Финансы — финансовые средства, разглядываемые в ходе движения и создания; формируются на протяжении производства, перераспределения и распределения ВВП (ВВП) страны. Финансы страны — совокупность финансов всех секторов экономики в юс сотрудничестве между собой и остальными государствами мира.
Современная рыночная экономика не имеет возможности функционировать без прекрасно организованной денежной совокупности. В наше время понятием «финансы» определяют всю совокупность экономических взаимоотношений, связанную с образованием, распределением перераспределением денег. Условно возможно выделить национальные финансы, финансы предприятии, компаний корпораций и финансы населения (физических лиц).
Национальные финансы-это часть денежной совокупности общества охватывающая перемещение денежных средств, нужных для осуществления его функций.
Финансы фирм, компаний, корпораций — это финансовые активы, образующиеся, распределяющиеся и употребляющиеся в ходе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.
Финансы населения — это часть денежной совокупности, которая характеризует перемещение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.
Национальные финансы — сложная совокупность, включающая четыре главных звена:
1) госбюджет;
2) местные финансы;
3) финансы национальных фирм;
4) финансы особых публичных фондов.
Существующая в стране совокупность денежных взаимоотношений именуется денежной совокупностью.
Денежная совокупность России включает:
1) национальную бюджетную совокупность;
2) внебюджетные особые фонды;
3) национальный кредит;
4) фонды имущественного и личного страхования;
5) финансы фирм разных форм собственности.
Первые четыре блока данной совокупности — централизованные и употребляются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы фирм — децентрализованные и употребляются для регулирования экономических процессов на микроуровне.
Национальные особые внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд особого страхования, Фонд занятости населения, Фонд необходимого медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).
Через национальные финансы перераспределяется большая часть НД нашей страны (приблизительно 1/3).
Основное звено в данной совокупности — госбюджет.
Его главные задачи пребывают в том, что:
1) деньги нужно в определенном порядке и всецело собирать;
2) деньги нужно рационально распределять по разным фондам;
3) деньги необходимо действенно и полностью применять по прямому назначению.
Госбюджет — это денежная программа деятельности страны той либо другой страны, отражающая все его финансовые ресурсы (доходы) и их распределение (затраты).
Госбюджет — это годовой денежный замысел национальных источников и расходов их денежного покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета каждый год обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении денежного года полномочные представители аккуратной власти отчитываются о собственной деятельности по осуществлению расходов и мобилизации доходов в соответствии с принятым в прошлом году законом о бюджете.
В соответствии с русским законодательством бюджетная совокупность страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного).
В национальную бюджетную совокупность РФ (консолидированный бюджет) в качестве независимых частей включаются:
1) бюджеты и федеральный бюджет национальных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);
2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и бюджеты области, бюджеты города Санкт Петербурга и-Москвы; окружные бюджеты независимых округов, бюджет Иудейской независимой области и бюджет территориальных национальных фондов);
3) местные бюджеты (муниципальные, районные, сельские).
Все эти бюджеты функционируют самостоятельно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются собственные источники доходов и определяются затраты, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.
В Бюджетном кодексе выяснены ключевые принципы бюджетной совокупности России:
1) единство бюджетной совокупности;
2) полнота бюджетной совокупности;
3) самостоятельность бюджетов;
4) гласность бюджетов;
5) сбалансированность бюджетов;
6) разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной совокупности.
Единство бюджетной совокупности обеспечивается единой правовой базой, применением единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными правилами бюджетного процесса.
Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной совокупности имеется место отражения доходов в их полном количестве.
Самостоятельность разных звеньев бюджетной совокупности предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев совокупности и права самостоятельно определять объёмы и напряжение производственных затрат в соответствии с закрепленными полномочиями.
Гласность свидетельствует необходимость публикации утвержденных отчётов и бюджетов об их применении для широкой общественности.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной совокупности образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура госбюджета России представлена в таблице 16.1.
Госбюджет, как и каждый баланс, предполагает выравнивание расходов и доходов. Но при принятии бюджета планируемое расходы и поступление не совпадают.
Превышение доходов над затратами образует бюджетный профицит (излишек), превышение затрат над доходами образует бюджетный недостаток (недочёт).
Бюджетный недостаток появляется благодаря многих обстоятельств объективного и субъективного характера. Чаще всего — из-за неосуществимости мобилизовать нужные доходы в следствии спада либо падения темпов производства, низкой других причин и производительности труда, вызывающих нестабильность экономики, понижение эффективности производства.
Госбюджет