Практическое занятие №1.
Главные понятия стилистики (4 часа)
Вопросы для дискуссии:
I. Понятие стилистической окрашенности языковых единиц
1. Стилистическая коннотация как одно из центральных понятий стилистики. Разновидности стилистических коннотаций.
2. Виды стилистически окрашенных средств языка.
3. вариантность и языковая синонимия как база для создания стилистических ресурсов языка.
4. Неприятность определения понятия «стилистическое средство».
II. Базисные понятия функциональной стилистики
1. Трактовки понятия «стиль» в современной лингвистике.
2. Понятие о функциональном стиле. Определение функционального стиля.
3. Вопрос о стилях речи и стилях языка.
4. Речевая системность функционального стиля.
5. Конструктивный принцип функционального стиля как ведущий принцип отбора языковых средств и их речевой организации. Стилевая черта.
6. описания и Принципы выделения функциональных стилей. Экстралингвистические и фактически лингвистические стилеобразующие факторы.
7. Полевое структурирование стиля. периферия и ядро стиля. Взаимопроникновение стилей.
8. Разговорная и художественная речь в совокупности функциональных разновидностей языка.
9. Понятие о подстиле, жанре, типе речи.
10. Вопрос о функциональных семантико-стилистических категориях текста.
III. Понятие нормы в языкознании
1. Разные трактовки понятия нормы.
2. Соотношение коммуникативной, стилистической и языковой норм.
3. Языковая норма.
- показатели, функции языковой нормы;
- типология языковой нормы;
- «сильная» / «не сильный» ненормативность;
- преднамеренные / непреднамеренные отступления от нормы;
- кодификация и узус; кодификации и соотношение нормы;
- критерии нормативности.
4. Коммуникативная норма
- понятие об успешном и действенном общении; факторы успешного общения;
- обычные нарушения коммуникативной нормы.
5. Стилистическая и стилевая нормы. Соотношение понятий.
Практическая часть:
1. Сделайте конспект работы С.И. Виноградова (Нормативный и коммуникативно-прагматический нюансы культуры речи // эффективность общения и Культура речи. – М., 1996. – С. 121 – 152).
2. Укажите стилевую принадлежность приведенных фрагментов, выделив в каждом из них стилеобразующие факторы.
1. Реклама – явление очень многогранное и многоаспектное. Исходя из этого неудивительно, что существует большое разнообразие толкований данного определений и понятия самого термина. Как справедливо отмечается в изучении «История рекламы», «существование множества определений интересующего предмета не должно смущать ни начинающих, ни умелых специалистов рекламной сферы – такова участь любых сложных, многогранных, в известной мере, кроме того универсальных явлений действительности».
Реклама занимает пограничное положение между разными опытными сферами и завлекает внимание представителей различных профессий. Выделение отдельных направлений деятельности в рекламной сфере говорит об определенном уровне ее развитости. В Российской Федерации данный процесс находится на начальной стадии; однако уже на данный момент возможно с уверенностью сказать о все возрастающих темпах превращения рекламы в сферу профессиональной деятельности. На форумах и многочисленных конференциях, посвященных разным нюансам рекламной деятельности, все чаще говорится о том, что рекламист – это не профессия, а указание на то, в какой области человек осуществляет собственную опытную деятельность. В государствах с в далеком прошлом сложившейся рекламной индустрией существует расслоение рекламных профессий и четкое распределение обязанностей в соответствии с этими профессиями.
Трактовка сути рекламного процесса, а следовательно, и определение понятия «реклама» в значительной мере зависят от того, какой концепции придерживаются исследователи рекламы. На данный момент выделились две главные концепции рекламы: культурологическая (либо историко-культурологическая) и маркетинговая (либо конкретно-прагматическая). Наиболее конструктивным представляется таковой подход, что разрешил бы объединить обе концепции и отразить как экономическую, маркетинговую природу рекламы, так и ее культурологические изюминки.
При анализе рекламных текстов представляется целесообразным опираться на определение, предложенное Американской Маркетинговой Ассоциацией, обращая внимание на то, что метод подачи информации зависит от ее особенностей и характера целевой аудитории:
Реклама – это распространяемая в определенной форме информация неличностного характера о товарах, одолжениях либо начинаниях и идеях, предназначенная для группы лиц (целевой аудитории) и оплачиваемая определенным спонсором.
Подобная трактовка рекламы разрешает объединить обе названные выше концепции.
Понятие нормы языка