Хукм развода в шутку

Вопрос: В случае если мужчина сообщил собственной жене: «Ты разведена», но он не желал дать ей развод, а шутил с ней, произошёл ли развод?

Ответ: Хвала Аллаху.
Ученые разошлись относительно того, считается ли развод, этот не в серьез, настоящим. Большая часть ученых придерживается того мнения, что он считается настоящим, и они приводят в качестве доказательства сообщение от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что сообщил:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Имеется три вещи, в которых серьезность — это серьезность, и шутка — это серьезность: брак, возвращение и развод (собственной жены)».

(Передал Абу Дауд, 2194, ат-Тирмизи, 1184, Ибн Маджа, 2039. Ученые разошлись в том, сахих ли это сообщение либо даиф. Аль-Альбани назвал его хасан в Ируа аль-Галиль, 1826)

Сообщения с похожим смыслом передаются от некоторых сахабов.

Передатеся, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах им доволен, сообщил: «Имеется четыре вещи, каковые случаются, если они были сообщены: развод, освобождение раба, обет и брак».

Передается от Али, да будет доволен им Аллах: «Имеется три (вещи), в которых нет шутки: развод, освобождение и брак раба.»

Ибн аль-Кайиим, да смилостивится над ним Аллах, сообщил, по окончании упоминания хадиса, вышеприведенного:

«Эти сунны включают в себя то, что в случае если мукалляф (совершеннолетний, разумный человек) шутит о разводе, браке либо возвращении собственной жены, тогда то, о чем он пошутил, делается необходимым для него. Это показывает на то, что слова шутящего имеют вес, не обращая внимания на то, что слова дремлющего, забывчивого, того, у кого ушел разум, и принужденного силой не принимаются в рассчет.

Отличие между ними в том, что шутящий имеет намерение сказать эти слова, не смотря на то, что и не хочет того ответа (хукма), которое они подразумевают, но это не ему решать. На мукалляфе — только делание обстоятельства, но итог этих обстоятельств и их ахкамы — за Законодателем, и все равно, желал ли этого человек (собирался ли на это), либо нет. Что имеет значение тут, так это его намерение на обстоятельство (для толяка, никяха, и тд, а это слово), которую он сказал по собственному выбору в состоянии здравости рассудка, и будучи мукалляфом. И если он собирался сказать эти слова, то Законодатель связал с ними ответ (хукм) к нему, все равно, сказал он без шуток либо шутил. Это не то же самое, что и положение того, кто спит, либо говорит, не осознавая смысла, по суть болезни рассудка, либо сумасшедшего, либо временно утратившего рассудок, поскольку воистину, у них нет никакого верного намерения, и они не являются мукалляфами (не несут ответственность), исходя из этого слова, каковые они произносят — это праздная обращение, как обращение ребенка, что не осознаёт, что он говорит, и не имеет это ввиду.

Сущность вопроса в разделении в это же время, кто говорит что-то намеренно, зная, что он говорит, но не хотя быть подвергнутым хукму того, о чем он говорит, и тем, кто не имеет это ввиду и не знает, что это указывает. Существует 4 категории, каковые установил Законодатель:

1. В то время, когда человек собирается на хукм, но не произносит слова.
2. В то время, когда он не имеет намерение ни ни на слово, ни на хукм связанный с ним
3. В то время, когда он собирается сказать слова, но не хочет хукма связанного с ними.
4. В то время, когда он подразумевает и хукм и произнесение слов.

Первые две категории — это безлюдная обращение, а вторые две принимаются в рассчёт. Это то, что понимается из положений и всех текстов» см. «Зад аль-Ма’преисподняя», 5/204-205

Шейх Ибн ‘Усеймин сообщил в «аш-Шарх аль-Мумти’», (10/461):

«Развод считается настоящим, как сказанный с серьезностью, так и не в серьез. Отличие между ними в том, что тот, кто говорит без шуток, собирается как на слова, так и на хукм, а тот, кто шутит, подразумевает слова, но не хукм.

Тот, кто говорит без шуток, разводит собственную жену и он и собирался развестись. Шутящий же собирается сообщить слова, но не собирается на выполнение хукма, связанного с ними. И он говорит, к примеру: «Я шутил со своей женой», либо «Я шутил со приятелем и сообщил: «Моя супруга разведена» либо что-то подобное этому». И он говорит: «Я не имел ввиду, что она должна быть разведена, но я желал лишь сказать слова.»

Мы скажем: хукм начинает действовать в этом случае, по причине того, что ты сказал нужную форму слов, а ответ за Аллахом.

И в случае если слово развода произносится намеренно человеком в здравом уме, различающим, и осознающим, что это указывает, то развод считается настоящим. Кроме того если он сообщит: «Я не желал, дабы он был настоящим», то это не ему решать, но ответ за Аллахом.

Это с позиций аргументации и мотивировок.

Что же касается шариатских текстов (асаров) по этому поводу, то у нас имеется хадис от Абу Хурейры: «Имеется три вещи, в которых серьезность — это серьезность, и шутка — это серьезность: брак, возврат и развод (жены)». И это подтверждение из текстов.

Кое-какие ученые заявили, что развод, этот не в серьез, не считается настоящим, и они говорят: как может принимать во внимание развод того, кто шутит, в случае если все, что он имел ввиду, это лишь сказать слова? Кое-какие ученые осуждали тех, кто сказал, что развод шутку считается, и говорили: вы рассказываете, что он шутит, в то время как же вы имеете возможность сказать, что таковой развод считается настоящим и обращаться с ним, как с тем кто сообщил без шуток?

Ответ этим людям таков: мы говорим только то, на что показывают доказательства. Это хадис был оценен как сахих одними учеными, и как хасан — вторыми. Нет сомнения в том, что он считается доказательством, и мы следуем ему.

Более того, воистину, рассудок показывает на это — в случае если заберём то, что они говорят, в рассчет, и откроем эту дверь, то любой будет заявлять подобное (что он шутил), в следствии чего на земле по большому счету не будут больше происходить разводы. Верное вывод в том, что таковой развод считается настоящим, и все равно, сказал ли он без шуток либо шутил.

И кроме этого, в отечественном слове о том, что он настоящ, в нем будет воспитательная польза, которая будет удерживать людей от игр со словами развода, и это — обуздание прихотей забавляющихся. В случае если человек, что играется с понятием развода, поймёт, что он будет призван к ответу за это, то он ни при каких обстоятельствах не станет этого делать.

А тот, кто говорит «Я пошутил», открывает дверь к тому, дабы люди принимали аяты Аллаха как шутку.»

А Аллах знает лучше.

Развод не в серьез.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector