Iii. общелогические методы и приемы исследования.

1. Анализ — настоящее либо мысленное разделение объекта на составные части и синтез — их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Итог синтеза — совсем новое образование.

Используя эти приемы изучения, направляться иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать уровень качества предметов. В каждой области знания имеется собственный предел членения объекта, за которым мы переходим в другой мир закономерностей и свойств (атом, молекула и т.п.). Во-вторых, разновидностью анализа есть кроме этого разделение классов (множеств) предметов на подклассы — их периодизация и классификация. В-третьих, синтез и анализ диалектически взаимосвязаны. Но кое-какие виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (к примеру, аналитическая химия) либо синтетическими (к примеру, синергетика).

2. Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от отношений и ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя особенностей (в первую очередь значительных, неспециализированных). В следствии этого процесса получаются разного рода абстрактные предметы, которыми являются как раздельно забранные категории и понятия (белизна, развитие, несоответствие, мышление и др.), так и их совокупности. самые развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия. Выяснение того, какие конкретно из разглядываемых особенностей являются значительными, а какие конкретно второстепенными — основной вопрос абстрагирования. Данный вопрос в каждом конкретном случае решается в первую очередь в зависимости от природы изучаемого предмета, и от конкретных задач изучения.

3. Обобщение — процесс установления неспециализированных признаков и свойств предмета, тесно связано с абстрагированием. При том смогут быть выделены каждые показатели (абстрактно-общее) либо значительные (конкретно-общее, закон).

4. Идеализация — мыслительная процедура, которая связана с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в конечном итоге (точка, совершенный газ, полностью тёмное тело и т.п.). Эти объекты не есть чистые фикции, а сверхсложное и весьма опосредованное выражение настоящих процессов. Они являются кое-какие предельные случаи последних, являются средством их построения и анализа теоретических представлений о них.

Идеализированный объект в конечном итоге выступает как отражение настоящих процессов и предметов. Образовав посредством идеализации о для того чтобы рода объектах теоретические конструкты, возможно в будущем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы настоящих процессов, служащие для более глубокого их понимания.

Теоретические утверждения, в большинстве случаев, конкретно относятся не к настоящим, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми разрешает устанавливать закономерности и существенные связи, недоступные при изучении настоящих объектов, забранных во всем многообразии их отношений и эмпирических свойств.

5. Индукция — перемещение мысли от единичного (опыта, фактов) к неспециализированному (их обобщению в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Потому, что опыт неизменно нескончаем и неполон, то индуктивные выводы постоянно имеют проблематичный (вероятностный) темперамент. Индуктивные обобщения в большинстве случаев разглядывают как умелые истины (эмпирические законы).

Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую. В логике рассматриваются кроме этого индуктивные способы установления причинных связей — каноны индукции (правила индуктивного изучения Бэкона-Милля). К ним относятся способы: единственного сходства, единственного различия, различия и сходства, сопутствующих трансформаций и способ остатков.

Характерная изюминка дедукции содержится в том, что от подлинных посылок она постоянно ведёт к подлинному, точному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Дедуктивные умозаключения разрешают из уже имеющегося знания приобретать новые истины, и притом посредством чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.

6. Аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, отношениях и свойствах между нетождественными объектами. На основании распознанного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его неспециализированная схема: объект В владеет показателями а, b, с, d; объект С владеет показателями b, с, d; следовательно, объект С, быть может, владеет показателем а. Тем самым аналогия дает не точное, а возможное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта (модели), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для изучения объект.

7. Моделирование — способ изучения определенных объектов методом воспроизведения их характеристик на втором объекте — модели, которая является аналогом того либо иного фрагмента действительности (вещного либо мыслительного) — оригинала модели. Между объектом и моделью, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических чертях, структуре, функциях и др.

Формы моделирования очень разнообразны и зависят от применяемых сферы и моделей применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и совершенное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в собственном функционировании естественным законам — физики, механики и т.п. При материальном (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется изучением некоей модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, судов, космических аппаратов и т.п.).

При совершенном (знаковом) моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, совокупностей уравнений, предложений естественного и неестественного (знаки) языка и т.п. На данный момент широкое распространение взяло математическое (компьютерное) моделирование.

8. Системный подход — совокупность общенаучных методологических правил (требований), в базе которых лежит рассмотрение объектов как совокупностей. К числу этих требований относятся: а) обнаружение зависимости каждого элемента от его функций и места в совокупности с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме особенностей его элементов; б) анализ того, как поведение совокупности обусловлено как изюминками ее отдельных элементов, так и особенностями ее структуры; в) изучение среды взаимодействия и механизма системы; г) изучение характера иерархичности, свойственной данной совокупности; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания совокупности; е) рассмотрение совокупности как динамичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует изучение на раскрытие целостности развивающегося объекта и снабжающих ее механизмов, на обнаружение многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Серьёзным понятием системного подхода есть понятие самоорганизация. Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения либо совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся совокупности, связи между элементами которой имеют не твёрдый, а вероятностный темперамент (живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив и т.п.).

В современной науке самоорганизующиеся совокупности являются особым предметом изучения синергетики, общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных).

9. Структурно-функциональный (структурный) способ строится на базе выделения в целостных совокупностях их структуры — совокупности устойчивых взаимосвязей и отношений между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как что-то инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как назначение каждого из элементов данной совокупности (функции какого-либо биологического органа, функции страны, функции теории и т.д.).

Главные требования (процедуры) структурно-функционального способа (что довольно часто рассматривается как разновидность системного подхода):

а) изучение строения, структуры системного объекта;

б) изучение его элементов и их функциональных черт;
в) анализ трансформации этих их функций и элементов;

г) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом;

д) представление объекта как гармонически функционирующей совокупности, все элементы которой трудятся на поддержание данной гармонии.

10. Вероятностно-статистические способы основаны на учете действия множества случайных факторов, каковые характеризуются устойчивой частотой. Это и разрешает вскрыть необходимость (закон), которая пробивается через совокупное воздействие множества случайностей. Названные способы опираются на теорию возможностей, которую обычно именуют наукой о случайном.

Возможность — количественная мера (степень) возможности появления некоего явления, события при определенных условиях. Диапазон возможности — от нуля (невозможность) до единицы (реальность). Указанные способы основаны на различении динамических и статистических законов по такому критерию (основанию), как темперамент вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют совершенно верно определенный однозначный темперамент (к примеру, в хорошей механике).

В статистических законах предсказания носят не точный, а только вероятностный темперамент, что обусловлен действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых и выражается необходимость. Как продемонстрировала история научного познания, мы только сейчас начинаем по преимуществу оценивать значение всего круга неприятностей, которые связаны с случайностью и необходимостью [1].

Вероятностно-статистические способы активно используются при изучении массовых, а не отдельных явлений случайного характера (квантовая механика, статистическая физика, синергетика, социология и др.). Сейчас все чаще говорят о проникновении в науку вероятностного стиля мышления.

Ключевая роль общенаучных подходов пребывает в том, что в силу собственного промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (и соответствующих способов). Названные способы потому и именуются общенаучными, что используются во всех науках, но в обязательном порядке с учетом изюминок предмета каждой науки либо специфики познания и научной дисциплины природных, социальных и духовных явлений.

Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в основном зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (простое) наблюдение, в то время, когда события и факты регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), в то время, когда исследователь включается, вживается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и разбирает события изнутри. В психологии в далеком прошлом используются такие формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия — проникновение в переживания вторых людей, рвение осознать их внутренний мир — их эмоции, мысли, жажды и т.д.

Разновидностью включенного наблюдения есть этнометодология, сущность которой пребывает в том, дабы наблюдения и результаты описания социальных событий и явлений дополнить идеей их понимания. Таковой подход сейчас все более широкое использование находит в этнографии, социальной антропологии, культурологии и социологии.

Все шире развиваются социальные опыты, каковые содействуют внедрению в судьбу новых форм оптимизации управления и социальной организации обществом. Объект социального опыта, в роли которого выступает определенная группа, есть одним из участников опыта, с заинтересованностями которого приходится принимать во внимание, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им обстановку.

В психологии для обнаружения того, как формируется та либо другая психологическая деятельность, испытуемого ставят в разные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. Наряду с этим оказывается вероятным экспериментально организовать сложные психологические процессы и глубже изучить их структуру. Таковой подход взял в педагогической психологии наименование формирующего опыта.

Социальные опыты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм. Тут (как и в медицине) крайне важно требование — не навреди!. Основная изюминка социальных опытов — в способности являться орудием проникновения в тайники интимно человеческого (В. В. Ильин).

В социально-гуманитарных науках не считая философских и общенаучных используются своеобразные средства, операции и методы, обусловленные изюминками предмета этих наук. В их числе:

1. Идиографический способ — описание личных изюминок единичных исторических событий и фактов.

2. Диалог (вопросно-ответный способ).

3. Познание и рациональное (интенциальное) объяснение (об этом подробнее см. следующий параграф данной главы).

4. Анализ документов — качественный и количественный (контент-анализ).

5. Опросы — или лицом к лицу (интервью), или заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специальные, в которых основной источник информации — компетентные специалисты-специалисты.

6. Проективные способы (характерные для психологии) — метод опосредованного изучения личностных изюминок человека по итогам его продуктивной деятельности.

7. Тестирование (в педагогике и психологии) — стандартизированные задания, итог исполнения которых разрешает измерить кое-какие личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют две главных группы тестов — тесты интеллекта (известный коэффициент IQ) и тесты достижений (опытных, спортивных и др.). При работе с тестами крайне важным есть этический нюанс: в руках недобросовестного либо некомпетентного исследователя тесты смогут принести большой ущерб.

8. Биографический и автобиографический способы.

9. Способ социометрии — использование математических средств к изучению социальных явлений. Значительно чаще используется при изучении малых групп и межличностных взаимоотношений в них.

10. Игровые способы — используются при выработке управленческих ответов — имитационные (игры) и деловые игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных обстановок). Среди игровых способов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно личные и групповые обстановки.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector