Гуманистические терапии

Гуманистические терапии основаны на феноменологическом подходе к личности, обсуждавшемся в главе 13. Не смотря на то, что гуманистические терапии весьма разнообразны, все они опираются на естественную склонность человека к совершенствованию и самоактуализации. В них предполагается, что психологические расстройства появляются тогда, в то время, когда процесс успехи собственного потенциала блокируется событиями либо вторыми людьми (родителями, преподавателями, супругами), пробующими направить развитие человека по выбранному ими пути, что они вычисляют приемлемым. В случае если это им удается, человек начинает отрицать собственные жажды. Осознание человеком собственной уникальности сужается, и потенциал развития уменьшается. Гуманистическая терапия оказывает помощь человеку соприкоснуться с его настоящим Я и сделать произвольный выбор в отношении собственной поведения и жизни, а не разрешать, дабы их определяли внешние события. Задача гуманистической терапии — оказать помощь клиенту стать в основном тем, кем он способен стать.

Подобно психоаналитику, гуманистический терапевт оказывает помощь человеку глубже понять мотивы и свои эмоции. Но выговор наряду с этим ставится на том, что человек переживает тут и по сей день, а не в прошлом. Терапевт гуманистического направления не интерпретирует поведение человека (как это делал бы психоаналитик) и не пробует его скорректировать (как это делал бы представитель поведенческой терапии), потому, что подобные действия навязывали бы клиенту личные взоры терапевта. Его цель — содействовать тому, дабы индивид изучил собственные мысли и эмоции, и оказать помощь ему прийти к собственному собственному ответу. Данный подход станет яснее, в то время, когда мы обратимся к ориентированной на клиента терапии (ее именуют кроме этого недирективной терапией) — одной из первых разновидностей гуманистической терапии.

Ориентированная на клиента терапия, созданная в 1940-х годах Карлом Роджерсом, основывается на предположении, что человек — лучший специалист самого себя и может самостоятельно выработать ответ для собственных неприятностей. Задача терапевта — не в том, дабы задавать зондирующие вопросы, предлагать интерпретации либо предлагать движение действий. В действительности Роджерс предпочитал термин «содействующий» (facilitator), а не «терапевт», и именовал людей, с которыми он трудился, не «больными», а «клиентами», потому, что не считал, что эмоциональные трудности говорят о болезни, которую нужно лечить.

Терапевт облегчает продвижение клиента в направлении самоинсайта методом пересказывания клиенту того, что он от него услышал о его эмоциях и потребностях, с тем дабы оказать помощь клиенту прояснить собственные эмоции.

Роджерс полагал, что наиболее значимыми качествами терапевта являются сопереживание (эмпатия), искренность и теплота. Сопереживание свидетельствует свойство осознать эмоции, каковые клиент пробует выразить, и свойство передать осознанное клиенту. Терапевт обязан принять совокупность координат клиента, обязан стремиться заметить неприятности так, как видит их клиент. Под теплотой Роджерс осознавал глубокое принятие индивида как он имеется, включая убеждение, что у этого индивида имеется возможность конструктивно подойти к своим проблемам. Искренний терапевт открыт и честен, он не играет роль и не действует, прикрывшись маской специалиста. Люди не склонны раскрываться тому, кого они вычисляют фальшивым. Роджерс полагал, что лишь терапевт, владеющий этими качествами, будет содействовать росту клиента и его самоанализу (Rogers, 1970).

Роджерс первым начал записывать на магнитофон терапевтические занятия, дабы иметь возможность их изучать и разбирать. Он и его сотрудники внесли солидной вклад в область психотерапии. Но ориентированный на клиента подход имеет определенные ограничения. Подобно психоанализу, он приносит успех лишь тем индивидам, каковые достаточно развиты вербально и заинтересованы в дискуссии собственных неприятностей. Людям, каковые не ищут помощи по собственной воле либо у которых такие серьёзные нарушения, что они не смогут обсуждать собственные эмоции, в большинстве случаев требуются более директивные способы. Помимо этого, пользуясь самоотчетами клиентов как единственной мерой эффективности терапии, терапевт, трудящийся по ориентированному на клиента способу, игнорирует поведение, протекающее за пределами собственных сеансов. Индивидам, чувствующим безуспешность и ненадёжность собственных межличностных взаимоотношений, чаще нужна более организованная помощь в коррекции их поведения.

Карл Роджерс. Гуманистическая психология.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector