Гуманистический подход

Прошлые два подхода разглядывают человека как несовершенный объект, что при определенных манипуляциях ведущего и под действием группового влияния обязан купить более верные очертания. Гуманистическое направление исходит из признания уникальности и самоценности людской личности. Основное тут – осознание сокровища собственного существования, принятие ответственности за идеальные поступки, решение проблемы аутентичности – соответствия метода бытия человека в мире внутренней природе его личности (Большаков, 1996).

К гуманистическому подходу возможно отнести такие общеизвестные направления в психотерапевтическом тренинге, как группы встреч (Роджерс, 1994) и тренинг сензитивности (Петровская, 1982).

К.Роджерс, деятельно развивая собственный направление, сформулировал нужные и достаточные условия конструктивных трансформаций участников тренинга. Им были названы три установки личности консультанта: конгруэнтность, эмпатия и абсолютное хорошее принятие (уважение). Проходящие тренинг участники побуждаются к фиксации, оценке и поведения партнёров и интерпретации действий и самих себя. В группе поощряется спонтанность проявления эмоций, открытое обращение внимания на интерпретации враждебности, неуверенности в себе, проявления психотерапевтической защиты.

Сама процедура групповых занятий характеризуется максимально свободным стилем управления. Ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая обстановку фрустрации. Участники вынуждены проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит на протяжении занятий. Группы встреч ориентированы на формирование межличностных взаимоотношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Основной упор наряду с этим ставится не столько на групповом ходе либо ходе развития навыков межличностного сотрудничества, сколько на открытости и поиске аутентичности во взаимоотношениях с другими.

Содержание сотрудничеств является средством для понимания процесса сотрудничества. Изучение групповых групповой динамики и процессов дает данные о поведении членов и межличностных отношениях группы в реальности. Развитие межличностных умений и социально-психотерапевтической компетентности предполагает познание групповых процессов, поощряющих самовосприятие.

Большая часть действенных трансформаций происходит в групповом, а не в личном контексте. Чтобы распознать и поменять собственные неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны обучаться видеть себя такими, какими их видят другие.

К.Рудестам именует задачи групп и следующие цели встреч:

  • обучение участников межличностному поведению;
  • подтверждение на практике теории групповой динамики;
  • проработка неприятностей, с которыми участники сталкивались в реальности;
  • помощь участникам в развитии умения руководить;
  • использование взятых знаний вне группы;

и:

  • развитие самопознания за счет понижения барьеров психотерапевтической защиты и устранение неискренности на личном уровне – познание целей, затрудняющих либо облегчающих развитие группы – постижение межличностных взаимоотношений в группе;
  • овладение умениями диагностики личных, групповых и проблем организационного характера (Рудестам, 1993).

Несколько пытается выяснить как возможно больше шансов выбора при встрече с проблемами и жизненными трудностями. Подчеркивается значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность процесса и целей порождает разнообразие эмоций, каковые нужно осознать, обучиться разделять их и быть чувствительным к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Участники группы смогут изучить собственные межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими. Они развивают в группе коммуникативные умения, включающие описание поведения, коммуникацию эмоций, активное слушание, обратную сообщение, конфронтацию.

Группы сензитивного тренинга акцентированы на неспециализированном развитии индивида. В рамках данной ориентации первичным есть обнаружение жизненных сокровищ индивида, усиление эмоции самоидентичности. Тренинг направлен на развитие сензитивной способности, без актуализации которой затруднено верное познание личностных состояний и качеств партнеров, взаимоотношений, складывающихся между ними.

задачи и Цели сензитивного тренинга:

  • развитие компетентности в общении;
  • развитие активной социально-психотерапевтической позиции участников;
  • увеличение психотерапевтической культуры;
  • развитие социально-перцептивной компетентности;
  • приобретение участниками группы обобщенных диагностических умений и знаний;
  • развитие самопознания за счет понижения барьеров психотерапевтической устранения и защиты неискренности на личном уровне (Петровская, 1982).

Ведущим методическим средством сензитивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, каковые дают всевозможный материал, нужный для результатов и осознания процесса социально-перцептивной деятельности, и формируют среду, разрешающую каждому участнику развивать собственные перцептивные способности.

Так, представители гуманистического направления трактуют неконструктивное поведение и невротическое внутреннее состояние как следствие неосуществимости самоактуализации. Неприятности и дезадаптация появляются тогда, в то время, когда блокируются потребности наибольшего уровня, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психотерапевтического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить эмоциональный опыт, содействующий принятию и осознанию себя, содействующий личностной интеграции.

ЭФФЕКТ ТРЕНИНГА

Разбирая вопрос об эффекте тренинга, возможно сделать вывод, что, не обращая внимания на разные концептуальные платформы, представители разных направлений выделяют обычный комплект трансформаций, каковые происходят с участниками в ходе тренинга.

Прежде всего, в следствии межличностного сотрудничества развиваются и оптимизируются коммуникативные свойства, что отражается в приёмах и навыках общения межличностного оценивания (Петровская, 1982; 1989). Путь к формированию навыков общения у различных психотерапевтических направлений различный: от овладения бессознательным, которое сковывает и дезориентирует поведение, до принятия и безусловного признания себя таким, какой ты имеется либо прямого натаскивания на выбранные эталоны поведения.

Второй блок трансформаций касается социально-психотерапевтической компетентности, умения ориентироваться в социальных обстановках, осознавать вторых людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения (Вачков, 1999). Психодинамический подход достигает этого результата через преодоление защитных механизмов и барьеров бессознательного, приводящих к искаженной интерпретации собственного поведения и чужого. Бихевиористы намерено развивают и совершенствуют навыки социальной перцепции, раскладывают по полочкам внешние элементы поведения. Гуманистический подход стимулирует готовность и открытость осознать и принять поведение другого человека.

Раздельно возможно разглядывать и таковой эффект тренинга, как умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии (Большаков, 1996). Происхождение этого результата констатируется и в рамках поведенческого подхода, и в психодинамическом направлении. Но громаднейших удач в развитии свойства к сопереживанию достигают представители гуманистического направления.

Кроме перечисленных выше блоков направляться упомянуть и следующие последствия направленного группового действия:

1. Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение зажимов и числа штампов.

2. Увеличение самооценки, уверенности в себе.

3. Развитие воображения, умения нестандартно, уникально мыслить.

4. Увеличение поисковой активности, ориентация на активную позицию (Арнольд, 1989).

Л.А. Петровская в собственных работах отмечает, что опыт переживаний, полученный в ходе работы группы, делается ответственной эмоциональной компонентой многих эффектов. Ко мне относятся децентрация, проявляющаяся в большей обращенности к партнерам по общению; развитие гуманистической установки в отношении партнеров; возрастание социально-психотерапевтической активности участников тренинга; осознание ими общения как независимой ценности (Петровская, 1989). Увеличивается эффективность своевременной саморегуляции (регулирование собственного поведения в конкретных краткосрочных обстановках), перспективной саморегуляции (в течении долгого отрезка времени) (Вачков, 1999).

К. Рудестам отмечает, что член группы есть одновременно и участником, что может экспериментировать с трансформациями поведения, и наблюдателем, что может осуществлять контроль результаты этих трансформаций (Рудестам,1993). Перед участниками группы поднимается задача изучить и проанализировать личные социально-перцептивные и коммуникативные возможности, характеристики, и в этом смысле решить диагностическую задачу. Дополнительно к этому на протяжении всего цикла стоит задача анализа конкретных обстановок. Обстановки смогут быть спровоцированы, заданы ведущим, либо они появляются спонтанно на протяжении становления взаимоотношений (Петровская, 1989). Тренинг кроме этого содействует улучшению самовыражения через мимику, жест, перемещение и совершенствованию восприятия вторых при помощи фиксации таких же сигналов, другими словами активизирует языки общения.

Так, психотерапевтический тренинг большей частью употребляется при ответе таких задач, как обучение участников успешному поведению, практическому подтверждению теории групповой динамики, дискуссии неприятностей, с которыми участники столкнулись в настоящих условиях, помощь в применении взятых знаний вне группы. Более конкретно цели группы определяются ее участниками и ведущим. Они смогут касаться отдельных участников, их взаимоотношений, роли индивида в некоем коллективе, группы как целого, взаимоотношений между группами, внутренних неприятностей группы. В то время, когда интересы группы сосредоточиваются на отдельных участниках, целью возможно расширение самосознания, расширение и изменение установок поведенческой компетентности. В то время, когда интересы направлены на исполнение ролевых функций, целью группы возможно изучение отношения участников к разным групповым ролям. Интерес к групповым вопросам может определяться целью ответа своеобразных групповых неприятностей и поисками способов улучшения ее деятельности и климата. Наряду с этим различные направления психотерапевтического тренинга расставляют разные выговоры.

Но всего сказанного выше достаточно, дабы обосновать отечественную точку зрения: не обращая внимания на различия в подходах, все три главных направления в психотерапевтическом тренинге применяют однообразную логику построения группового процесса.

1. На начальной стадии тренинга происходит выведение из внутреннего замысла во внешний моделей поведения и неконструктивных элементов. В бихевиоризме это – демонстрация заученных навыков, в психоанализе – осознание бессознательных барьеров и мотивов, в гуманистической психологии – осознание собственной неаутентичности. На этом этапе участникам предлагается решать задачи так, как они смогут делать это без специального обучения и постороннего вмешательства. Эта стадия носит диагностический темперамент. Лишь выведение проблемных областей из внутреннего замысла во внешний – поведенческий, формирует важную предпосылку для их последующей коррекции.

2. На втором этапе – построение модели совершенного поведения во внешнем замысле. Представители поведенческой психологии реализовывают это через неестественное создание эталона в форме записи либо проигрывания. Психодинамический подход очень выделяет этап происхождения высвобожденной, очищенной личности. В гуманистическом подходе эталоном значительно чаще выступает или поведение ведущего, или тех участников, каковые поняли непреходящую сокровище собственной личности и приняли себя такими, какие конкретно они имеется. Иными словами, используя стратегии поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др., ведущий и участники находят оптимальные модели поведения в каждой конкретной ситуации.

3. На последнем этапе – модификация поведения участников группы в сторону большого приближения к эталону и закрепление его во внутреннем замысле. В поведенческой психологии это достигается через разделение подкрепления: хорошее подкрепление успешного поведения и разрушение ветхих штампов. Психоаналитические группы на завершающей стадии освобождаются от давления неэффективных сценариев либо иных конструктов бессознательного. В гуманистической психологии намерено обсуждаются и закрепляются поведения и основные принципы.

Усмотренная нами логика построения успешного тренинга в рамках любой теоретической парадигмы – несложная и прозрачная модель того, что всегда происходит в ходе тренинга. Иными словами, психологи всех направлений, сами того не подмечая, закладывали в собственные практические модели правила гарантии эффективности, каковые были выделены особенной психотерапевтической теорией – теорией деятельности. Легко заметить, что раскрытая нами неспециализированная логика этапности психотерапевтического действия всецело сходится с представлениями об экстериоризации-интериоризации, опосредствованном овладении своим поведением, каковые были созданы в созданной Л.С.Выготским психотерапевтической концепции, взявшей наименование культурно-исторической теории, и концепции А.Н. Леонтьева, которую на данный момент именуют теорией деятельности. Объединение этих двух подходов в данной работе осуществлено не просто так. Как писал В.В. Давыдов:

Сложная и противоречивая история фундаментальных и противоречивых идей всей научной школы Л.С.Выготского говорит о внутренней связи культурно-теории деятельности и исторической теории . Две обсуждаемые теории имеют единые корни и создавались в одной научной школы (Давыдов, 1990).

Не смотря на то, что критика деятельностного подхода до сих пор не утихает, кроме того самые ярые соперники вынуждены были признать, что это единственная теория в психологии, которая смогла интегрировать и собрать в единую картину успехи всех предшествовавших школ и объединить до того не объединимое: поведение и сознание, рациональное и эмоциональное, целое и его части (Асмолов, 1996; Гиппенрейтер, 1998). Как писал в собственной работе Э.Г. Юдин, категория деятельности возводится в ранг общих предельных абстракций, каковые соединяют в себе эмпирическую достоверность с методологической конструктивностью и теоретической глубиной (Юдин, 1997). Использование в отечественной работе правил теории деятельности и культурного подхода разрешит нам проанализировать действительность направленного группового психотерапевтического вмешательства под иным углом зрения и постараться распознать те элементы личного мастерства тренера, каковые в действительности являются не чем иным, как отражением главных постулатов неповторимой научной теории.

Карл Роджерс. Гуманистическая психология.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector