I. послание великого старца пустынника к брату, вопросившему его о помыслах

Похвальное желание показал ты, о любимый,- желаешь слышать слово Божие на утверждение себе, на сохранение от зла и поучение ко благу. Но надобно бы было тебе поучаться этому от правильно разумеющих. Ты же требуешь сие от меня, неразумного безбожника. Потому что я и среди поучающихся непотребен. Вследствие этого продолжительно не желал браться за это писание и отлагал его, не вследствие того что не желал послужить твоему благому произволению, но для неразумия и грехов моих. Потому что что я могу сообщить, не сотворив сам ничего благого? И что за разум у безбожника — одни грехи. Но потому, что неоднократно понуждал ты меня на это, чтобы писать мне тебе слово для созидания добродетелей, и я дерзнул написать тебе то, что выше меры моей, потому что не имел возможности презреть прошение твое, дабы не обидеть тебя более.

Вопрошание же твое — о находящих помыслах тяжёлого мiрского жития. И сам ты, имея опыт искушения, разумеешь, сколько развращения и скорби имеется в мiре сем мимоходящем, и какое количество злодеяний сотворяет он любящим его, и как смеется он над посмертной судьбой трудившихся на него; думается сладок, в то время, когда ласкает вещами, но потом оказывается неприятным. Потому что чем более [люди] стремятся стяжать мiрские блага, тем более попадают под власть мiра [сего] и тем более возрастают скорби, порождаемые им. И думают [они], что мiр благ, но он благ только по собственной видимости, а в же выполнен многого зла: но тем, кто имеет разум действительно благой, мiр этот очевидно раскрывает собственную сущность, да не возлюбят они мiр.

По скончании же жизни этот что происходит? Утверди собственную идея в сообщённом. В случае если кто славу, и честь, и достаток имел, не все ли они обратились в ничто? Как тень мимо прошли, и как дым провалились сквозь землю? И многие из тех, кто обращался к вещам мiра этого и любящих его на протяжении молодости и благоденства собственного, были скошены смертью собственной как цветы полевые и не по собственной воле отведены были из этого. А в то время, когда пребывали в мiре сем, не разумели злосмрадия его, но тщетно стремились стяжать украшения и покой телесный, пробуя отыскать методы стяжания прибытков мiра этого. Они совершенствовались в учениях, каковые приносят венцы славы в веке сем преходящем. И не смотря на то, что все это они взяли, но будущим и нескончаемым блаженством пренебрегли. Что возможно сообщить о людях сих? В целом свете нет безумнее их, — как сказал некоторый премудрый святой старец?

Бывают люди и более благоговейные, каковые чрез хранение ума собственного в помышлениях жажды спасения души, чрез борение со страстями; они подражают примерам добродетели, хотя отделить себя от мiра этого, но не смогут вырваться от сетей его.

Тебя же возлюбил Всевышний и изъял из мiра этого, и поставил тебя на служение Себе, по милости и благоустроению Собственному. Того для обязан ты премного благодарить милость Его, и творить все, что по силам, ко благоугождению Его, и ко спасению души собственной, старое забывая, как непотребное, устремляясь же к новым добродетелям, потому что благоприятны они для стяжания судьбы вечной; с удовольствием стремись к почестям вышнего звания, каковые достигаются подвизающимися во имя небесного отечества. В противном случае, что ты сказал мне о помыслах нечистых, каковые насылает неприятель душ отечественных, о том не очень сильно скорби и не ужасайся. Потому что не только нам, немощным и страстным, от них постыжение не редкость, как говорят отцы, но и пребывающим в преуспеянии и в житии достохвальном, и благодати духовной частично сподобившимся. У них же бывают борения многие с таковыми помыслами, и подвиги великие они совершают, и посредством благодати Божией чуть отгоняют помыслы сии, стремясь постоянно отсекать их.

И ты утешайся этим, но шепетильно отсекай лукавые помыслы, постоянно побеждай их молитвой: Господа Иисуса призывай. Этим призыванием отгонишь их, и не так долго осталось ждать отойдут, как сказал Иоанн Лествичник: … Бей супостатов именем Иисусовым; потому что нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле (Лествица 21, 7). В случае если же очень сильно укрепились ратующие против тебя, то, возведя очи на небо и воздев руки, усердно произноси с умилением молитву: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; Ты, Господи силен еси и Твой имеется подвиг, Ты ратуй за нас и победи, Господи (ср.: Пс. 6, 3; Лествица 15, 80). И в случае если молитву сию будешь творить неленостно, всему обучишься и будешь знать, как силою Всевышнего все искусы побеждаются. Твори же какое-нибудь рукоделие: потому что этим лукавые помыслы отгоняются, таково было откровение безобидное, переданное некоему из великих святых (ср., напр., Старый патерик: Преп. Антоний Великий, 75). Учи кроме этого из писания наизусть, прилагая к сему собственный разум полагая, потому что это сохраняет нас от нашествия бесовского. Это было открыто святым отцам. Ограждай себя от лицезрения и слышания бесед неподобающих, порождающих страсти и усиливающих нечистые помыслы, и Всевышний окажет помощь тебе.

Страхования (страхи) же, о которых ты пишешь,- это младенческое обыкновение немужественных душ; тебе же это не характерно. И в то время, когда находят эти страхования на тебя, борись [с ними], дабы не побеждали они над тобой, утверди сердце собственный в уповании на Всевышнего, и скажи себе так: “Имею Всевышнего, Что хранит меня, без воли Его не имеет возможности никто ни в чем повредить мне. В случае если же попустит Он мне пострадать, то я беспрекословно принимаю это и не желаю мешать выполнению воли Его, потому что Господь знает более меня и хочет мне хороша. За все это благодарю я благость Его”. И без того, по благодати Божией, будешь иметь благое дерзновение. На страхования же постоянно вооружайся молитвою; и в случае если в каком-либо месте отыщут они на тебя, то еще более приложи старание, и, сложив руки крестообразно, Господа Иисуса призывай. Посредством Всевышнего, не убоишися от страха нощнаго и от стрелы, летящия во дни (Пс. 90, 5). Вот то, что имеет отношение к страхованиям.

И о всем другом похвальном, честном и добродетельном помышляй и таковые дела твори; будь умён на благое; всякую же злобу ненавидя, пребывай в послушании [духовному] прочим отцам и наставнику в Господе во всяком деле благом. Работу же, которую ты сейчас несешь, либо иную — в будущем, выполняй с радостью, шепетильно и благообразно, как служение Самому Христу; потому что ты совешаешь служение для святой братии. В случае если придется тебе произносить слово, задавать вопрос либо отвечать кому-либо, делай это благочестиво и доброжелательно, с любовью духовной и с подлинным смирением, без лености и не обижая брата. Имей общение с благоговейными отцами, но только в надлежащее время и в меру. Творящих же иное избегай.

Храни же себя и старайся не укорять и не осуждать никого ни в чем, даже в том случае, если и заметишь что-либо не благоугодное. Но вини во всем самого себя, безнравственного и непотребного.

В случае если будет нужна тебе что-либо от настоятеля либо других назначенных и имеющих к этому отношение отцов, то прежде помолясь, поразмысли, полезно ли это тебе, и только после этого задавай вопросы. В случае если же прошение твое не будет удовлетворено, даже в том случае, если и казалось тебе оно благим, не скорби и не ожесточайся, но покажи долготерпение, выполняя [внутреннюю] тишину и смиренно ожидая. И в случае если будешь стремиться ко благоугождению Божию и ко спасению души собственной, то в надлежащее время подаст тебе Всевышний руку помощи и откроет ближним Собственную волю, чтобы подать потребное тебе.

Будь же усерден к слушанию Божественных писаний, и этими словами как водой живой напояя собственную душу, стремись к посильному выполнению их. Старайся кроме этого повиноваться тем, кто разумеет Божественные писания, кто владеет мудростью духовной и славится добродетельным житием, и подражай им в жизни собственной.

Терпение имей в скорбях и за обидевших тебя молись, как за собственных покровителей.

И еще раз говорю: разумей Божественные писания, повествующие о благодеяниях Божиих, о том, как с древних времен святые, творившие правду, приобретали обетования (Евр. 11, 33), ходя по дорогам добродетелей; не только беды и скорби претерпели, но смертью и крестом сопровождалась стезя их. Это знамение любви Божией, в то время, когда скорби приходят человеку от делания правды, и это дар Божий, свидетельствует апостол, сие от Всевышнего, по причине того, что вам дано для Христа не только верить в Него, но и мучиться за Него (Флп. 1, 28-29). Потому что через это человек делается как бы соучастником страстей Христовых и подобен святым, претерпевшим скорби за Имя Его, и как раз так благословит Всевышний любящих Его, отправляя им искушения скорбей. И тем отличаются любимые Божии от других — они пребывают во скорбях; любящие же мiр — в обжорстве и покое радуются. Это путь правый, претерпевать искушения скорбей за благочестие и, наставляя на данный путь, Всевышний приводит страдальцев Собственных в судьбу вечную. Этого для подобает нам с удовольствием шествовать непорочно этим методом, выполняя заповеди Господни и благодаря Его всем сердцем за то, что ниспослал нам благодать сию, возлюбив нас. Будем постоянно молиться о благодати Его и хранить память о скончании судьбы собственной скорбной и о нескончаемом блаженстве будущего века. И Всевышний всякой утешения и радости подаст покой сердцу твоему и сохранит тебя в страхе Собственном, по молитвам Пречистой всех святых и Богородицы.

Помни меня, безнравственного, в молитвах собственных, потому что я только свидетельствую о добром, но отнюдь не выполняю этого, да избавит меня Господь от нечистоты грехов.

О помыслах хороших и злых. Паисий Святогорец


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: