Идеологический дискурс

Сотрудничество идеологий на политическом пространстве обозначается в науке понятием «идеологический дискурс». Причем идейные контакты разнообразных программ и доктрин, в большинстве случаев, развиваются в двух направлениях. С одной стороны, идеологии в первую очередь пробуют очертить отношения со собственными самые ярыми противниками, контакты с которыми формируются на правилах дистанцирования, обоюдной закрытости друг от друга и острой полемики. В конечном итоге таковой «диалоговый» режим дискурса ведет к усилению политической напряженности. Иначе, идейные контакты приверженцев тех либо иных идеологий с более приемлемыми по политическим соображениям партнёрами и конкурентами предполагают возможность сближения а также заимствования ими приятель у приятеля тех либо иных программных, теоретических положений, требований, лозунгов и т.д. Такие связи обогащают содержание идейных совокупностей и в конечном итоге предполагают синтезирование, объединение родственных либо родных по духу теорий, что не имеет возможности не усиливать порядок и политическую стабильность в обществе.

Идеологический дискурс – явление многоуровневое. Так, в нем постоянно присутствует полемика, высказывающая самые общие тенденции борьбы тех либо иных идей в духовной воздухе всего человечества. К примеру, в XVII в. это был спор носителей суверенитетов (накороля и рода); во второй половине XIX в., проходившей под знаком развития и интенсивного формирования индустриального общества, дискурс нес на себе явный отпечаток идейной борьбе социалистической и либеральной идеологий. На данный момент борьба традиционных и модернизируемых стран «укрупнило» выговоры идейной дискуссии. Наровне с поощрением самых разнообразных идеологических споров основной водораздел время совершило между идейными течениями, защищающими совершенства гуманизма, человечности и демократии, с одной стороны, и теориями, оправдывающими принуждение, террор и физическое принуждение как приоритетные способы достижения собственных политических целей, – с другой.

Такое положение предопределило и соответствующую эволюцию идеологических совокупностей: с одной стороны, сближаются политические теории либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, христианско-демократической идеологии и некоторых вторых, а с другой – в один момент нравственно и идейно объединяются фашистские, экстремистские, шовинистические, фундаменталистские, расистские и подобные учения. Так, выравнивание понятий у приверженцев «гуманистических» идеологий в отношении прав человека, демократии, защиты моральных и домашних ряда и ценностей политических сокровищ сочетается с оправданием и распространением насилия и терроризма как использования способов власти и главных захвата приверженцами иных политических совершенств.

Одновременно с этим темперамент идейного спора на глобальном уровне дискурса все большее влияние оказывает заметно усиливающий собственные позиции технократизм, в принципе отрицающий свойство социальных теорий поменять что-либо значительное в политическом мире. В качестве единственной силы он признает технику. Как вычисляет, к примеру, X. Шельски, народовластие в обществе делается ненужной из-за возрастающего могущества техники, не нуждающейся в узаконении власти.

Наровне с такими глобальными измерениями дискурса для него свойственны и особенности идейной полемики, ведущейся на региональном уровне. К примеру, в группе устойчивых, стабильных государств демократической ориентации идеологические споры в базном касаются частичных разногласий по вопросам текущей политики. Исходя из этого острота дискурса тут мала, а роль идеологий минимизируется. В государствах же, в которых лишь еще идет процесс национальной консолидации либо определяются пути предстоящего развития страны, дискурс наполнен острыми спорами национальных идеологий, либеральных и социалистических воззрений.

И наконец, третьим уровнем дискурса являются споры между ведущими теориями в рамках одной страны. Тут проявляется вся специфика политической палитры властных взаимоотношений. К примеру, в Российской Федерации такое страновое наполнение дискурса снабжает полемика представителей трех главных теорий: социалистической, националистической и либерально-демократической. От характера этого идеологического соперничества конкретно зависят и темпы реформирования, и определение будущего нашей страны.

Лекция Виктора Левицкого

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector