Художественное пространство сказки

Одна из главных линия внутреннего мира русской сказки — это малое сопротивление в ней материальной среды, «сверхпроводимость» ее пространства. А с этим связана и вторая сказочная специфика: построение сюжета, совокупности образов и т. д.

Но в первую очередь растолкую, что я имею в виду под «сопротивлением среды» во внутреннем мире художественного произведения. Любое воздействие в художественном произведении может встречать большее либо меньшее сопротивление среды. Вследствие этого действия в произведении смогут быть стремительными либо заторможенными, медленными. Они смогут захватывать большее либо меньшее пространство. Сопротивление среды возможно равномерным и неравномерным. Вследствие этого воздействие, наталкиваясь на неожиданные препятствия либо не встречая препятствий, возможно то неровным, то ровным и спокойным (нормально-стремительным либо нормально-медленным). По большому счету, в зависимости от сопротивления среды действия смогут быть очень разнообразными по собственному характеру.

Для одних произведений будет характерна легкость осуществления жажд действующих лиц при низких потенциальных барьерах, для других — высота и затруднённость потенциальных барьеров. Возможно сказать исходя из этого о различной степени предсказуемости хода событий в отдельных произведениях, что очень принципиально важно для изучения условий, определяющих «интересность чтения». Такие явления, как «турбулентность», «кризис сопротивления», «текучесть», «кинематическая вязкость», «диффузия», «энтропия» и пр. (я нарочито употребляю термины «правильных» наук), смогут составлять значительные изюминки динамической структуры внутреннего мира словесного произведения, его художественного пространства, среды.

В русской сказке сопротивление среды практически отсутствует. Храбрецы передвигаются с неординарной скоростью, и путь их не тяжёл и не легок: «едет он дорогою, едет широкою и наехал на золотое перо Жар-птицы». Препятствия, каковые встречает храбрец по дороге, лишь сюжетные, но не естественные, не природные. Физическая среда сказки сама по себе как бы не знает сопротивления. Исходя из этого так нередки в сказке формулы наподобие «сообщено — сделано». Не имеет сказка и психотерапевтической инерции. Храбрец не знает колебаний: решил — и сделал, поразмыслил — и отправился. Все решения храбрецов кроме этого скоры и принимаются без долгих раздумий. Храбрец отправляется в путь и достигает цели без усталости, дорожных неудобств, болезни, случайных, не обусловленных сюжетом, попутных встреч и т. д. Дорога перед храбрецом в большинстве случаев «прямоезжая» и «широкая»; в случае если ее время от времени и может «заколодить», то не по естественному ее состоянию, а вследствие того что ее кто-то заколдовал. Поле в сказке широкое. Море не мешает корабельщикам само по себе. Лишь тогда, в то время, когда вмешивается соперник храбреца, поднимается буря. Сопротивление среды не редкость лишь «целенаправленным» и функциональным, сюжетно обусловленным.

Исходя из этого пространство в сказке не является затруднением действию. Каждые расстояния не оказывают негативное влияние на развитие сказке. Они лишь вносят в нее масштабность, значительность, необычную пафосность. Пространством оценивается значительность совершаемого.

В сказке дает себя знать не инерция среды, а силы наступательные и наряду с этим в основном «духовные»: идет борьба сообразительности, борьба намерений, чудесных сил колдовства. Намерения встречают не сопротивление среды, а сталкиваются с другими намерениями, довольно часто немотивированными. Исходя из этого препятствия в сказке не смогут быть предусмотрены — они неожиданны. Это необычная игра в мяч: мяч кидают, его отбивают, но сам полет мяча в пространстве не встречает сопротивления воздуха и не знает силы тяжести. Все происходящее в сказке нежданно: «ехали они, ехали, и внезапно…», «шли, шли и видят речку…» (Л. Н. Афанасьев. Народные русские сказки, № 260). Воздействие сказки идет как бы навстречу жаждам храбреца: лишь храбрец поразмыслил, как бы ему извести собственного недруга, а к нему Баба Яга и даёт рекомендацию (Афанасьев, № 212). В случае если героине необходимо бежать, она берет ковер-самолет, садится на него и мчится на нем, как птица (Афанасьев, № 267). Деньги добываются в сказке не трудом, а случаем: кто-то показывает храбрецу вырыть их из-под сырого дуба (Афанасьев, № 259). Все, что храбрец совершает, он совершает своевременно. Храбрецы сказки как бы ожидают друг друга. Необходимо храбрецу к королю — он бежит к нему прямо, а король словно бы уже ожидает его, он на месте, его не нужно ни просить принять, ни ждать (Афанасьев, № 212). В борьбе, драке, поединке храбрецы кроме этого не оказывают друг другу долгого сопротивления, да и финал поединка решается не столько физической силой, сколько умом, хитростью либо волшебством.

Динамическая легкость сказки находит себе соответствие в легкости, с которой храбрецы знают друг друга, в том, что животные смогут сказать, а деревья — осознавать слова храбреца. Сам храбрец не только легко перемещается, но и легко преобразовывается в зверей, в растения, в предметы. Неудачи храбреца — в большинстве случаев итог его неточности, забывчивости, непослушания, того, что его кто-то одурачил либо околдовал.

Очень редко неудача — итог физической слабости храбреца, его болезни, утомления, тяжести стоящей перед ним задачи. Все в сказке совершается легко и сходу — «как в сказке».

Динамическая легкость сказки ведет к крайнему расширению ее художественного пространства. Храбрец для совершения подвига едет куда макар телят не гонял, в тридесятое государство. Он находит героиню «на краю земли». Стрелец-молодец добывает царю невесту — Василису-царевну—«на краю света» (Афанасьев, № 169). Любой подвиг совершается на новом месте. Воздействие сказки — это путешествие храбреца по огромному миру сказки. Вот «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (Афанасьев, № 168). Сначала воздействие данной сказки происходит «в некоем царстве, в некоем стране». Тут же Иван-царевич совершает собственный первый подвиг — добывает перо Жар-птицы. Для второго подвига он едет, «сам не зная — куды едет». Из места собственного второго подвига Иван-царевич едет опять, для совершения собственного третьего подвига, «куда макар телят не гонял, в тридесятое государство». После этого он переезжает для совершения собственного четвертого подвига за новые тридевять земель.

Пространство сказки очень громадно, оно очень, вечно, но в один момент тесно связано с действием, не самостоятельно, но и не имеет отношения к настоящему пространству.

Как мы заметим в будущем, пространство в летописи также весьма громадно. Воздействие в летописи легко переносится из одного географического пункта в второй. Летописец в одной строке собственной летописи может сказать о том, что случилось в Новгороде, в второй — о том, что произошло в Киеве, а в третьей — о событиях в Царьграде. Но в летописи географическое пространство реально. Мы догадываемся кроме того (не смотря на то, что и не всегда), в каком городе пишет летописец, и знаем совершенно верно, где происходят настоящие события в настоящем географическом пространстве с сёлами и реальными городами. Пространство же сказки не соотносится с тем пространством, в котором живет сказочник и где слушают сказку слушатели. Оно совсем особенное, иное, как пространство сна.

И с данной точки зрения крайне важна сказочная формула, которой сопровождаются действия храбреца: «близко ли, на большом растоянии ли, низко ли, высоко ли». Эта формула имеет и продолжение, связанное уже с художественным временем сказки: «не так долго осталось ждать сказка отражается, да не скоро дело делается». Время сказки кроме этого не соотносится с настоящим временем. Неизвестно, в далеком прошлом либо сравнительно не так давно происходили события сказки. Время в сказке особенное — «скорое». Событие может совершаться тридцать лет и три года, но может совершиться и за одни сутки. Особенной отличия нет. Храбрецы не скучают, не томятся, не стареют, не болеют. Настоящее время над ними не властно. Властно лишь событийное время. Имеется лишь последовательность событий, и вот этато последовательность событий и имеется художественное время сказки. Но рассказ не имеет возможности возвратиться назад, ни перескочить через последовательность событий. Воздействие однонаправлено, и вместе с ним тесно связано художественное время.

Благодаря изюминкам художественного пространства и художественного времени в сказке только благоприятные условия для развития действия. Воздействие в сказке совершается легче, чем в каком-либо другом жанре фольклора.

Легкость, с которой в сказке совершаются все действия, находится, как нетрудно подметить, в яркой связи с волшебством сказки. Действия в сказке не только не встречают сопротивления среды, они еще облегчаются разными волшебными предметами и формами волшебства: ковром-самолетом, скатертью-самобранкой, чудесным мячиком, чудесным зеркальцем, пером Финиста Ясна Сокола, прекрасной рубахой и пр. В сказке «Поди в том направлении — не знаю куда, принеси то — не знаю что» (Афанасьев, № 212) чудесный мячик катится перед храбрецом сказки — стрельцом: «…где река встретится, то мячик мостом перебросится; где стрельцу отдохнуть захочется, в том месте мячик пуховой постелью раскинется». К этим чудесным ассистентам относятся и без того именуемые «помощные животные» (серый волк, конек-горбунок и пр.), чудесное слово, которое знает храбрец, живая и мертвая вода и пр.

Сопоставляя это чудесное облегчение действий храбрецов с отсутствием в сказке сопротивляемости среды, мы можем подметить, что эти два значительных особенности сказки — не однообразной природы. Одно явление, разумеется, более раннего происхождения, второе — более позднего. Предполагаю, что волшебство в сказке не первично, а вторично. Не к волшебству добавилось отсутствие сопротивления среды, а само отсутствие сопротивления среды потребовало объяснения «и» своего оправдания в волшебстве.

Волшебство посильнее вторглось в сказку, чем в каждый фольклорный жанр, дабы дать «настоящее» объяснение — из-за чего храбрец переносится с таковой скоростью с места на место, из-за чего в сказке совершаются те либо иные события, непонятные для сознания, уже начавшего искать объяснений и не ограничивавшегося констатацией происходящего.

Как это ни парадоксально, но волшебство в сказке — это элемент «материалистического объяснения» той чудодейственной легкости, с которой в сказке совершаются отдельные события, превращения, побеги, подвиги, находки и т. п. В действительности, колдовство, чары, волхвование, заклятия, заговоры и пр.—это не.-сами чудеса, а только «объяснения» прекрасной легкости внутреннего мира сказки. Отсутствие сопротивления среды, постоянное преодоление законов природы в сказке — это также необычное чудо, потребовавшее собственного объяснения. Этим «объяснением» и явилось все «техническое оружие» сказки: чудесные предметы, помощные животные, чудесные особенности деревьев, колдовство и пр.

Первичность отсутствия сопротивления среды и вторичность волшебства в сказке смогут быть подкреплены следующим мыслью. Среда в сказке не имеет сопротивления вся полностью. Волшебство же в ней растолковывает лишь некую и наряду с этим малого часть прекрасной легкости сказки. Если бы волшебство было первичным, то отсутствие сопротивления среды виделось бы в сказке лишь на пути этого волшебства. В это же время в сказке частенько события развиваются с необычайной легкостью «просто так», не имея объяснения вошебством. Так, к примеру, в сказке «Царевна-лягушка» (Афанасьев, № 267) царь приказывает своим трем сыновьям разрешить войти по стреле, и «кака дама принесет стрелу, та и невеста». Все три стрелы сыновей приносят дамы: первые две — «княжеска дочь да генеральская дочь», и лишь третью стрелу приносит обращенная в лягушку колдовством царевна. Но колдовства нет ни у царя, в то время, когда он предлагает как раз этим методом своим сыновьям отыскать себе невест, ни у первых двух невест. Колдовство не «покрывает», не растолковывает собой всех чудес сказки. Все ковры и-эти шапки невидимки-самолеты «мелки» сказке. Поэтому-то они очевидно позднейшие.

09 художественное пространство и Художественное время в литературе

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector