Игры и упражнения для развития понятийного мышления

Упражнение 1.АССОЦИАЦИИ (связи)

В этом упражнении ребенок обязан назвать все привычные ему слова, которые связаны с приведенными понятиями.

(Родителям, по возможности, необходимо попытаться посетить все названные места вместе с детьми. Это упражнение — необычная программа действий.)

ДОМ, ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА, УЛИЦА, МАГАЗИН, АПТЕКА, ПОЛИКЛИНИКА, БИБЛИОТЕКА, БАССЕЙН, РЫНОК, КИОСК

Упражнение 2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Это одна из самых несложных игр на сравнение. Вы с ребенком — исследователи. Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Любой обязан попеременно выделять в нем какое-нибудь свойство, показатель, особенность в сравнении с другими предметами. Для примера возможно применять следующую схему обследования предмета:

1.Назовите предмет.

2.Охарактеризуйте его показатели: форму, размер, вес, цвет, какой он на ощупькакой он на вкус, запах,

3.Для чего нам нужен данный предмет?

Упражнение 3.СРАВНЕНИЯ

Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах различия и признаки сходства.

I Отыщите сходство

1.На что по цвету похожи огурец; морковь; снег; слива;
2.Что по форме похоже на круг;

3.На что по величине похожи карандаш;книга;

4.На что по материалу похожи тетрадь;

II.Отыщите отличия (нужно указать как возможно больше показателей либо особенностей отличия).

1.Чем отличаются огурец и морковь?

2.Чем отличаются слон и пчела?

3.Чем отличаются тетрадь и книга?

Упражнение 4.ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них имеется что-то общее, их возможно назвать одним словом, а четвертое — от них отличается оно лишнее.

Предугадайте какое слово лишнее? Из-за чего?

Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.

Волк, медведь, корова, белка.

Лошадь, заяц, кошка, собака.

Бабочка, стрекоза, муха. воробей.

Клен, дуб, ромашка, береза.

Апельсин, мандарин, капуста, груша.

Утро, лето, зима, осень.

Январь, среда, март, июнь.

Вторник, зима, среда, пятница.

Красный, мизинец, зеленый, светло синий.

Петров, Гена, Смирнов, Белов.

Кукла, мяч, волчок, шашки.

Прямоугольник, линейка, квадрат, овал.

А, Б, один, В.

Рубанок, балалайка, гитара, гармонь.

Российская Федерация, Япония, Москва, Италия.

Почва, Марс, Санкт-Петербург, Венера.

Волга, Дон, Нева, Сталинград.

Ливень, ветер, снег, град.

Золото, серебро, железо, кирпич.

Колбаса, творог, сыр, молоко.

Батон, булочка, баранка, пирожное.

Перец, гвоздика, корица, банан.

Холодильник, пистолет, пылесос, мясорубка.

Прыжки, бег, плавание, вязание.

Халва, булочка, камень, яблоко.

Упражнение 5ПРОДОЛЖИТЕ! (Вид — вид)

Красный, … (желтый, зеленый). Сапоги, … (тапочки, ботинки). Диван, … Тарелка, … Кепка, … Волга, … Москва, .. . Кошка, … Грач, … Тюльпан, … Зима, … Вторник, … Колобок, … Футбол, … Мизинец, … Тигр, … Береза, …

Упражнение 6.Понимаете ЛИ ВЫ? (Род — вид)

Упражнение развивает свойство к конкретизации понятий. Ниже даны родовые понятия. Ребенку нужно назвать как возможно больше видовых понятий (для детей пяти лет — 3, для шести-семи лет — не меньше 5). В случае если ребенок затрудняется, ему необходимо оказать помощь усвоить малоизвестное понятие. Он лучше осознает и запомнит слово, в случае если заметит предмет, потрогает его, почувствует его запах, услышит его звучание (само собой разумеется, в случае если это вероятно).

Существует вариант данной игры, что позволяет развивать не только свойство к конкретизации понятий, но и координацию перемещений. Ведущий задает крохе (в случае если занятие проводится в группе детей, то попеременно каждому ребенку) неспециализированное наименование, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. К примеру, попросите ребенка назвать 5 названий растений.

Проговаривая каждое наименование, он обязан одной рукой бить мяч об почву:Я знаю пять названий растений: ромашка — раз, одуванчик — два, роза — три, гвоздика — четыре, тюльпан — пять. Количество таких слов возможно и не ограничивать, тогда ребенок обязан назвать их как возможно больше.

Задания выполняются неспешно, это программа работы с ребенком на долгое время. домашние животные (коза, корова, кошка …).

дикие животные, птицы, рыбы, насекомые, деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, время суток, одежда,головные уборы,обувь, украшения,пальцы (назвать все),имена,фамилии,игрушки,времена года,месяцы,дни семь дней, буквы,числа,сказки,стихи,загадки, инструменты,музыкальные инструменты,транспорт,страны, планеты, реки, осадки, металлы, виды спорта,школьные принадлежности, игры, цвета,фигуры ,продукты питания, молочные продукты,мясные продукты,хлебо-булочные изделия,кондитерские изделия,крупы,пряности,ткани, стройматериалы,бытовые устройства,сельскохозяйственные автомобили,породы псов,бронетехника, марки машин

Упражнение 7.НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ (вид-род)

Вы именуете три слова, относящиеся к одной группе, а ребенок обязан назвать их одним обобщающим понятием (верный ответ указан в скобках).Совсем необязательно, дабы обобщающим было лишь одно слово. Частенько обобщающие понятия складываются из двух слов, и чем правильнее ребенок подберет обобщающее понятие, тем лучше. Эту игру возможно проводить и в группе детей . Для этого достаточно ввести лишь одно правило: обобщающее слово необходимо назвать как возможно стремительнее; побеждает тот, кто сделает это первым.

Назовите одним словом (в некоторых случаях нужно применять два слова).

Волк, заяц, лиса……………… (дикие животные).Корова, овца, собака…Воробей, ворона, синица…
Муха, бабочка, жук…Дуб, береза, сосна…Ромашка, колокольчик, астра…Помидор, огурец, морковь…
Яблоко, груша, апельсин…Клубника, земляника, малина…Орешник, сирень, смородина…
Опята, лисички, подберезовики…Лето, зима, осень…Январь, февраль, март…Понедельник, вторник, среда…
Утро, сутки, вечер…Ложка, тарелка, сковорода…Платье, штаны, куртка…Бусы, серьги, брошь…
Автобус, троллейбус, самолет…Круг, квадрат, треугольник…Кепка, шляпа, шапка…Ливень, град, роса…
Тетрадь, линейка, ранец…Железо, медь, серебро…Пшено, рис, гречка…Сметана, творог, кефир…
Мясорубка, пылесос, кофемолка…Пианино, баян, гитара…Автомат, винтовка, пистолет…
Российская Федерация. Китай, Германия…Вафля, печенье, конфеты…Петрушка, перец, лавровый лист…
Шелк. ситец, шерсть…Шашки, шахматы, домино…Песок, цемент, щебень…Йод, аспирин, горчичник…
Бульдог, пудель, болонка…Танк, БТР, армейский самолет…Комбайн, трактор, сенокосилка…

Упражнение 8.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

1.Назовите по порядку: а) числа от 1 до 10 (20);б) буквы алфавита:в) времена года;г) части дней;
д) дни семь дней;е) заглавия месяцев;ж) порядковые числительные (первый,…);з) падежи;и) цвета радуги.

2.Что пропущено?а) 1, 2, 4, 5;10, 9, 7, 6;б) а, б, г, д, е;в) лето, осень, весна;г) сутки, ночь, утро;
д) январь, февраль, апрель;е) понедельник, вторник, четверг;ж) первый, второй, третий, пятый;
з) именительный, дательный, винительный, творительный, предложный; и) красный, оранжевый, желтый, светло синий, светло синий, фиолетовый.

ЗАГАДКИ. А у вас развито логическое и дедуктивное мышление? Удостоверимся в надежности?


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: