5.3.1. Ключевые принципы
Художественные требования к композиции определятся единством содержания и формы, соответствием средств и идейного замысла для его воплощения, К неспециализированным художественным требованиям относятся оригинальность плана, вариантность игры, экономичность внешней игры и формы, чистота ответа, красота ответа. Ко всем главным жанрам композиции предъявляются кроме этого дополнительные, художественные требования.
5.3.2. Оригинальность плана
Оригинальность плана содержится не только в идейной либо тематической новизне. Новое, прекрасное, более успешное оформление известных идей, тем и финалов в той либо другой степени также относится к оригинальности.
5.3.3. Вариантность игры
качество и Количество тематических вариантов, «фальшивых следов» характеризуют главное содержание композиции. Чем больше выбор продолжений у тёмных и чем чаще задание выполняется художественным методом, тем богаче, в большинстве случаев, произведение. Заманчивые, но попытки белых («фальшивые следы») разрешают лучше выделить авторский план.
К преимуществу одновариантной неприятности смогут быть отнесены и дополнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, неточностями в игре), если они достаточно увлекательны по содержанию.
В некоторых проблемах вероятен синтез различных по характеру игры вариантов (к примеру, комбинационных и позиционных). В таких случаях авторам направляться не забывать, что комбинационная игра должна быть самая зрелищной частью решения.
5.3.4. Экономичность внешней игры и формы
Экономичность внешней формы — это восприятие рисунка начальной позиции. Легкая и естественная расстановка башен делает композицию более привлекательной, а ее ответ — более дешёвым для всех любителей игры в столбовые шашки. Поэтому миниатюра при других равных условиях лучше громоздкой позиции.
Экономичность игры предусматривает активное участие всех башен в ответе, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале ответа (размен для передачи хода тёмным) снижает чувство от композиции и должна быть оправдана обогащением содержания. направляться избегать, по мере возможности, пассивных башен (кроме того тогда, в то время, когда они кажутся нужными для соблюдения формальных требований).
5.3.5. Чистота ответа
Чистота ответа подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях.
самая типичной неточностью игры есть перестановка ходов. Перестановка отдаленных от начала ответа и смежных ходов (к примеру, 5-го и 6-го) считается меньшим недостатком, чем перестановка несмежных ходов и ближних (к примеру, 3-го и 5-го). Но в любом случае создатель обязан стараться устранить данный недостаток.
В этюдах и проблемах громадное значение придается чистоте игры в финалах.
5.3.6. Красота ответа
Красота ответа достигается неочевидным вступлением, скрытыми, тяжело находимыми жертвами либо ходами (маневрами), эффектными финалами и заключительными ударами.
В этюдах узкие маневры впечатляют значительно больше, чем форсированная игра. Нужно, дабы финал борьбы сторон в большинстве вариантов не был ясен до самого финиша, а ответ сопровождалось «фальшивыми следами».
Дополнительные, второстепенные вариантыне должны затемнять тематическую игру в этюдах и проблемах. В случае если начало ответа в них ведет к появлению продолжения с невыразительной и затяжной игрой, с неэкономичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано.
5.3.7. Дополнительные, художественные требования к проблемам
1. Степень оригинальности плана в проблеме, определяемая:
а) новизной комбинационной темы, идеи либо их сочетания;
б) новизной оформления темы, идеи либо их сочетания;
в) новизной контригры тёмных и ее опровержения;
г) новым либо редким финалом (финальным мотивом).
2. Естественность расстановки, логичность последнего хода тёмных, равенство сил.
3. Активность всех башен в комбинации.
4. Оптимальное (лучшее для выражения авторского замысла) размещение башен — на строго определенных местах.
5. Отсутствие перестановок ходов.
5.3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам
1. Степень оригинальности плана в этюде определяется:
а) новизной схем, финалов, их сочетаний и мотивов;
б) новизной игровых их сочетаний и приёмов;
в) новым сочетанием композиционных разветвлений;
г) тематическими повторениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т. д.) и наличием «фальшивых следов».
2. готовый удар и Надставка (наступление тёмных в начальной позиции) — большие недочёты этюдов.
3. Роль «фальшивых следов» в этюдах зависит от их качества. Они смогут оказывать влияние на вариантность игры, в случае если отвечают требованиям, предъявляемым к композиционному разветвлению ответа. Тематический (т. е. подчеркивающий главный план) «фальшивый след» приравнивается к композиционному варианту ответа.
4. Финалом композиционного разветвления считается:
а) финальная позиция с одной башней у белых;
б) финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые башни.
5. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному ответу:
а) перестановка ходов;
б) перемещение несложной башни в дамки через соседние поля доски;
в) движение либо удар дамкой на различные поля одной диагонали;
г) удлинение ответа на один движение без повторения позиции;
д) затяжка ответа с повторением позиции.
5.3.9. Дополнительные художественные требования к задачам
1. Степень оригинальности плана в задаче определяется:
а) новыми либо редкими финалами;
б) новизной сочетания финалов;
в) новизной игровых их сочетания и приёмов.
Энциклопедия. Художественная гимнастика. Предметы