Идея общественно-исторической закономерности

Запрещено претендовать на его природы истории и знание общества, не изучив социально-исторические закономерности: это решающий принцип в подходе к изучению любых явлений сущего, среди них и социально-исторической действительности.

История общества отличается от истории природы в первую очередь тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Жизнь общества во всей ее полноте, со всеми ее иногда кажущимися абсурдными событиями имеется все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная совокупность, подчиняющаяся определенным законам развития и функционирования.

В собственных действиях люди исходят из мотивов и потребностей, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов сливаются в поток действий весов, социальных групп, партий, кабинетов министров. На протяжении публичной судьбе появляются и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, верные и фальшивые идеи. Сталкивается очень много личных и групповых, национальных и интересов и межгосударственных целей. Бушует море людских страстей — возвышенных и низменных, добропорядочных и от-вратительных. Бурлит поток противоречивых ненависти — и чувств любви, добра и зла.

Существует ли логика истории? Возможно ли отыскать в чередовании отдельных событий какой-то направленность и порядок? Либо социальная судьба — это недоступный пониманию хаос? В лабиринте истории тянется ариаднина нить — публичная закономерность. Вне публичной закономерности немыслима никакая жизнь людей, потому что тогда, не имея жёсткой точки опоры, ни в чем не было возможности бы быть уверенным, ничто не было возможности бы знать и предвидеть и ни за что не было возможности бы поручиться.

Но не нужно воображать дело так, словно бы история начинается вне и кроме деятельности человека. Люди собственными совокупными упрочнениями, а не какие-то надличностные силы творят историю. Определенные публичные отношения совершенно верно так же являются про-дуктом деятельности людей, как и станок, и компьютер. И не смотря на то, что законы публичного развития проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они однако носят не субъективный, а объективный темперамент, потому что не зависят от сознания и воли отдель-ных (простых) индивидов. Поэтому-то не смотря на то, что законы истории и создаются самими людьми, но люди позже уже подчиняются их власти как чему-то надличностному: тогда говорят, что законы «руководят» ходом исторических событий.

Так в чем же сущность публичной закономерности? Законы развития общества — это объективные, значительные, нужные, повторяющиеся связи явлений публичной судьбе, характеризующие главную направленность социального развития. Так, с повышением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно ведет к возрастанию роли субъективного фактора в историческом ходе и т.д.

Само определение законов истории порождает вопрос: подобны ли они законам природы либо у них имеется собственная специфика и в случае если да, то в чем она содержится? Очевидно, между этими законами имеется что-то общее: и те и другие отвечают всем чертям понятия закона, т.е. вскрывают нужное, значительное в явлении: как таковые, они действуют объективно. Специфика же публичных законов, в о – п е р в ы х, пребывает в том, что они появились вместе с происхождением общества и потому не вечны. В о – в т о р ы х, как уже отмечалось, законы природы происходят, тогда как законы развития общества делаются. В – т р е т ь и х, это показывает их более сложный темперамент, что зависит от большого уровня организации социума как формы перемещения действительности. Мир разумных существ управляется далеко не с таким совершенством и с таковой точностью, как мир физический: не смотря на то, что у него и имеется собственные своеобразные законы, он не нужно им с той неукос-нительностью, с которой физический мир направляться своим законам. Отдельные разумные существа, владея своеволием и свободой воли, смогут заблуждаться и исходя из этого смогут и не выполнять, нарушать (вольно либо нечайно) законы общества. В – ч е т в е р т ы х, в развитии и жизни общества намного больший место и удельный вес имеют статистические законы: в исторических событиях многое подвластно случайности.

Личное в историй — это конкретная форма обнаружения значительно неспециализированного. Но в публичной судьбе, в истории уникальность, неповторимость событий обретает громаднейшую полноту. Общее тут не нивелирует единичное, как бы обезличивая его, но, наоборот, может осуществляться лишь при условии громаднейшей полноты проявления неповторимого, выступая не как динамические законы природы (к примеру, закон тяготения), а как статистические, как тенденция, допускающая отклонения в сторону от магистрального пути глобальной истории. Наряду с этим публичный закон выступает не просто как тенденция (которая и сама может оказаться случайной, скоропреходящей), а как ведущая, главная тенденция.

Случайность в истории выступает как более либо менее адекватная форма проявления необходимости. Тут случайности, как бы взаимно «погашаясь», содействуют обнаружению определенной закономерности. Но имеется случайности другого типа, каковые, являясь для исторического процесса чем-то посторонним, вторгаясь как бы co стороны, смогут внести в него важные и подчас роковые коррективы.

Общество в собственном развитии проходит как следует определенные этапы. На каждом из них действуют и неспециализированные законы, характеризующие как раз повторяющееся, устойчивое в истории, и своеобразные, проявляющиеся лишь в ограниченном историческом времени и пространстве. Неспециализированные и особые законы взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, потому, что последние характеризуют качественную определенность каждой публично-экономической формации, показывая ее исторически преходящий, изменчивый темперамент. Неспециализированные же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое.

Закономерность исторического явления (часть 1): Циклика


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: