Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

Происхождение философии в Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна народовластие, а она предполагает принятие ответов на базе свободного и равноправного дискуссии неспециализированных неприятностей. Навыки принятия решений и демократического обсуждения содействовали формированию рационалистического характера греческой философии.

В более чем тысячелетней истории греческой философии возможно выделить четыре периода: досократическая философия (VII-IV вв до н.э.), хорошая философия (450-320 гг. до н.э.), эллинистическая философия (320 г. до н.э. – 200 г. н.э.), неоплатоническая философия.

Первой философской школой Старой Греции считаетсямилетская школа(г. Милет, VI в. до н.э.). Ее основатель—Фалес (ок. 625 — ок. 547 до н.э.) вычислял началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610 — по окончании 547г. до н.э.) именовал словом «апейрон», т.е. «безграничное». Последний большой представитель милетской школыАнаксимен (VI в. до н.э.) думал что, все вещи происходят из воздуха или методом разрежения, связанного с нагреванием, или же методом сгущения и охлаждения.

Пифагорейцы (VI-IV вв до н.э.) полагали, что «все имеется число» и «самое умное имеется число», числа рассматривались ими как правила, структуры и причины вещей, как упорядоченные множества, как образы, по которым всевышний творил мир.

Обособленно от школ философствовалГераклит (финиш VI- начало V в. до н.э.), в учении которого понятием есть «логос», естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и «пламя», живая энергия, приводящая все в изменение и движение. Логос кроме этого и слово, задающее порядок мысли. Наиболее значимая мысль Гераклита — единства противоположностей и идея борьбы. Все в мире складывается из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса.

Элейская школа существовала в У1-У вв. до н. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон. Парменид в первый раз постарался обосновывать философские тезисы. Зенон сформулировал последовательность задач либо апорий, цель которых пребывала в защите учения Парменида («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес»).

Основатели древнего атомизма —Левкипп и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Для них «атом» (греч. atomos — неделимый) имеется «настоящее» бытие, а атомы существуют всегда и неизменно. Существует кроме этого и «небытие» — пустота, в которой движутся атомы. Атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной.

Софисты (450-350 гг до н.э.) (от греч. sophistes —- искусник, мудрец) завершили эволюцию досократического мышления. Софисты утверждали, что благодаря их мастерству возможно доказать либо опровергнуть все что угодно, т. е. для них нет незыблемых истин, все знания не безотносительны, а относительны (релятивны). Протагор (ок. 481-411 гг. до н.э.), как один из самых известных софистов, вычислял допустимым высказывание разных, кроме того противоположных точек зрения о любой вещи. Самый известный его тезис гласит: «Человек имеется мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Второй известный софистГоргий (ок. 483-375 гг. до н.э.), в отличие от Протагора, утверждавшего, что все действительно, думал, что все ложно.

Софисты выступают предшественниками поворота греческой философии от изучения природы к изучению человека. Хороший период развития греческой философии определяется влиянием афинских философов – Сократа, Аристотеля и Платона.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) думал, что приемлемости мнений и степень обоснованности и установлении выявляется в ходе дискуссии, диалога. Способ «порождения» все более обоснованных точек зрения Сократ именовал словами «майевтика» и «диалектика». Наиболее значимый девиз для него — «Познай себя».В этике Сократ занимал позицию «этического рационализма», т. е. разумного обоснования этических норм.

самый известным учеником Сократа есть Платон. Учение об идеях есть концептуальным ядром платоновской философии. Идеи (эйдосы) — это прообразы, гипотезы и сущности вещей, предел, к которому вещи хотят попасть в собственном становлении, но сами эйдосы не вещи, и их нереально принимать органами эмоций. Идеи соотносятся между собой иерархически, т. е. одни идеи логически подчинены вторым, а верховная среди них — мысль блага. Человек способен постигать идеи в их раздельности и единстве благодаря диалектике, которой Платон именовал умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать.

Аристотель (384-322 до н.э.) за Платоном и Сократом отстаивал правила философского рационализма, признавал, что сущности вещей неизменны и свободны от людской субъективности. Сущность вещи — это то, что сохраняется, остается тождественным себе, не обращая внимания на видимые вариации, уничтожение и возникновение вещей. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоей материей. Под материей Аристотель осознаёт не какое-то определенное вещество, а что-то могущее стать чем-то, в противном случае говоря, материя имеется потенция, возможность для осуществления некоей формы. Аристотель не только создал собственную концепцию баз сущего, но создал логику как науку о формах верного мышления, разрешающую разоблачать непреднамеренные неточности в умозаключениях либо преднамеренный софистический обман. Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание.

Развитие идей Сократа происходило и в рамках так называемых сократических школ. К их числу относятся киники, киренаики, мегарики и элидо-эретрийцы. В случае если Аристотель и Платон восприняли у Сократа рвение защищать дух греческой рациональности, государственности и законности, то другие «ученики» Сократа, стали исповедовать дух личной свободы, отрицающей «условности» публичной судьбе.

Коротко об древней философии

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector