Муниципальный агломерацией принято именовать компактную пространственную группировку поселений, объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. Агломерация представляет собой сложное социально-экономическое явление, формирующееся естественным методом. Особенное отличие для агломераций придают маятниковые трудовые и культурно-бытовые поездки, что предполагает возрастающее развитие в пределах агломерации разных видов пассажирского транспорта
Различают моноцентрические (сформировавшиеся около одного большого города-ядра, к примеру, Столичная агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие пара городов-ядер, к примеру, скопления городов в Рурском бассейне Германии). самые значительные полицентрические агломерации сформировались в Европе — Рурская в ФРГ (11,5 млн. обитателей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн.), в Японии — так называемый мегалополис Токайдо (около 60 млн.) и некоторых вторых государствах.
На практике, главными условиями развития и формирования агломераций являются:
• Наличие правовой базы (функционирование и создание агломераций, синхронизация полномочий, закрепление прав и обязанностей участников)
• Наличие инфраструктуры (объединение в единую сеть, реализация комплексных проектов на базе агломерации)
Главными показателями современных муниципальных агломераций являются:
— компактность -компактное размещение населенных пунктов, в основном муниципальных;
наличие транспортных коридоров -наличие транспортных коридоров, разрешающих объединяться и взаимодействовать (ЖД транспорт, аэропорт, электропоезда, автобусы, теплоходы и т. п.), и снабжать общность грузов доставки и средств населения;
— доступность -1.5-часовая доступность, которая разрешает при наличии развитой совокупности транспортных коридоров увеличить границы агломерации (при условии вторых факторов экономической целесообразности);
-концентрация трудовых ресурсов и промышленного производства -такая концентрация есть необходимой на территории муниципальный агломерации;
— высокая плотность населения — концентрация больших весов населения на протяжении транспортных коридоров;
— тесные экономические связи — определяются как кооперирование и комбинирование предприятий между потреблением и производством промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель – более замечательные грузопотоки в пределах агломерации если сравнивать с внешними грузопотоками);
— тесные трудовые связи — часть трудящихся на фирмах и учреждениях одного поселения живут в других поседениях, т. е. в пределах агломерации отмечается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным поседениями и городом пригородной территории, и между этими поселениями
— тесные культурно-бытовые и рекреационные связи — учреждения либо места отдыха одного либо нескольких поселений частично обслуживают обитателей вторых поседений, происходят ежедневные либо еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми либо рекреационными целями;
— тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи — такие связи сопровождаются регулярными деловыми визитами между поселениями агломерации по делам бизнеса, общественной работы и службы
— большой уровень функциональной связанности — сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; как правило – соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);
— целостность рынков — целостность рынков труда, недвижимости, почвы
— правовая самостоятельность поселений — нахождение подчинённых поселений в пределах собственных административных регионов не считая самых теснопримыкающих;
— многокомпонентность — поселения объективно
сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные совокупности;
— динамичность — такие совокупности отличаются динамичностью в развитии, свойством к стремительной адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;
При моноцентрической агломерации к названным выше показателям добавляется:
— наличие городов-центров — наличие городов-фаворитов с «центростремящимися» территориями (т. е. не просто наличие города-фаворита, но и сильно-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому «ядру»; город-центр сохраняет наличие административных функций большого уровня, способен по экономическому потенциалу и размеру создавать объединения (агломерации);
-территориально-отраслевой интерес – одним из главных показателей муниципальный агломерации – наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны — город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство ответа собственных неприятностей (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.), а иначе – активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-денежных групп) в применении благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т. е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с свойственным комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую пользу, не хватает учитывая территориальные интересы).