Игры с водой и песком и руководство ими

Дети весьма обожают игры с песком и водой. Исходя из этого не просто так в практике и теории дошкольного воспитания этим играм уделяется громадное внимание.

самая полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Разглядывая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Ти-хеева продемонстрировала, как дети, созидая, совершенствуют собственный чувственный опыт и фактически познают кое-какие свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.

Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с водой и песком она относила к играм, содействующим упрочнению детского организма. С целью этого ею было создано устройство песочных коробок и водных бассейнов.

С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать качества и свойства материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает применение этих же игр Е. А. Флерина.

Вопрос о управлении играми с песком и водой кроме этого много раз подчеркивался данными авторами.

Так, Е. И. Тихеева наровне с разработкой содержания игр потребовала от воспитателей повседневной помощи дегям в осмысливании накапливаемого ими опыта.

Е. А. Флерина, забрав за базу игр с природным материалом энергично-действенное рвение ребенка изучить данный материал, одновременно с этим говорила о необходимости разумного развития этого рвения. Воспитатель, согласно ее точке зрения, развивая игру, обязан всегда заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» для того, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не получала темперамент однообразной и разрушительной деятельности.

В работах последних лет значение игр с природными материалами для умственного развития ребенка рассматривается в плане построения сюжетно-строительных игр. Самый детально освещают авторы старшего детей и игры среднего дошкольного возраста. В «Программе воспитания в детском саду», а также в «Методических указаниях» говорится о примерном содержании этих игр и о некоторых приемах управления ими в младших группах. Но в указанных документах не детализированы сами методы управления, не обоснована их изменяемость в зависимости от этапов развития игры и тех воспитательных задач, каковые самый удачно смогут быть осуществлены посредством данных игр. Это ведет к недооценке и ослаблению руководства воспитательного значения игр с природными материалами.

Из этого на практике кое-какие воспитатели, признавая ответственное педагогическое значение этих игр и верно организуя их, не вычисляют необходимым руководить ими.

Для верного управления играми с природными материалами нужно знать особенности их. Любой из этих материалов в определенных условиях может преобразовываться из одного состояния в второе, к примеру: вода возможно жидкой, жёсткой (лед) и парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, возможно яркой, прозрачной; песок возможно сухим, рассыпчатым, сырым, тяжелым и т. д.

Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами возможно растолковать как раз рвением к познанию их особенностей. Возможность строить из песка, желание искупать собственную любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких крайне важных психологических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Верно поставленное сенсорное воспитание имеет громадное значение для умственного развития ребенка, в особенности в младшем дошкольном возрасте. Еще И. М. Сеченов показывал, что свойство различать, отличать один предмет от вторых «приобретается человеком в раннем детском возрасте, и с этого начинается фактически сознательное знакомство с внешним миром».

Познание качеств материалов, их чувственное различение, и реализация творческих планов происходят у детей в разнообразных играх. Кроме того несложные игровые действия с материалами смогут принимать осмысленный темперамент и быть воспитательно полезными, в случае если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как проходила игра детей с водой:

— Плывут уточки, видят рыбок,— говорит девочка, пуская на воду целлулоидных уточек. — Здравствуйте!

— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. (Девочка держит две целлулоидные рыбки в руке.) на данный момент рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.

— Да, водичка тепленькая и чистая,— додаёт воспитательница.

— Чистенькая,— подхватывает девочка.— Вон в том месте шарик видно.

— Я отправлюсь лодочку заберу. У меня громадная лодка, а не тонет,— говорит мальчик.

— Лодочка легкая, она не утонет,— подмечает воспитательница.

— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет! Из множества игрушек, разложенных на столах, мальчик забрал плюшевую собачку.

— Мой Бобик! Я его не буду купать!

— Да, он станет мокрой.

— Все рыбки плавают! И лодки все плавают! Все-все! — говорит второй мальчик.

— Не все игрушки плавают,— говорит воспитательница,— посмотрите, вот шарик (железный), вот камешек. В воде они тонут.

В данной игре воспитательница, создавая детям условия для разнообразных действий, одновременно с этим не предоставляет детей самим себе, а собственными указаниями оказывает помощь им выделить из качеств предмета и множества признаков самые существенные и понятные («плавает, «тонет», «намокает», «водичка чистая»), оказывает помощь растолковать явление («лодочка легкая — она плавает») и тем самым неспешно подводит ребенка к пониманию закономерных связей.

Само собой разумеется, дети и без управления взрослых развиваются сенсорно, покупают разные представления. Так, в игре с песком дети по собственному опыту отличают на ощупь сухость и влажность песка, по его цвету устанавливают, из какого именно песка возможно делать пирожки и строить, и т. д.

Об этом красноречиво говорят эти отечественного изучения. Изучение проводилось в младшей группе детского сада № 389 Москвы и складывалось из нескольких экспериментально созданных игр.

Первая серия игр ставила собственной целью распознать наличие у детей собственного опыта в обращении с разными материалами и правильность исполнения детьми задуманных игровых действий. Детям давался в свободное пользование сухой и сырой песок, игрушки для формовки, пересыпания, просеивания песка, плавающие и тонущие игрушки для игр с водой.

Вторая серия включала обучение детей разнообразным действиям с материалами, навыкам обращения с игрушками и осознания их качеств.

Это достигалось:

а) трансформацией состояния самих материалов (холодная вода делалась горячей, сухой песок преобразовывался в сырой);

б) подбором игрушек с их постепенным дополнением;

в) показом верных способов и действий обращения с материалами;

г) разнообразным применением одной и той же игрушки;

д) постепенным включением в игру обобщающих слов (в одну игру не больше одного-двух понятий), помогающих осознанию качеств материалов: вода теплая, холодная, чистая, яркая; игрушки плавают, лежат на дне, размокают, легкие, тяжелые; песок сырой, сухой, рассыпчатый.

В третьей серии уровень развития сюжетно-строительных игр проверялся имеющимися в практике играми: «Постройка домиков для кукол», «Постройка гаражей для автомобилей», где использовались:

а) показ детям приемов стройки,

б) отбор тематики построек,

в) игра и совместная постройка с ней,

г) внесение дополнительных игрушек для развития сюжета игр.

Дополнительные эти планировали в детских садах № 302 и 350. Двадцать детей на вопрос «С каким песком ты играешься?» (делаешь пирожки, набираешь в пузырек) дали следующие ответы.

В играх с сырым песком: хороший — 6; мокренький, крепенький, желтенький — 3; жиденький, тяжеленький, красненький, без камешков, легко таковой — 5; он копается, играется — 6.

В играх с сухим песком: беленький — 4; хороший, сыплется — 8; плохой, светло синий — 2; горелый, меленький, как молочко,— 3, совсем не назвали — 3.

Мы видим, что яркие восприятия, полученные детьми стихийно, не отражают настоящего состояния предмета, его значительных показателей, поскольку чувственный опыт не обобщен словом взрослого. Из этого в лексике играющих практически нет правильных слов, свидетельствующих о наличии таких понятий, как «сухой», «мокрый», «мокрый», «рассыпчатый», «тяжелый».

В игре без направляющей роли взрослого дети не смогут верно выполнить задуманное игровое воздействие.

В этом же опыте из 20 детей 7 верно формуют пирожки (из них 5 девочек), 4 детей набирают неполные формы, 4 — не знают, что, опрокинув форму, необходимо по ней постучать, 3 — забывают, что, перед тем как опрокинуть форму с песком, нужно бережно похлопать по песку, дабы он хорошо прилегал к форме, 2 — опрокидывают формы, растопырив пальцы, что ведет к высыпанию песка.

Бесплодные попытки приводят и к нежелательным поступкам: дети бросают песок приятель в приятеля, отбирают, выхватывают игрушки и т. д.

Помимо этого, наблюдения за играми детей с песком и водой продемонстрировали, что не смотря на то, что дети и продолжительно играются с ними, но эти игры очень однообразны: все сводится к формовке пирожков, мороженого, купанию кукол. Перемещения рук детей время от времени не координированы: детям тяжело, к примеру, держать одной рукой предмет, а второй создавать какие-либо действия.

Обстоятельство для того чтобы поведения нужно искать в изюминках психологического развития ребенка трех лет. Мелкий ребенок еще не в состоянии осуществлять контроль собственные перемещения. Он не имеет возможности установить, в какой последовательности должно происходить исполнение действий (с чего начать, чем закончить). Он довольно часто затрудняется в различении одной вещи от второй.

Громадное значение в упорядочении предметных действий имеют зрительные и осязательные восприятия.

Исходя из воспитательного значения игр с песком и водой, мы думаем, что интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, как воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным методом вычленять их свойства и материалы, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности применения этих материалов и, в-третьих, отыскал им использование в конкретной детской деятельности.

Исходя из этого, признавая важность накопления чувственного опыта, мы думаем, что дети самостоятельно не смотря на то, что и замечают трансформации материалов, но не смогут осознать и осмыслить отношения и те связи, каковые имеются между свойствами и результатом игры, качествами применяемых ими материалов.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено однообразными раз и окончательно способами и установленными приёмами. Оно должно осуществляться разнообразно, с применением приемов, учитывающих развитие каждого ребенка. Задачей отечественной работы являлось установить вероятные дороги в управлении этими играми.

Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, испытывает недостаток в постоянном уходе. Его иногда очищают, меняют, поливают, прекрасно промешивают. Так как дети весьма обожают играться с водой и песком в любое время года, эти материалы должны пребывать в достаточном количестве не только на дворах, проспектах, но и в помещении.

Лучшим оборудованием на участке нужно считать песочные столы и песочные дворики, созданные Л. И. Чулицкой.

В условиях группы песок направляться держать в особых коробках, обитых в цинком, на колесах либо на обычных столах с прибитыми по краям бортиками. Дети играются стоя либо сидя на выносных скамьях.

Чтобы не было загрязнения песка коробки (либо столы) закрываются фанерными либо проволочными крышками, на дне коробок делается желобок либо кран для стока воды. Устройство песочных коробок, столов на колесах разрешает вольно применять их в группе и на участке. В жаркое время они перевозятся в тень, под навесы, тенты. Помимо этого, эти же песочные столы (если они добротно сделаны) смогут употребляться и для игр с водой на участке.

Гигиеническим и педагогическим требованиям самый отвечают водные бассейны типа фонтанов с цементированной в поверхностью и со стоком для воды. самые удачными в этом отношении нужно вычислять бассейны-фонтаны зигзагообразной формы. Такие бассейны весьма полезны в педагогическом отношении — они содействуют происхождению коллективных игр, формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Кроме бассейнов для игр с водой, на участке употребляются специально предназначенные ванны. Их необходимо оборудовать более кранами и высокими подставками для смены воды.

Для игр в группе употребляются обычные тазы.

Чтобы не было намокания одежды, в особенности зимой, нужно для игр с водой иметь клеенчатые передники. Чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, нужно заботиться о температуре ее ( + 18°, +20°), смотреть за длительностью игры (5—7 мин.) и состоянием одежды детей.

Сначала ребенку доставляет громадное наслаждение знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, делание песочных пирожков, купание игрушек и т. д. Дети непроизвольно стремятся поиграть с материалами, испробовать их. Такое рвение детей возможно растолковать наличием живой ориентировочной реакции, названной И. П. Павловым «исследовательским рефлексом «что такое». Известно, чтр начальное констатирование, различение, выделение раздражителей осуществляется механизмом ориентировочного рефлекса. С его помощью ребенок создаёт начальный, самый неспециализированный анализ окружающей обстановки: ощупывает предметы рукой, взглядом, создаёт разнообразные пробы.

Громадное значение тут имеет подбор игрушек. При овладении ребенком действиями, которые связаны с формовкой пирожков, пересыпанием песка, возможно применять пластмассовые и древесные формочки, воронки, сита, ведерки, лопатки.

самые удачными игрушками являются пластмассовые и древесные формы: к ним не прилипает песок, они достаточно глубоки. Но пластмассовые формы довольно часто бывают широкими в окружности. Дети еле закрывают их руками, исходя из этого песок вываливается из формы прежде, чем они ее опрокинут.

Затруднения появляются и при снятии формочек: они время от времени выскальзывают из рук детей. Чтобы не было этого было бы нужно как у пластмассовых форм, так и у древесных сделать снаружи выступы. Для малышей неприемлемы железные формы: об острые края дети смогут порезаться.

Не нужно давать детям сходу большое количество форм. В случае если имеется 2—3 формочки на каждого ребенка (обыкновенно играются 5—7 детей в течение 10—15 мин.), то парни разнообразно применяют песок. Весьма эргономичны алюминиевые ведерки и совки: они легки и добротно сделаны.

Игры с водой требуют разнообразных игрушек, с разными особенностями и из разных материалов.

Для игр с водой в практике употребляются лишь легкие, плавающие игрушки из пластмассы, каковые не смотря на то, что и держатся на воде, но не всегда устойчивы. К примеру, в лодках тяжело покатать куклу либо какую-нибудь другую игрушку. Неудобны игрушки резиновые (надувные). Они красиво оформлены, но весьма громадны по размерам.

Хороши игрушки из коры, из дерева. Также, употребляются баночки, пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Игрушки необходимо всегда дополнять и обновлять.

Педагогическое управление игрой должно быть направлено на организацию таковой среды, которая развивала бы разнообразную ориентировочную деятельность и тем самым вызывала бы желание детей играться.

Девочка подходит к коробке с песком.

— на данный момент пирожок сделаю! — накладывает песок в формочку, опрокидывает ее.

— Не оказался. Давай совместно попытаемся. Набирай,— воспитатель вместе с девочкой формует пирожок.

— Получается! — девочка рукоплещет в ладоши и снова формует пирожок; подошла к стойке с игрушками, заметила воронку.— Вороночка, на данный момент попытаюсь пирожок сделать,— делает торопливо, пирог разваливается.

— Ты не спеши. Забыла похлопать по песку,— говорит воспитатель.

Девочка направляться совету воспитателя.

— Ты уже можешь из мокрого песка пирожки печь. А возможно воронкой и по-второму поиграть. Наблюдай. Я соберу горсть сухого песку и сыплю.

— Где песок? Девочка весьма поражена:

— Сыплется в дырочку!

Взяв воронку, занялась пересыпанием.

— Он как водичка бежит,— весело говорит девочка.

— Вот видишь, пирожок и воронкой возможно сделать, и вдобавок через нее возможно сыпать песок; желаешь насыпать песок в пузырек? (Воспитатель дает девочке пузырек, она играется с ним.)

Так, благодаря управлению воспитателя (при наличии игрушек, сырого и сухого песка) простая формовка пирожков заменяется более разнообразными действиями: ребенок сыплет песок через пальцы, пропускает через воронку, заполняет им пузырек.

Создавая такие действия, ребенок чувствует материал, определит его свойства, сопротивляемость, вес, количество, величину, форму и одновременно с этим увлекательно играется.

Но менее весьма интересно проследить поведение детей в играх с водой.

Девочка стоит у таза с водой. Плавающие игрушки подталкивает рукой, смеется:

— Купайтесь, купайтесь, водичка теплая. Все мои игрушки плавают, все-все! (Не подмечает лежащих на дне.) Всех помою. Они будут чистенькие.

В ходе игры она пара раз опускает и вынимает игрушки, действия ее изменяются: плавающие игрушки кладет на воду, а тонущие ставит на дно; плавающим говорит: «Купайтесь, купайтесь», а тонущим: «Я вас на данный момент помою».

— Взгляни, все ли игрушки у тебя плавают? — задаёт вопросы воспитательница.

— Все!

— А я солдатика вижу на дне таза, и слон также лежит в том месте.

— Я их помою.

— Прекрасно, вымой их. Они не плавают, а лежат на дне, но им также хочется быть чистыми.

— Они не плавают,— девочка берет солдатика и старательно его моет.

Данный период начального ознакомления со особенностями материалов направляться разглядывать как ответственный этап в ходе сенсорного воспитания. Подбором игрушек взрослый формирует условия для накопления и разнообразных действий чувственных впечатлений.

Достаточное количество разнообразных игрушек вызывает у детей весёлое настроение. В случае если же игрушки однообразны либо их мало, кое-какие дети пробуют захватить все игрушки, брызгают приятель в приятеля водой, кидают песок.

Но организация обстановки для игры сама по себе еще не воздействует на последовательность действий ребенка и не разрешает ему осознанно обобщать их состояние и качество материалов.

Воспитание у детей в игре верных и последовательных действий в пользовании игрушками — предстоящая задача педагогического управления. самые эффективные результаты тут дает совместная игра воспитателя с детьми, где воспитатель именует их свойства и состояние материалов, показывает всю последовательность игровых действий. Воспитатель подходит к детям, берет, к примеру, формочки, лопатку и предлагает совместно испечь пирожок: «Давайте польем песок».

(Воспитатель на глазах у детей поливает песок из лейки.) «Сырой песок — хороший пирог будет. Смотрите. Сперва соберу в формочку песку, а после этого похлопаю, дабы песок хорошо прилегал к формочке. Вот у меня полная баночка песку. Сейчас с опаской лопаткой уберу лишний песок, дабы он был наравне с краями, положу лопатку и, придерживая левой рукой (смотрите как), скоро опрокидываю формочку, ставлю ее на подставку, постучу лопаткой по донышку: «Пекись, пирожок, пекись». С опаской рукой снимаю баночку. Вот и оказался пирожок. Смотрите, какой прекрасный, кроме того бабочку сверху видно. Попытайтесь сделать сами. Сейчас хороший, сырой песок, мы его полили водой».

Говоря с детьми, интересуясь их игрой, взрослый нечайно обозначает словом действия ребят и свои действия, именует качества материалов. действиями и Своими словами взрослый развивает у детей восприятия и тем самым упорядочивает приобретенные ими знания. Он оказывает помощь ребенку вычленить и обобщить в слове отношения и связи между предметами. Совместная игра, попутные замечания по ходу игр неспешно сказываются на детском развитии, чувственные восприятия деятельно закрепляются детьми. В детских высказываниях отражается их опыт, наблюдательность: «Водичка сверкает, переливается и журчит», «Она яркая, прозрачная», «Она живая, ее в руке не удержишь», «В ней видно шарик, уточку», «Капает: кап, кап, кап», «Она тепленькая», «В ней возможно куколку купать», «Куколка не тонет — она легкая», «Данный шарик утонет — он тяжелый», «У, какой тяжелый песок — громадной пирог будет» и т. п.

Совершенствуется координация перемещений, действия становятся упорядоченными, шире развертывается игра с одними и теми же игрушками.

Управление воспитателя разрешает детям выделять и высказывать значительное в речи («из сырого песка прекрасно делать пирожки», а сухой песок — «он рассыпчатый», «его возможно лишь пересыпать», «он сыплется, как дождик»), и по-иному вести себя в поменянных условиях. В случае если вместо сырого песка дают сухой, дети резонно заявляют: «Не окажется пирожок, песок нужно помочить водичкой», «Из мокренького песка делаются пирожки».

Все это формирует у детей хорошие эмоциональные переживания, доставляет им радость.

Как показывает изучение А. А. Венгер, самые высокие результаты в развитии умственной активности у мелких детей достигаются кроме этого тогда, в то время, когда «не только демонстрируются соответствующие явления, но и дается словесное их объяснение».

Воспитателю необходимо не забывать о ответственной роли слова, и, где это нужно, направляться сопровождать словом действия играющих и собственные действия. Но слово оказывает помощь только при наличии чувственных впечатлений, собственного опыта ребенка. Слово, присоединенное к чувственному впечатлению, дает направление целому последовательности тождественных впечатлений, приводит их в совокупность. Воспитание у детей навыков действования с материалами и осознание их качеств происходит по-различному. Для установления таких качеств, как вода «теплая», «холодная», «чистая», всем детям хватало одной игры с горячей и холодной водой (игра — купание голышек). Различение плавающих игрушек и тонущих носило более долгий темперамент. По окончании 2—3 игр большая часть детей, в то время, когда их просили поиграть лишь с теми игрушками, каковые плавают (либо лежат на дне), верно отбирали игрушки. На вопрос «Сообщи, какие конкретно игрушки ты купаешь?» — дети верно отвечали (те, каковые плавают) по окончании 4 и 6 игр (те, каковые лежат на дне). Объяснения «тяжелый» (лежит на дне) дети дают по окончании 7 игр, а «легкий» (плавает) — по окончании 9 игр.

Существенно стремительнее дети ориентируются в играх с песком. Так, для большинства детей хватает 4—5 игр, дабы они верно различали и именовали уровень качества песка. Для установления последовательности действий потребовалось 6—7 игр.

Игры с водой и песком организуются в различные периоды дня по-различному. Утром, до завтрака, в то время, когда воспитатель занят приемом детей, беседами с родителями, подготовкой к завтраку, дети играются самостоятельно: формуют пирожки, пересыпают песок, делают «печатки» и т. д. Так как дети играются в это время в одном неспециализированном месте и без надлежащего участия воспитателя, песок и воду им направляться давать лишь тогда, в то время, когда дети уже могут целенаправленно функционировать с игрушками и знают правила поведения в таких играх.

Но и в этих обстоятельствах воспитатель обязан не забывать о том, дабы одинаковые дети продолжительно не находились у песочных коробок либо не сидели на корточках в песочных двориках, поскольку это вредно для здоровья ребенка (грудная клетка сдавливается, затрудняя дыхание, позвоночник находится в согнутом положении).

Самым благоприятным периодом, в то время, когда воспитатель может всегда руководить этими играми, будет время прогулки на воздухе и время по окончании сна.

Развивая детские игры, неизменно нужно иметь в виду различные возможности детей. Одним продолжительное время доставляет наслаждение процесс формовки пирожков, вторым (они уже могут делать пирожки) хочется выстроить домик для зайки, детский сад, гараж. Детям, не в полной мере обладающим лопаткой и до конца не исчерпывающим игр с этими игрушками, воспитатель оказывает помощь усвоить разнообразные действия: он показывает, как насыпать песок в форму, как верно ее заполнить, красиво формовать пирожки и т. д. Прекрасные результаты дает привлечение детей к игре методом предложения кроме того самого несложного сюжета: печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого и т. д. Детям, овладевшим этими несложными действиями, даются сюжетные игрушки (курочка с цыплятами, утка с утятами, резиновые куколки) и предлагается выстроить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол, покатать кукол на лодке и т. д. Для таких игр весьма эргономичны выпиленные из фанеры силуэты на подставках: курочка с цыплятами, утка с утятами, домашние животные.

Тут дети еще не строят объемных построек и играются на маленьком пространстве. Они осваивают приемы обращения с материалами (делают ровную дорожку, втыкают прутики, сгребают песок в кучку, роют ямки и т. д.) и правила поведения (не кидаться песком, не отнимать приятель у приятеля игрушек, не брызгаться и т. д.).

Заинтересованность играми с водой поддерживается добавлением новых игрушек из различного материала, с разными, время от времени неожиданными для детей особенностями (к примеру, резиновые звучащие игрушки).

Значимость развития таких игр бесспорна. В них, как показывал А. С. Макаренко, воспитывается творческая рабочая фантазия, которая есть источником созидательной деятельности. Дабы развить игру и перевести ее от знакомства с вещами к созидательной деятельности, требуется кроме этого постоянное управление ею со стороны взрослого.

В случае если в несложных играх воспитатель имел возможность ограничиться ознакомлением детей со особенностями материалов, показом отдельных действий и личной игрой, то при переходе к строительно-сюжетным играм с материалами изменяется и темперамент показа, и форма организации совместной игры.

Строительно-сюжетные игры нуждаются в более идеальных, разнообразных действиях. Кроме того при постройке самого несложного домика ребенок обязан мочь по-различному функционировать лопаткой (при сгребании песка, уплотнении, делании двери, окон), он обязан мочь ориентироваться в качествах и свойствах материалов, в размещении собственной постройки среди построек вторых детей.

Серьёзной задачей педагогического управления в развитии строительно-сюжетных игр есть воспитание у малышей умения совместно играться.

самые благоприятным для развертывания коллективных игр нужно вычислять летний период. Неограниченное количество песка разрешает детям строить на громадном пространстве. Исходя из этого, не считая песочных столов, направляться устроить и песочные дворики для малышей.

Для развития содержательной игры достаточно того, дабы дети в течение игры смогли выстроить две-три постройки. Сначала воспитатель может предложить детям выстроить из песка домики для кукол. По ходу игры необходимо продемонстрировать, как сгребать песок в ровные кучки, как прихлопывать его лопаткой, дабы домики не обваливались, как сделать дверь, окна. Играясь с группой в 4—5 детей, воспитатель неизменно может выяснить, как овладели они несложными действиями и как их используют в новых условиях, и своевременно оказать помощь каждому ребенку овладеть этими действиями.

Для поддержания интереса к игре возможно применять многоцветные флажки, куколки. Дети украшают флажками домики, устраивают «праздник», куклы ходят гулять с флажками, дети им поют песни. Игра на громадном пространстве, введение игрового плана приводят к желанию поиграть у других детей: число играющих возрастает. Игра «Постройка домиков» может длиться в нескольких вариантах, и интерес к ней у детей не должен пропадать. Это достигается внесением новых игрушек. Сочетание ветхого (вторичная постройка домиков) с новым (к примеру, к куклам добавляются домашние животные) придает игре новизну, содействует происхождению новых игровых планов, а следовательно, и оказывает помощь объединению детей.

В этом отношении весьма показательна постройка «гаража для автомобилей». Строя один неспециализированный гараж, дети внимательнее относятся к постройке, стараются сделать ее более прочной и прекрасной.

Оживленно проходят и игры с водой.

На данный момент допускаются большие недочёты в управлении играми с водой и песком в связи с тем, что употребляется только одна сторона развития игры — сюжетно-строительная. Познание ребенком качеств материала остается в стороне, без особого управления.

В конечном итоге игры с водой и песком складываются из двух однообразных по значению элементов: экспериментирования, на протяжении которого ребенок чувственным методом познает качества материалов, и сюжетно-строительного. Для мелкого ребенка они имеют независимое значение.

Слово взрослого занимает особенное место в управлении игрой. Сопровождая показ, слово расширяет познание, вносит последовательность в действия ребенка, включаясь в чувственное восприятие, оно оказывает помощь ребенку глубже понять получаемый в игре опыт. Применение процесса манипулирования материалом для получения ребенком конкретных представлений позволяет переходить к сюжетно-строительной игре, в которой любой ребенок, имея всевозможный игровой опыт, сможет выполнить собственный план.

У детей младшего дошкольного возраста складывается первый опыт игры. Воспитатель младших групп осуществляет на протяжении игры ответственные педагогические задачи: воспитание устойчивости поведения детей, активности, общительности, доброжелательного отношения к товарищам.

Серьёзным условием развития игры детей младших групп есть игрушка. Под влиянием игрушки они находят содержание игры, завлекают жизненный опыт для расширения ее сюжета, что содействует формированию воображения, инициативы. Игра с игрушкой побуждает детей к общению, приучает согласовывать собственные действия с желаниями и действиями своих друзей.

В младших группах формируются первые строительные игры. Их содержание тесно связано с ролевой игрой. Опыт строительных игр у детей складывается под влиянием показа воспитателем путей использования и приёмов стройки постройки в игре с игрушками. Одной из любимых игр детей 3—4 лет есть игра с водой и песком, руководя которой, воспитатель разрешает серьёзные задачи сенсорного воспитания.

Стол-песочница для игры с водой и песком


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: