Художественно-эстетическая основа театрализации

Художественность сценария как педагогической программы нельзя рассматривать как что-то механически привносимое в оформление либо интерпретацию конкретного события. Эта очень распространенная в современной практике театрализации неточность приводит во многих случаях к обеднению способа.

Нужно осознавать, что художественность — уровень качества интегративное, которое нельзя свести к механическому сложению либо вычитанию тех либо иных сторон. Обращение скорее идет о соотнесении различных граней новой сущности, рождаемой художественным синтезом.

Мы имеем дело с комплексной формой, составная часть которой, к примеру театрализованный праздник, являет собой независимую художественную сокровище, факт мастерства. В случае если разглядывать таковой праздник как механическое объединение видов и жанров искусств с тем либо иным настоящим политическим действием, не приводящее к взаимопроникновению, слиянию, либо как простое зрелище, простой концерт, только вынесенный из зала под открытое небо и укрупненный в масштабах, то тогда вправду обращение не имеет возможности идти об особенном виде мастерства.

Говоря о способе театрализации, мы имеем дело с социально-педагогическим явлением, синтезирующим новое художественное целое на базе последовательности компонентов разнообразных видов людской деятельности и рождающим собственную особенную драматургию, собственные эстетические правила. В театрализованном празднике нет раздельно существующего номера либо публицистического выступления, кинофрагмента, диапозитива либо фонограммы, а имеется художественно организованное, педагогически запрограммированное воздействие, воображающее собой особенное, очень сложное явление мастерства.

Отрицание специфичности этого явления на базе лишь того, что оно синтетично и возможно расчленено на отдельные составные части, нам представляется неправомерным, поскольку синтез рождает совсем новое уровень качества. Главным компонентом, создающим но вый сплав, выступает единый сценарный план.

В мастерстве организации театрализованного действа, оригинальность, неповторимость сценария — заинтересованности участников и первый залог успеха праздника, обряда. Зрелищность есть в них как раз тем ключом, что открывает путь к сердцу каждого, превращая зрителей в соучастников действия.

Мастерство театрализованного праздника владеет очень громадным зарядом действенности, предполагает деятельный контакт со зрителем, ищет действенные дороги действия на эмоции. Исходя из этого в плане нужны особенная точность отбора материала, что используете в сценарии, большой художественный вкус авторов, исключение соблазна «работы на публику», что особенно в условиях коллективного восприятия.

Создание плана театрализованного торжественно-обрядового действия, т. е. определение его идейно-тематической базы, сюжета и сценарно-режиссерского хода имеет последовательные этапы, каковые разрешают организовать и упорядочить целый процесс творчества сценариста. Разглядим эти главные этапы работы над сценарием, руководствуясь неспециализированными положениями теории драматургии.

Работа над сценарием в большинстве случаев начинается с определения его идеи и темы. Эти два тесно связанных понятия, детально созданных в литературоведении, практики довольно часто смешивают, подменяют одно вторым, что отрицательно отражается на сценариях.

Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле тема рассматривается как очерченный в произведении круг жизненных явлений, характер события, но без конкретизации отдельных составляющих его частей, мотивов и т. п. Такое определение темы сценария задается автору конкретно жизненной обстановкой, к примеру тема «45-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне» либо «Сутки рождения ВЛКСМ» и т.д.

Но создать сценарий театрализованного действа при таком широком понимании темы фактически нереально, окажется разговор по большому счету о Великой Отечественной войне, по большому счету о комсомоле. Нужно конкретизировать неспециализированную тему, отыскать, отобрать и ярко осветить проблемный нюанс, волнующий определенную ситуативную общность.

Так, к примеру, тема сценария праздника, посвященного Дню Победы над фашистской Германией, имеющего неспециализированную тему «Сутки Победы», будет конкретизирована в том либо другом плане с учетом определенной аудитории. Так, для ленинградцев это будет тема «Природа героизма советского человека», где обращение отправится о 900-дневной блокаде города, его мужественных обитателях. Для воинов N-ской дивизии будет разрабатываться тема «благодарность молодёжи и Незабвенная память бойцам-ветеранам», и мы будем говорить о преемственности поколений данной смелой дивизии. Любая из названных тем конкретна, раскрывается на местном материале, более того, главные храбрецы сценария — это ветераны войны, представители определенного производственного, учебного либо воинского коллектива.

Следовательно, создавая сценарий, мы определяем его тему, несущую идеологическую, политическую, нравственную, производственную проблему дня. В центре ее находится человек либо группа, каковые являются коллективным, публично значимым храбрецом, занимательным для аудитории планируемого мероприятия.

осмысление и Определение темы ее как неприятности оказывает помощь верно сформулировать идею — главную идея, основной вывод содержания плана, оценку отображаемых событий, явлений. Не просто так мысль довольно часто делается заглавием праздника: «Коммунист — значит первый в сражении», «125 блокадных грамм с кровью и огнём пополам», «Из боя меня ты вынесла одна». Уже из названий видно, что решение проблемы создатель сценария обязан искать в людях: в политработниках, комиссарах, тех, кто был принят в партию перед решающим боем; в храбрецах Ладожской Дороги судьбы, везущих в блокадный Ленинград медикаменты и продукты; в военных медсестрах.

Совершенно верно сформулированная мысль дает толчок верной реализации цели праздника, из этого его качественность и действенность. Мысль — это вывод, а к выводу нужно органично подвести всем содержанием сценария.

Обосновывая идейно-тематический план праздника, сценарист обязан не забывать, что любое театрализованное действо рассчитывается на конкретную аудиторию, коллектив, сплоченный торжественной обстановкой, испытывающий потребность в действенной реализации ее. Исходя из этого рекомендуется знать социальные, опытные, образовательные и возрастные изюминки будущей аудитории. Учет целей и интересов участников окажет помощь конкретизировать идею сценария, соответственно, верней подобран документальный материал, являющийся его базой, разнообразить приемы активизации и, наконец, выяснить выбор самая удачной формы планируемого мероприятия.

Выбор формы, а после этого жанра театрализованного действа прежде всего соотносится с его идей но-целью и тематическим замыслом. К примеру, митинг имеет множество жанровых разновидностей: митинг-рапорт, митинг-концерт, митинг-реквием, зонг-митинг и т. д. В случае если митинг посвящен празднованию Дня солидарности молодежи в борьбе за демократию и мир, то оптимальной формой возможно зонг-митинг на площади либо стадионе, а вдруг памяти храбрецов ВОВ, то уместнее будет митинг-реквием у мемориального комплекса. Но в любом случае форма — это структура мероприятия, аудитории и организация материала.

План сценария есть схемой будущего мероприятия, которая включает главные блоки — эпизоды сюжетную линию. Поиск увлекательного сюжета — обязательный атрибут работы над сценарием, залог успеха. Прекрасно созданный сюжет — наиболее значимое требование драматургии. На практике многие организаторы праздничных дней игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняют сценарий, превращая его в замысел выступлений участников тех либо иных событий, перемежаемых концертными номерами.

В сюжете художественно-массового мероприятия должны быть отражены характерные, занимательные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся. «Всецело выстроить сюжет —это значит отыскать все события: малые и громадные, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, авторской идеей связи, несоответствия, симпатии, антипатии и по большому счету взаимоотношения организации — истории и людей роста того либо иного характера, типа»118.

Потому, что любой сценарий театрализованного действа строится на конкретно отобранном и обработанном документальном материале, для выбора сюжета необходимо подробнейшим образом изучить жизнь людей, о которых будет идти обращение. Лишь тогда сюжетную линию возможно последовательно выстроить от события к событию, лишь тогда все эпизоды сценария свяжет единый стержень, не разрешающий ему распадаться на отдельные фрагменты.

Серьёзным есть кроме этого требование развития сюжета в сценарии, которое нереально без правильного определения конфликта и предстоящей его разработки. Бесконфликтный сценарий не сможет ярко раскрыть идею, весьма интересно продемонстрировать настоящих храбрецов. В большинстве случаев, конфликт в художественно-массовых мероприятиях не выражен очевидно, как это не редкость в пьесе, киносценарии, где храбрецы сражаются на глазах у зрителя. Обычно конфликт в празднике, обряде разрешается на уровне борьбы идей, столкновения идеологий, образов судьбы. Так, к примеру, в базе сценариев, посвященных Великой Отечественной войне, в большинстве случаев конфликт выражен в борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. А в сценарии, посвященном храбрецам труда, конфликт возможно выяснить борьбой между заинтересованным отношением к труду и лодырями, разгильдяями, теми, кто нарушает трудовую дисциплину, порочит рабочую честь коллектива, предприятия.

Но разрешение конфликта еще не обусловливает развитие самого действия, потому что любой сценарий должен иметь композиционное ответ, монтаж снаружи разнородного, но однако имеющего глубокую внутреннюю сообщение материала. Четкое композиционное построение разрешает его упорядочить, логично изложить события, расположить составные части сценария. Композиция — одно из главных средств художественной организации, помогающее выстроить документальный материал. Она включает в себя следующие элементы: экспозицию либо пролог, завязку действия, само воздействие, его развязку и кульминацию, финал.

Экспозиция — вступительная, исходная часть сценария — дает нужные сведения о грядущем действии, его храбрецах, жизненных событиях. Экспозиция может и не быть связанной конкретно с главным сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она в обязательном порядке обязана. К примеру, выставки фотографий, документов уже вводят аудиторию в тему грядущего действия. Но в большинстве случаев в сценариях экспозиция сходится с прологом, в ней изображаются события, жизненная ситуация, предшествующие главному действию, т. е. аудитория психологически готовится к восприятию.

Экспозиция обязана органично перерастать в завязку — событие, с которого в сценарии начинается воздействие, дающее толчок формированию всех последующих эпизодов. Нужно, дабы завязка и экспозиция были четкими, лаконичными, спрессовывали в себе идею всего грядущего действия. Их основная задача — сосредоточить внимание аудитории, дать импульс к потребности функционировать.

В случае если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке неприятности, задает тон празднику, то главное воздействие сосредоточивает в себе целый круг событий, о которых сценарист ведет обращение. Любой из эпизодов главного действия имеет собственную внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое красной нитью проходит идейный план сценария. Логика развития главного действия не требует необходимой хронологической последовательности эпизодов, вероятны наплывы, ретроспекция, но постепенность нарастания ритма главного действия необходима. Запрещено строить воздействие от эмоционально более сильных эпизодов к более не сильный. Оно должно развиваться по нарастай щей линии от пролога через цепь эпизодов к кульминаци и финалу. Оказать помощь в этом, как уже говорилось выше, дол жен сценарный движение, цементирующий воздействие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального действия каждого эпизода. Совершенным есть применение в сценарии одного хода, связывающего все эпизоды действия.

Назовем пара обычных сценарных ходов, чаще всего видящихся в разных театрализованных праздниках.

Хроникальное построение материала, совпадающее последовательностью событий в жизни. Не нужно опасаться моделируя мероприятия, брать за базу сценарного движение хронику событий. К примеру, юбилей ВЛКСМ возможно продемонстрировать через шесть орденов на его знамени, через кадры кинохроники, письма и документы комсомольцев различный поколений. Нужно не забывать, что насыщение сценария местным материалом, конкретными фактами, увлекательными как раз для данной аудитории, сделает его полнокровным.

Применение таких форм, как отчет, митинг, рапорт. Это разрешает наполнить будущее мероприятие новым содержанием, сделав художественную ткань более убедительной, а документальную — яркой, занимательной.

Персонификация идеи. При применении этого хода отвлеченные понятия предстают в людской образе и им доверяется двигать вперед воздействие. Хорошие примеры — Отчизна-мать, Время, Поэт, Публицист, Пятилетка и т. д. Так, праздник ударников может проходить как зримая перекличка пятилеток нашей страны. Художественное воплощение идеи сценария может выражаться знаками — звоном Кремлевских курантов, звуком метронома, отсчитывающего время исторических свершений, и т. д., и музыкальными произведениями, ставшими знаками (песня А. Александрова «Священная война» и т.д.).

Сценарным ходом возможно кроме этого обращение к жанрам публицистики — репортажу, очерку, интервью, фельетону, хронике событий; спортивно-игровые формы — викторины, лотереи, дискотеки, конкурсы; фольклорные формы.

Мы видим, что фантазия в поиске разнообразных сценарных ходов бесконечна и зависит всецело от образного мышления, и от умения отыскать и весьма интересно выстроить документальный и художественный материал.

Высшей эмоциональной точкой развития главного действия есть кульминация, заостряющая идею всего театрализованного действа, поставленную проблему. Это возможно самый сильный по собственному эмоциональному действию художественный фрагмент, документальный материал, наконец, броское церемониальное воздействие, к примеру: вынос знамени, обращение с просьбой, клятва молодежи.

Кульминация в театрализованных праздниках в большинстве случаев перерастает в финал, что несет особенную смысловую нагрузку, потому что подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую сообщение времен, поколений. Финал исходя из этого обязан преобразовываться в неспециализированное коллективное воздействие, совсем разрушающее деление аудитории на участников и зрителей. Финалом, последним замечательным аккордом может стать хоровое выполнение песен, скандирование, коллективное подписание призыва либо обращения, шествие к монументам.

Определяя особенности построения сценария, нужно оговориться, что, не обращая внимания на единые законы драматургии, в каждом из них должно находиться создатель

ское «я», творческая индивидуальность, гражданская позиция, личностные качества организаторов театрализованного действия, деятельности и созвучные жизни конкретного трудового, воинского, учебного коллектива.

Театрализованные праздничные дни проводятся для конкретной аудитории только один раз. Их не повторяемость обязывает сценариста, выражаясь по-армейскому, наносить по-снайперски правильный удар, попадать в десятку с первого раза. Запрещено ничего «дотянуть» на сцене, дорепетировав что-то поменять.

Мастерство театрализованных форм художественно массовой работы у нас решает задачу активного влияния на вкусы широкой массы людей, не поступая наряду с этим зрелищностью и яркостью. Исходя из этого сценарист художественно-массовых мероприятий должны обучиться говоря словами Ф. И. Тютчева, мастерству «большого зрелища». Они не имеют права на неточность, потому что в случае если театральный режиссер может возвратиться к спектаклю по окончании премьеры, то праздник, обряд пройдет лишь раз и наряду с этим обязан покинуть глубокое эмоциональное чувство.

Сочетание художественной образности и документальной публицистичности придает сценарию масштабную ясность, глубину. К документальному материал относятся кино- и фотокадры, фонограммы, публикации в печати, исторические документы и другие эпистолярные материалы. Но перед тем как затевать трудиться с документальным материалом, сценаристу необходимо изучить психотерапевтическую потребность конкретной аудитории. Это позволяет органичнее объединить в плане образный последовательность и информационный.

Так, символическая образность предполагает поиск условно-знаковой совокупности, ассоциирующейся у участника театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме. «Алые паруса», став для выпускников школ Ленинграда знаком надежд на радостное будущее при вступлении во взрослую судьбу, помогли отыскать образную форму классического театрализованного молодежного праздника, наполнив его конкретным содержанием. Из этого — открывающая торжественный бал на набережных Невы шхуна «Секрет» с храбрецами красивой легенды на борту. Всегда она стимулирует толчок к началу сценарно-режиссерски продуманного и художественно оформленного действия выпускников школ, дающего простор их самодеятельности и инициативе.

Историческая образность основывается на поиске ассоциаций, имеющих в собственной базе родные аудитории аналоги в прошлом. Ко мне же направляться отнести и фольклорные истоки, опирающиеся на народные классические базы, применяющие аллегорические и мифологические персонажи, костюмирование, художественно-спортивные состязания.

Наконец, направляться остановиться на персонифицированной образности, дающей возможность апробировать себя как личность в разных ролях, подражая избранным храбрецам. Иногда по плану организаторов праздника в рамках таковой образности «оживают» предметы, которым придается темперамент одушевленных персонажей в театрализованном действе. На протяжении торжественного юбилея Кировского завода «ожили и начали рассказ» об истории предприятия новенький «Кировец» и старик «Фордзон». А в театрализованном действе в Сутки памяти прорыва блокады Ленинграда «заговорил» старенький репродуктор-тарелка армейских лет.

Громадное значение в театрализованном действии имеет соотношение художественного и документального материала. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым замыслом, ассоциацией, в других — художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. В таких случаях нужна особенная методика, очень осмотрительная и скрупулезная.

Сценарная опыт говорит, что реализация воспитательных возможностей театрализованного праздника находится в прямой зависимости от совершенства его сценария как программы педагогического управления общностью явления и участников мастерства. Как раз в недооценке этих качеств обнаруживаются неточности, каковые губительно сказываются на практике конкретных художественно-массовых мероприятий, оставляя неудовлетворенными их участников.

Необходимо отметить две главные линии недочётов в сценариях. В первую очередь недооценка театрализованного действа как явления мастерства, недостаточное внимание к его художественно-образной структуре. Мы еще мало обращаемся к эмоциональной сфере восприятия человека, систематически перегружая рациональную, тем самым не удовлетворяя потребность человека в красоте, в радостном, весёлом общении, шутках, хохоте, не реализуя его способности к образному мышлению. Поэтому многие сценарии предстают только в качестве некоего организационного замысла с элементами бюрократической стандартизации. В следствии праздничные дни, посвященные броским, неповторимым, большим событиям в жизни людей, становятся шаблонными и безликими, вызывают у участников чувство неудовлетворенности, иногда кроме того раздражения. Речь не идет, очевидно, об отрицании праздничного момента в празднике, об отказе от официальной церемонии по тому либо иному случаю. Но театрализованное воздействие нельзя сводить лишь к ним, игнорируя его образное сценарно-режиссерское ответ!

Очень большим недочётом торжественно-обрядового действия есть, как это ни парадоксально, еще видящийся нетворческий, пренебрежительный подход опытных сценаристов, режиссеров к этому сложному виду мастерства, отношение к нему как второстепенному делу, не требующему умений и специальных навыков.

Страшным неприятелем мастерства театрализации являете безвкусица, свойственная, к сожалению, некоторым сценаристам. Непрофессионализм в художественно-массовой работе разочаровывает людей, пагубно воздействует на престиж театрализованных праздничных дней и обрядов по большому счету. Плохой вкус оборачивается в них эклектичным, похожим на мешанину, бездумным сценарием, необоснованным нагромождением и помпезностью подробностей, заштампованной образностью сценарной и режиссерской мысли. В это же время в сценарии театрализованного праздника очень ответствен момент неожиданности, эмоционального потрясения.

Итак, в театрализованном действии празднующей общности людей сценарий предстает не только как независимое художественное произведение, но, в основном, как особенная область художественно-педагогической деятельности, отличающаяся органически присущей ему документальностью, активным синтетическим характером реализуемого действия.

Напоследок хочется выделить еще раз, что недопустимое расширение границ применения театрализации, обычные неточности в ее понимании происходят из-за нечеткого представления о воспитательных сокровищах, каковые в ней заложены. Системный подход к анализу театрализации с педагогических, социально-психотерапевтических и художественно-эстетических позиций разрешает сформулировать сущность способа, продемонстрировать его базу (рис. 1).

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector