И государственный долг

Госбюджет – роспись национальных расходов и доходов за определенный период, утвержденный в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается один год.

Бюджетная совокупность – совокупность бюджетов страны, административно-территориальных единиц и независимых в бюджетном отношении учреждений, университетов.

В Российской Федерации бюджетная совокупность достаточно сложная. Она включает в себя бюджет страны, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды.

Любая из составных частей исполняется раздельно, а в целом они воображают консолидированный бюджет страны.

В макроэкономике под страной понимается совокупность всех учреждений и государственных институтов, и расходы и доходы страны воображают в агрегированном виде.

Под недостатком госбюджета понимается сумма превышения затрат страны G над его доходами T в пределах денежного года:

Д = G – T. (21.1)

Бюджетный избыток (профицит) – сумма превышения доходов страны над его затратами в пределах денежного года.

Различают структурный и циклический недостаток.

Структурный недостаток является разностью между текущими доходами и государственными расходами, каковые имели возможность бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей совокупности налогообложения.

Циклический недостаток – это недостаток, появляющийся в следствии недополучения рассчетных доходов из-за спада в Экономике, он равен разнице между фактическим и структурным недостатками.

Госдолг – это сумма накопленных бюджетных недостатков за минусом бюджетных профицитов.

Недостаток бюджета может обслуживаться двумя методами:

1) посредством кредитов центробанка,

2) методом эмиссии национальных ценных бумаг.

Первый метод употребляется кабинетами министров слаборазвитых стран, и государствами с переходной экономикой. Данный метод неизменно инфляционный, т.к. происходит монетизация недостатка госбюджета.

В экономически развитых государствах недостаток обслуживается неизменно через эмиссию национальных ценных бумаг.

В этих условиях госдолг возможно трактовать как размер задолженности страны обладателям национальных ценных бумаг. Наряду с этим методе кроме этого может происходить монетизация недостатка, но лишь при условии, что приобретение национальных облигаций на открытом рынке осуществляется Центробанком. В случае если же все облигации размещаются среди предпринимательских фирм и домашних хозяйств, монетизации не происходит.

Главный вопрос бюджетной политики: обязан ли бюджет быть сбалансированным? Либо сбалансированность должна быть подчинена целям стабилизации экономики?

Существуют три вида концепций бюджетной политики:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета;

2) концепция циклически сбалансированного бюджета;

3) концепция функциональных финансов.

Концепция ежегодного балансирования бюджета предполагает, что у страны не должно появляться ни недостатка, ни профицита бюджета независимо от экономической обстановки. Она строится на хорошей теории, в соответствии с которой фискальная политика не оказывает стабилизационного влияния, а только перераспределяет доходы.

На данный момент большая часть стран отказалось от таковой политики, потому, что ежегодное балансирование бюджета ведет к усилению циклических колебаний.

Во второй концепции (балансирования бюджета на циклической базе) совмещаются две идеи:

а) фискальная политика есть одним из главных инструментов регулирования экономики;

б) необходимость балансирования бюджета.

Авторы данной концепции уверены в том, что допустимы краткосрочные отклонения (в отдельные годы бюджет возможно дефицитным или профицитным), но по результатам определенного периода времени (среднесрочного экономического цикла) бюджет должен быть сбалансирован. Дефицитность бюджета допускается в периоды экономических спадов. В такие периоды государство пытается стимулировать производство, снижая налоги и увеличивая национальные затраты. Но данный недостаток должен быть погашен в периоды экономического подъема, в то время, когда национальные затраты уменьшаются, а налоги смогут увеличиваться.

Эта концепция возможно реализована как посредством дискреционной фискальной политики, так и посредством встроенных стабилизаторов.

Использование на практике таковой политики продемонстрировало, что амплитуда колебаний в рамках экономического цикла возможно сглажена на 30-35%. Но при через чур большой длительности фазы спада, применение данной концепции может привести к значительному госдолгу.

В концепции функциональных финансов неприятность стабилизации экономразвития выходит на первый замысел, а сбалансированность бюджета рассматривается как второстепенная. Авторы данной концепции уверены в том, что бюджетный недостаток допустим в периоды экономического подъема. Его цель — поддержание состояния полной занятости ресурсов. Но в процентах ко всему госбюджету его недостаток не должен быть больше темпы роста поизводства. В этом случае недостаток бюджета без особенного труда возможно погашен методом размещения и выпуска национальных ценных бумаг.

Так, сегодняшние неприятности государственного долга и дефицитности бюджета перекладываются на будущие поколения, но приверженцы таковой концепции уверены в том, что при полной занятости и стабильных темпах роста и в будущих периодах государство будет проводить ту же политику. Рост госдолга не приведет к банкротству страны при условии прекрасно отлаженной высокой степени и финансовой системы доверия к национальным университетам. Такая позиция обосновывается следующими доводами:

1) при данной политике госдолг возвращать не нужно, т.к. национальные облигации составляют большую часть портфеля любого инвестора, причем количество вложений в национальные бумаги всегда возрастает с ростом ВВП; в следствии неприятность национальной задолженности сводится не к возврату госдолга, а к его обслуживанию методом выделения бюджетных денег на выплату процентов по национальным полезным бумагам;

2) государство имеет целый комплект инструментов понижения бремени госдолга, к примеру, методом повышения финансовой массы страны;

3) государство постоянно имеет возможность поднять налоги для повышения бюджетной части.

Сейчас большая часть экономически развитых государств используют эту концепцию на практике. При ее применении поднимаются вопросы: каковы максимально допустимые размеры недостатка государственного долга и государственного бюджета, какие конкретно факторы кроме фактически недостатка бюджета смогут оказывать влияние на размер задолженности страны?

О величине дефицита и размере задолженности бюджета делают выводы по доле этих показателей в ВНП. Но вопрос о критическом удельном весе остается нерешенным. Конкретно утверждается только следующее: размер госдолга делается непосильным бременем для бюджетной совокупности, в случае если процентные выплаты по нему так громадны, что становятся главной причиной недостатка госбюджета. Исходя из этого при анализе динамики национальной задолженности недостаток разделяется на неспециализированный недостаток и первичный.

Первичный недостаток равен неспециализированному недостатку, сниженному на сумму процентных выплат по госдолгу. Как раз первичный недостаток рассматривается как инструмент стабилизационной политики.

В случае если же неспециализированный недостаток бюджета направляется по большей части на выплату процентов по госдолгу, то такая обстановка рассматривается как критическая для данной страны.

На динамику национальной задолженности воздействует последовательность факторов. Главные из них:

  • соотношение между неспециализированным и первичным недостатком;
  • темп роста ВНП;
  • настоящая ставка процента по национальным полезным бумагам.

Также смогут воздействовать такие факторы, как соотношение темпа прироста ВНП и соотношение настоящей ставки.

Мир в цифрах. Госдолг государств

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector