Игровые процедуры на тренинговых занятиях

До тех пор пока обращение шла о детской игре – спонтанной и терапевтической – и ее главных чертях. А на данный момент обратим внимание на то, что и со взрослыми людьми эксперты также в далеком прошлом и увлеченно играются. Но не в прятки либо салочки, а в деловые и ролевые игры.

Деловые игры значительно чаще используются для ответа организационно-производственных задач как конкретно на фирмах и в учреждениях, так и при переподготовке и подготовке руководящих и инженерных кадров. Историю их происхождения эксперты возводят к 1932 году, в то время, когда М. М. Бирштейн провела в Ленинграде деловую игру по организационно-производственным опробованиям. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. В психотерапевтических тренингах деловые игры употребляются, но, в большинстве случаев, в пара урезанном виде, потому, что в большинстве случаев отражается недостаток времени и ведущий отдает предпочтение более терапевтическим процедурам. Так как что бы ни говорилось, деловые игры все-таки деловые, а не психотерапевтические, т. е. они в основном связаны с нацеленностью на решение административных, производственных либо учебных задач. А тренинг, даже если он проводится для менеджеров, по-любому, – про второе.

Ролевые игры изначально базировались на теории ролей, которую – любой по-своему – разрабатывали Дж. Мид, Дж. Морено и Р. Линтон. на данный момент они используются весьма обширно – как в направлениях психотерапии, признающих катарсис (социометрия и психодрама, гештальттерапия, группы встреч, первичная терапия Янова, трансакционный анализ и др.), так и в бихевиористской психотерапии. В тренинговых группах, ориентированных на личностный рост, самопознание и саморазвитие, ролевые игры кроме этого используются весьма деятельно, не смотря на то, что и далеко не исчерпывают все игровое содержание занятий.

В то время, когда психологи говорят об применении игры в тренингах, то довольно часто именуют целью для того чтобы применения психокоррекцию. Отметим, что сам термин коррекция психологического развития как определенная форма психотерапевтической (правильнее, психотерапевтической) деятельности в первый раз появился в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. В том месте он свидетельствует исправление недочётов, отклонений в развитии ребенка. В будущем по мере развития прикладной возрастной психологии случилось расширение сферы приложения понятия коррекция на область обычного психологического развития. Психокоррекцией нарекли чуть ли не любое проявление активности психолога-практика, выходящее за рамки диагностики. На отечественный взор, использование этого термина направляться сократить сферой психотерапевтических действий психиатров, патопсихологов, психотерапевтов по поводу невротических неврозов и состояний в условиях обычного развития либо задержки психологического развития, обусловленной социально-психотерапевтическими и педагогическими обстоятельствами.

В случае если же речь заходит о тренингах развития самосознания либо личностного роста, то суть психотерапевтических игр в этом случае пара другой. Тренинг развития самосознания не преследует цели коррекции через игру, он ориентирован на помощь людям в саморазвитии через игру. О том, в чем содержится отличие между оказанием помощи и коррекцией в саморазвитии, мы самую малость и поболтаем.

Термин коррекция подразумевает целенаправленное психотерапевтическое действие сверху, чтобы привести психологическое состояние человека в соответствие с заблаговременно известной нормой психологического развития. Это указывает внешнее, постороннее вмешательство, иногда достаточно твёрдое, в те либо иные психологические проявления человека (в зависимости от содержательно-психотерапевтической направленности в рамках обычного онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, профилактика и коррекция развития невротических неврозов и состояний).

Цель же психотерапевтических игр в тренинге состоит не в том, дабы поменять человека, скорректировав его в сторону большего соответствия некоему социальному стандарту, а, наоборот, в том, дабы оказать помощь ему утвердить собственный Я, чувство собственной сокровище, предложить испытательный полигон для работы с самим собой. Ведущий тренинга исходит из гуманистического постулата о том, что любой участник группы, как и любая личность, неповторим, самоценен и владеет внутренними источниками саморазвития. Ограничение целей тренинговой работы задачами личностного самоопределения, самопознания, самооткрытия и самораскрытия через развитие эмоции Я и свободы настоящего самовыражения определяет круг своеобразных неприятностей, подлежащих разрешению в следствии тренинга:

  • нарушение целостности Я-образа, неадекватная самооценка;
  • негативное самоотношение и обусловленная им тревожность;
  • низкий уровень саморегуляции, неудовлетворенность собой, неуверенность в собственных силах.

Психотерапевтические игры в тренинге открывают перед участником группы возможности, возможно, не дешёвые ему в других условиях: человек в игре вольно обращается со смыслами и значениями и тем самым раскрепощает собственные интеллектуальные ресурсы, расширяет поле сознания, усиливает веру в собственные силы, развивает творческие свойства, талант к общению, закладывает этические и нравственные базы практического поведения.

Самое ответственное – он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.

Игра, используемая на тренинге, разрешает взрослому человеку снять оковы снаружи благопристойных и привычных социальных норм со собственного внутреннего ребенка, высвободить его от цензуры Супер-Эго, как сообщили бы психоаналитики. Выскочивший чертик из табакерки оказывается вовсе не таким страшилищем, которого нужно держать взаперти, а весьма кроме того красивым созданием, владеющим таким забытым, но таким очаровательным преимуществом, как спонтанность (просматривай – подлинность). Отброшенная маска взрослой разумности осознается сейчас атрибутом надуманного мира, девиз которого: Как бы чего не вышло. И человек испытывает непередаваемое наслаждение погружения в процесс проявления собственного детского Я – живого, искреннего, увлеченного. Для многих это страно: выясняется, детство-то не осталось в прошлом, оно живет в нас и по сей день празднует освобождение. Но если бы эффект психотерапевтических игр заключался лишь в этом, не требуется было бы организовывать тренинговые группы достаточно пригласить энергичного массовика-затейника либо, по новым временам, напористого шоумена, что посредством нехитрых манипуляций вынудил бы нас впасть в детство.

В психотерапевтических тренинговых играх большее значение имеет не сам процесс игры, довольно часто дарящий участникам массу хороших чувств и прочищающий, как любая хорошая детская игра, каналы творческой спонтанности и инициативы, а осмысление, рефлексия происходящего по окончании игры. В случае если этого не делать либо делать неосторожно, то ведущий тренинговой группы может смело писать на собственной визитке эксперт по развлекательным мероприятиям и стереть слово психолог.

задания и Вопросы для самоконтроля

1. Каковы самые важные атрибуты игры? Охарактеризуйте значение каждого из них.

2. В чем состоят изюминке детской игры, разрешающие применять ее как психотерапевтическое средство?

3. В чем содержится диагностическая функция игры?

4. Скажите необходимое слово: ……… игры, ограничивая степени свободы, допускают, но, вариативность поведения и разнообразные импровизации. Так, игра образует необходимости и противоречивое единство свободы, заданности и гипотетичности, жесткости игровых условности и обстоятельств поведенческих границ.

5. Что такое деловая игра?

6. В каких практических психотерапевтических школах употребляются ролевые игры? Каким целям они помогают?

7. Правильно либо неверно:

a. В психотерапевтическом тренинге не нужно использовать деловые игры, потому, что их цели не являются психотерапевтическими.

b. В психотерапевтическом тренинге игровой элемент есть неотъемлемым элементом всех (либо практически всех) групповых процессов.

c. Единственной целью применения игр в психотерапевтическом тренинге необходимо вычислять психокоррекцию.

8. Объясните, в чем состоит отличие между помощью и коррекцией в саморазвитии.

9. Сформулируйте, в чем заключаются самые важные цели применения игровых процедур в тренинге.

10. Какие конкретно процедуры являются нужными, дабы игра в тренинге стала женой рамки развлекательного мероприятия?

ТИМБИЛДИНГ ИГРЫ УПРАЖНЕНИЯ. СПОСОБЫ — Алексей Осипенко / Тренинг Тимбилдинг

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector