Характеристика метода наблюдения

Одним из главных способов в психологии есть способ наблюдения. Наблюдением «именуется преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешних показателей, отражающих психологическую судьбу человека, которая не тождественна таким внешним проявлениям, но связана с ними разнообразные закономерностями» [59, с. 11]. Замечать мы можем в первую очередь внешнюю деятельность человека. В отечественной психологии научным считается только опосредованное познание психики, познание через деятельность. Яркое познание психики при помощи способа интроспекции считается субъективным. Каждому человеку психика дана конкретно и появляется искушение изучать ее, обрисовывая собственный субъективный опыт. В этом и содержится способ интроспекции. К примеру, я начинаю обрисовывать тот субъективный образ внешнего мира, что я на данный момент конкретно принимаю, обрисовываю собственные эмоции, жажды. В отличие от интроспекции наблюдение изучает не субъективные переживания, а их реализацию во деятельности и внешнем поведении.

Наблюдение начинается с того, что определяется его цель. Цель – это образ конечного результата. Цель имеется лишь о человека, потому, что лишь человек может представить то, что отсутствует в поле восприятия. Это связано с тем, что лишь у человека имеется активное воображение. Животные же видят и реагируют лишь на то, что находится перед их органами эмоций. Человек кроме этого частенько осуществляет поведение сходное с животными. К примеру, в момент в то время, когда вы слушаете лекцию ваши руки смогут крутить ручку. Это – бесцельное поведение. Ручка как бы притягивает и говорит: покрути меня. Иногда у человека появляется нелегкий выбор подчинить собственный поведение некоей цели, некоему совершенному образу будущего либо конкретно окружающим и навязывающим определенное поведение предметам. Подчинение цели требует волевых упрочнений. К примеру, проснувшись рано утром, человек преодолевает «притяжение» кровати и движется к тому, что в тот момент имеется лишь в его воображении (к примеру, на работу). Ни одно животное не может на таковой подвиг. Так же с восприятием. Иногда мы принимаем не то, что необходимо, в противном случае, что лезет нам в глаза. Поставив цель, что принимать, мы упрочнением воли сосредотачиваемся именно на нужных подробностях обстановки либо поведения человека. Для работников сервиса главной целью наблюдения есть обнаружение обстоятельств, лежащих в базе того либо иного поведения людей, ив составлении прогноза этого поведения. Прогноз нужен чтобы возможно было руководить процессом сотрудничества с этими людьми.

Итак, поставив цель мы изменяем отечественное восприятие. Что именно изменяется в отечественном восприятии по окончании постановки цели? Отечественное восприятие владеет такими особенностями как целостность, структурность и избирательность. Мы видим не груду хаотичных элементов окружающей среды, а неизменно организованное целое. Отечественное восприятие отбирает нужные элементы окружающей среды и связывает их в целостный образ. Нужные нам элементы представлены в отечественном сознании светло и четко. Их возможно назвать фигурой. Фигура отличается четкостью, определенностью границ, целостностью. Кроме того в случае если отечественное зрение не видит реально каких-то частей принимаемой фигуры, отечественное восприятие достраивает эти части до целостного образа. Фигура неизменно окружена неизвестным, расплывчатым фоном, что может владеть цветом, яркостью, фоновым звучанием, ритмическим рисунком, шероховатостью, температурой и т.д. [59, с. 12]. Посредством цели наблюдатель руководит своим восприятием, делая фигурой одни предметы и относя в фон другие. Цель нужна чтобы понять, какие конкретно как раз показатели человека мы сделаем фигурой и будем замечать. Для того чтобы рода показатели возможно назвать единицами наблюдения. По окончании постановки цели, так, выделяются единицы наблюдения. К примеру, мы можем сделать единицей наблюдения – какое количество раз человек почесал за ухом. Затем мы можем посчитать количество этих почесываний в различных обстановках и сделать нужные выводы. Без выделения единиц и постановки цели данный акт вероятнее остался бы для нас незамеченным, остался бы рамках фона отечественного восприятия.

Что же возможно замечать в человеке, дабы выяснить его психологические изюминки? Возможно замечать его одежду, украшения, все то, что формирует его внешний вид. Обычно по одежде возможно выяснить социальный статус человека, уровень его доходов, его принадлежность к тем либо иным формальным либо неформальным объединениям. броская и примечательная одежда может сказать о рвении человека к повышенной активности, либо о том, что он желает привлечь к себе внимание. К примеру, люди с маниакальным складом характера постоянно одеваются ярко и броско. Люди истероидного типа, стремясь выделиться, кроме этого носят нестандартную одежду, завлекающую внимание, всевозможные украшения, делают татуировки на теле. Человек, наряжающийся строго и бережно, без всяких излишеств, может принадлежать к эпилептоидному типу, а человек, совсем не смотрящий за своим внешним видом, к шизоидному типу.

При изучении изюминок человека возможно замечать кроме этого его телосложение, строение лица, наличие мышечных зажимов в теле, невербальную коммуникацию. В ходе наблюдения нужно не только сосредоточить внимание на человеке, но и на том, что его окружает. Человеческое поведение возможно разглядывать как совокупность реакций на внешние стимулы. Лишь замечая внешние стимулы, на каковые происходит поведенческая реакция, возможно более либо менее адекватно осознать поведение человека. В истории психологии такое наблюдение практиковалось в первую очередь в рамках направления называющиеся бихевиоризм. Главный способ в бихевиоризме стал называться способ стимулреакция (SR). Бихевиористы изучали связь между реакцией и стимулом на него. Установив наличие аналогичной связи, мы можем уже предвещать поведение человека и руководить им. К примеру, мы изучили, что у конкретного человека при появлении пауков вызывается реакция страха. Сейчас в случае если нам необходимо вызвать у него подобную реакцию, нам достаточно продемонстрировать ему паука. Так, изучив связь между реакциями человека и стимулами, мы получаем возможность управлять его поведением.

Наблюдение возможно внешним (наблюдение со стороны) и внутренним (самонаблюдение). Оно возможно свободным в том случае, если оно не имеет заблаговременно установленных рамок, программы, процедуры проведения. В этом случае возможно в ходе наблюдения поменять его объект и предмет. В стандартизированном наблюдении, напротив, заблаговременно выяснено то, что отмечается. Оно осуществляется по предварительно установленной программе и строго направляться ей. Наблюдение кроме этого возможно включенным и сторонним. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь делается ярким участником того процесса, за которым он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение, напротив, исключает личное участие наблюдателя в изучаемом ходе.

Любой из перечисленных видов наблюдения имеет недостатки и свои достоинства и используется в том месте, где он может дать самые достоверные результаты. Внешнее наблюдение, к примеру, менее субъективно, чем самонаблюдение. Оно в большинстве случаев используется в том случае, в то время, когда замечаемые показатели смогут быть легко выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение нужно тогда, в то время, когда качественные внешние показатели изучаемого явления отсутствуют. Свободное наблюдение самый целесообразно в ситуации, в то время, когда запрещено определить, что направляться замечать. Стандартизированное наблюдение, напротив, используется тогда, в то время, когда у исследователя имеется правильный и полный список показателей, по которым можно понять изучаемое явление. Включенное наблюдение употребляется тогда, в то время, когда наблюдатель может верно оценить происходящее, только прочувствовав его на самом себе. В том случае в случае если в следствии личного участия наблюдателя его познание происходящего возможно искажено, лучше применять стороннее наблюдение. Оно разрешает более объективно оценить предмет наблюдения.

Так, наблюдение имеется целенаправленное и организованное восприятие изучаемого явления. В ходе сотрудничества с людьми громадной количество сведений о них мы можем взять в первую очередь, замечая их невербальную коммуникацию.

Возрастная психология. Т.В. Прейер способ наблюдения

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector