Хосе и мириам аргуэлес

Хосе Аргуэлес (р. в 1939 г.) — врач философии, живописец, преподавал в Пристонском, Калифорнийском, Девисском университетах; на данный момент координатор программы “Человек — мастерство” в экспериментальном колледже в Олимпии, штат Вашингтон. Мириам Аргуэлес (р. в 1943 г.) — живописец, имеет степень магистра искусств, трудилась над созданием настенных украшений, принимала участие в создании фильма, организовывала работу художественных студий. Мириам и Хосе Аргуэлес в работе “Мандала”, разбирая разные культуры, пробуют осознать принципы и природу архетипических знаков.

МАНДАЛА

МАНДАЛА КАК ФОРМА МАСТЕРСТВА

в течении всей людской истории Мандала проявлялась как универсальный и неизменный знак цельности, преобразования и гармонии. Она определяет темперамент практически всех начальных интуитивных представлений относительно природы действительности, тех представлений, каковые определяют нашу жизнь и свойственны каждому из нас.

Круг — это основополагающий символ, первичный знак и всего, и ничего, солнечного ока и символ неба, безграничная форма, за которой, и благодаря которой, человек себя утрачивает и снова обретает. Это непреходящая Мандала. Нет народа, у которого его не было возможности бы встретить, поскольку он содержит все, и его начало, и его финиш.

Единство ритуала, красоты и знания — главная черта Мандалы, делающая понятным содержащееся в ней учение. Мандалы иллюстрируют идея успенского об “объективной” работе мастерства. Такое мастерство высказывает знание законов гармонии. Оно связано не с личностью, но со сверхличностным, не с преходящим и спорным, но лишь с вечным. “Сверхличностный” человек действует как посредник тех энергий, каковые над ним — как бы они не назывались: космическим излучением, духовными силами либо божественным проявлением. Эти творческие силы изливают на человека “горючее”, которое оживляет жизнь, подобно тому, как энергия солнца наполняет почву собственными животворными возможностями. Сверхличностное воздействие, примером которого помогает Мандала, не кончается в самом себе, но есть посредником, линзой, фокусирующей высшие энергии.

“Мастерство помогает красивому… В то время, когда же его целью делается восторг уже отысканным, вместо поиска нового, оно только отвлекает внимание и ведёт к излишнему эстетизму, окружая человеческое восприятие непреодолимой стеной. Целью мастерства есть поиск красивого, так же как целью религии есть Истины и поиск Бога. И религия, кроме этого как и мастерство, останавливается, в то время, когда прекращает искать Всевышнего и Истину, полагая, что уже отыскала их. Эта идея выражена в указании: “Ищи Его Праведность и Свободу Бога…” Не сообщено — отыщи, но лишь — ищи.”

Р.Д.Успенский

В согласии с К. Юнгом, круг неизбежно символизирует процессы природы либо космоса как целое, тогда как квадрат отражает вселенную, связанную с человеком и организованную им. Круг воображает подсознательные и сверхсознательные качества природы, квадрат соотносится с сознательными рациональными особенностями. В собственной совокупности они оба воображают божественное видение мира.

Беря начало в центральной точке первичной Мандалы, крест задает четыре кардинальные точки компаса. Соединенные совместно эти четыре точки образуют квадрат либо ромб.

Крест — универсальный знак, и он свойствен практически всем культурам, свидетельствуя об однообразном устройстве людской разума и его творческих проявлениях. Свастика, разновидность креста, одинаково обширно распространена и в Ветхом, и в Новом Свете. Ее образ значительно чаще связывается с понятием о действии либо трансформации; она свидетельствует путь солнца, собирающего воедино четыре кардинальные точки — север, юг, запад, восток, — определяя начало сезонов. В свастике и кресте, что бы они ни высказывали, главным моментом есть сообщение четырех точек с центром и через центр между собой. Следовательно, символическое значение пересечения — это то место, в котором все вещи сходятся и из которого реализуют себя.

Крест кроме этого символизирует древо судьбы: лишь убивая себя, подчиняясь неизбежным силам распада и разрушения и возвращаясь к собственному центру, дерево способно расти над собой, даже в том случае, если это “над” — лишь будущий зародыш, что в один раз упадёт в почву. Крест делается предвестником зародыша.

Средневековые христианские знаки не являются легко произведениями искусства, и принимать их нужно в связи с теми сокровенными явлениями громадного масштаба, каковые они оказывают помощь выразить и украсить. В определенном смысле все сокровенные религиозные структуры имеют в собственной базе Мандалу: египетские и мексиканские пирамиды, храмы в Индии, японии и пагоды Китая, палатки индейцев Северной Америки. самая развитой крестообразной Мандалой являются церкви и соборы христианского мира. внешнее окружение и Сама структура средневекового христианского храма основана на крестообразной Мандале.

На несвященной стадии культуры, наподобие отечественной, фундаментальный творческий принцип священного мастерства проявляется случайно: либо бессознательно в ходе сна, либо в том, что мы именуем сумасшествием либо мечтанием. И все же самой волшебством развития Мандалы различные элементы сознания, какими бы они ни были в корне разными, кроме того хаотичными, ввергаются на последней завершающей стадии в данный центр, вакуум, которая есть начальной точкой каждого священного проявления.

Через трагедию и конфликт планеты, которая практически полностью поляризована, снова родится целостное восприятие Мандалы. Мы находимся на грани нового уровня интеграции. Всё в мире кричит об этом. Ив этом ходе правила священного мастерства возвращаются опять на собственное настоящее место в людской развитии. И снова Мандала может стать главным образом земной символики, неспециализированным и органичным языком, так нужным для объединения разных современных остатков того, что когда-то было братством. “

Х.Аргуалес, М.Аргуалес. Мандала.

М., 1993. С. 29 — 45.

Эльшад Хосе — Я покидаю данный город

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector