Имитативные методы

Во второй главе данного раздела уже отмечалось, что для овладения речью ребенок испытывает недостаток в речевой среде. Это — во-первых, а во-вторых, нужна речевая активность самого субъекта, учащегося. Эта закономерность действует всю жизнь человека, и конечно, что в юные годы она заметнее.

Из данной закономерности выводится первый способ (правильнее -группа способов), что стал называться имитативного, либо обучения по примерам. Сейчас под влиянием возросшего авторитета развивающих методик к имитации (подражанию) сложилось отрицательное отношение, как к чему-то антиразви-вающему, согласно точки зрения некоторых дидактов. Но создатель продемонстрирует содержание, наполнение данной группы способов и убедит, что такое познание неверно, незаслуженно. Тем более что сам способ «делай, как я» традиционен, имеет собственную историю, собственные обоснования.

В рамках имитационных способов находят анализ и место образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций (сверхсложных), и поисковая деятельность — выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям текста и предложений, и обобщение, вывод правил, а также творчество — пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями либо трансформациями, инсценирование, драматизация, рассказывание и художественное чтение, подражательное и собственное литературное творчество.

Необходимо отличать независимую работу обучающихся «по образцу» от неосознанного заучивания, т.е. от догматического метода. Но, заученные наизусть стихи, проза, афоризмы, фразеологизмы, поговорки очень нужны, они обогащают обращение, содействуют ее формированию. Они не только обогащают обращение обучающихся, но усиливают память, дают базу для отработки ясности, для принятие участия в социальной деятельности, в концертных выступлениях, т.е. в канун мастерства.

Не нужно забывать, что «примерные тексты» — это отрывки из произведений лучших писателей, намерено подобранные и введенные в книжки «Русский язык» и в разные пособии, хрестоматии, сборники текстов для изложения. Такова традиция, идущая от Буслаева, Ушинского, Чернышева, Рыбниковой, — все языковые занятия проводить на материале лучших, образцовы произведений литературы. Эта традиция связывает мастерство слова с другими искусствами — изобразительным, театральным, музыкой, хореографией.

Способы обучения речи «по примерам» имеют собственный широкий комплект приемов, типов ученических работ: это бессчётные виды пересказа прочтённых текстов (близкий к тексту примера, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и трансформациими, с делением текста на части, озаглавливание частей, составление замысла прочтённого рассказа, то же в письменном варианте), письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с трансформацией жанра (рассказ перестраивается в пьесу, в произведение, предназначенное для сценического воплощения). В арсенал способов «по примеру» входят и более небольшие, частные упражнения: составление предложений либо компонентов текста по типу данного либо по модели, которая также, быть может, составлена обучающимися; отработка произношения, интонаций, пауз, ударений по примеру выполнения учителем, и особенно — по пониманию плана автора писателя либо на базе артистического выполнения (по фонохрестоматии); разиндивидуальные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках — переводы, подражания, пародии.

«По примерам» школьники трудятся над типами речи (текста) и над разными жанрами, принятыми в литературе и в общественной жизни: над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге либо о спектакле, характеристики, и над составлением так называемых «деловых бумаг» — объявления, заявления, делового письма, весточки, дневниковых записей. Немалую роль играется пример и в усвоении форм речевого этикета: приветствия, прощания, извинения, признательности, приглашения и мн. др.

В применении имитационных способов отмечается тенденция к познавательной активности и повышению самостоятельности обучающихся. Это отражается и в выборе авторов и произведений литературы, и в предварительном языковом анализе, и в логической работе (сжатие текста, выборочная его передача, составление замысла, деление текста на части), и особенно в составлении собственного текста.

Примерный текст делает роль главного составляющего вобщем широком потоке языковых влияний на детей — влияний речевой среды на их формирующееся языковое чутье.

Имитационный способ при всей его популярности сам по себе не может быть достаточным: обучение «по примерам» только подготавливает обучающихся к вторым способам развития речи.

Способ 6 серия. Один из лучших сериалов.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector