать на двух уровнях:
— на организационном (поведение бизнес-структуры в социально-экономическом пространстве, ее стратегическое самоопределение, профиль деятельности, техническая и технологическая оснащенность, связи с общественностью и т.д.)
— на людской (психотерапевтические изюминки поведения людей, каковые, проявляясь не только в обыденной жизни, но и в работе, воздействуют на темперамент протекания бизнес-процессов и определяют в болыпей либо меньшей степени активность всей бизнес-структуры).
Первый уровень изучения активности бизнес-структуры выстраивается на базе многоаспектного анализа конкретной либо предполагаемой обстановке, в рамках которой осуществляется либо планируется бизнес-деятельность. Один из таких качеств — социокультурный контекст.
К примеру, анализ социокультурной обстановке в пост советской республики разрешает растолковать довольно не сильный ориентацию отечественных бизнес-структур на стратегический уровень развития, их вынужденную зависимость от зарубежного капитала. Одновременно с этим анализ социокультурной обстановке в дореволюционной России обнаруживает тенденции к эмансипации русского бизнеса от иностранного капитала и иностранного руководства.
Второй уровень изучения активности бизнес-структуры предполагает обнаружение факторе, определяющим личное человеческое поведение, и на данной базе— описание и выделение разных типов поведения. По собственной сути это и имеется лично-типологический подход в бизнес-психологии.
Контрольные вопросы:
1. Правила, регулирующие деятельность компании.
2. И.А. Аносов о стратегическом управлении.
3. Стратегический уровень. Внешнетактический уровень. Внутренний уровень. Операциональный уровень. Стратегия бизнес – структуры. Тактика бизнес – структуры.
4. Понятие о разработках и психотехнологиях.
5. Линейные, разветвлённые, адаптивные методы.
Литература
1. Адлер А. теория и Практика личной психотерапии. – М., – 1993, 240с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высш. учебн. завед.- М.: Нюанс Пресс, 1997.- 376 с.
3. Бадхен А. Что такое психотерапия.– Спб., 2003, 350 с.
4. Дудченко В.С. Онтосинтез жизни.–М., 1999, 135 с.
5. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- М.: Нюанс Пресс, 1999.- 475 с.
6. Петрушин В.И. Психология менеджмента.– М., 1996, 320 с.
Покупательское поведение. Мастер-класс Инги Орловой