Л.С. Выготский именовал данный кризис кризисом семи лет и показывал на очевидные трансформации в поведении и характере ребенка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, делающие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного независимого индивида к осознанию собственных переживаний и чувств. Эти переживания связаны в первую очередь с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую – у меня оказалось самое круглое яблоко», «Я могу прыгать через лужи, я ловкий», «Я таковой неуклюжий, постоянно спотыкаюсь в догонялки». Ребенок начинает ориентироваться в собственных переживаниях и чувствах, относиться к самому себе на базе обобщения переживаний.
Но это не единственные показатели наступления кризиса . Другие новые поведенческие характеристики, прекрасно заметные в домашней обстановке:
— происхождение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как словно бы не слышит», «нужно сто раз повторить»);
— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу либо отсрочивание времени ее выполнения;
— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает влажные руки вместо вымытых);
— демонстративная «взрослость», время от времени впредь до карикатуры, манеры поведения;
— обостренное внимание к собственному одежде и внешнему облику,
основное, дабы не смотреться «как мелкий».
Видятся и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на ожидание и критику похвалы. К хорошим моментам смогут быть отнесены:
— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других государствах и на вторых планетах, о морально-этических правилах, о школе);
— самостоятельность в занятиях-хобби и в исполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному ответу;
— рассудительность.
Психотерапевтический суть этих изюминок поведения пребывает в осознании правил, в увеличении внутренней сокровище самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из основных новообразований — потребность в социальном функционировании, свойство к занятию значимой социальной позиции.
Главные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризиса 7 лет — разъяснение причинных оснований требований (из-за чего нужно делать что-то как раз так, а не в противном случае); предоставление возможностей осуществить новые формы независимой деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка совладать с ним.
«Стертость» признаков негативного поведения и отсутствие рвения к самостоятельности дома замедляет формирование готовности к школьному обучению.
1. В чем состоит специфика социальной обстановке развития в дошкольном детстве?
2. Как вы осознаёте понятие «публичный взрослый»?
3. Охарактеризуйте главные параметры дошкольной игры.
4. Как начинается содержательная сторона игры в течении дошкольного возраста?
5. Какие конкретно виды взаимоотношений детей выделяют в ходе игры? Как начинается координация игровых действий в совместной игре у детей при переходе от раннего к дошкольному возрасту?
6. Из-за чего детская игра возможно названа школой произвольности поведения?
7. Чем различаются сферы общения дошкольника со взрослыми и сверстниками?
8. В чем состоит мысль Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца об амплификации детского развития?
9. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?
10. Охарактеризуйте главные психотерапевтические новообразования дошкольного детства.
ЗАДАНИЕ 1
Выделите элементы структуры сюжетно-ролевой игры, обрисованной Л.Н. Толстым.
Что вы имеете возможность сообщить о разнице позиций детей-участников?
«В то время, когда нас оделили фруктами и мороженым, делать на ковре было нечего, и мы, не обращая внимания на косые, палящие лучи солнца, поднялись и отправились играться.
— Ну, во что? — сообщила Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве.— Давайте в Робинзона.
— Нет… скучно,— сообщил Володя, лениво повалившись на траву и пережевывая листья,— всегда Робинзон! Нежели обязательно желаете, так давайте лучше беседочку строить.
Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что весьма устал. Возможно, да и то, что у него уже было через чур много здравого смысла и через чур мало силы воображения, дабы в полной мере наслаждаться игрою в Робинзона. Игра эта пребывала в представлении сцен из «Швейцарского Робинзона», которого мы просматривали незадолго пред этим. — Ну, пожалуйста… отчего ты не желаешь сделать нам этого наслаждения? — приставали к нему девочки.— Ты будешь Карл, либо Эрнест, либо папа — как желаешь? — сказала Катенька, стараясь за рукав курточки немного поднять его с почвы.
— Право, не хочется — скучно! — сообщил Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно радуясь.
— Так лучше бы дома сидеть, коли, никто не желает играться,— через слезы выговорила Любочка. Она была ужасная плакса.
— Ну, отправимся; лишь не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
Снисхождение Володи доставило нам мало наслаждения; наоборот, его ленивый и неинтересный вид разрушал все очарование игры. В то время, когда мы сели на землю и, мня, что плывем на рыбную ловлю, приложив все возможные усилия начали грести, Володя сидел, сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я увидел ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше либо меньше махать руками, мы ничего не победим и не проиграем и все же далеко не уедем. Я нечайно согласился с ним.
В то время, когда, мня, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на пояснице, закинул руки под голову и сообщил мне, что словно бы бы, и он ходил. слова и Такие поступки, охлаждая нас к игре, были очень неприятны, тем более что не было возможности в душе не дать согласие, что Володя поступает разумно. Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак запрещено. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить запрещено; а Володя, я думаю, сам не забывает, как в продолжительные зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, второй лакеем, девочки в середину, три
стула были тройка лошадей,— и мы отправлялись в путь. И какие конкретно различные приключения случались в данной дороге! и как радостно и не так долго осталось ждать проходили зимние вечера!.. Нежели делать выводы по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения. М., 1985. С. 76-77).
ЗАДАНИЕ 2
Просмотрите психотерапевтические издания за последние 2 — 3 года, выберите статьи по проблемам дошкольного детства.
— Какие конкретно статьи показалась вам самые интересными и актуальными?
— Подготовьте резюме одной из статей: какие конкретно способы изучения были использованы, какие конкретно выводы сделаны.
Возрастные кризисы: новорожденности и 1 года.